Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 234.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.05.2014
Размер234.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

Пояснительная записка



Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературному чтению и на основе программы, разработанной Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой «Литературное чтение».
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Средства обучения:

1.Учебник

Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Автор Л.А. Ефросинина, М. Т. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2013– (Начальная школа XXI века).

Хрестоматия ( в 2-х частях); Автор Л.А. Ефросинина

2. Рабочие тетради

Литературное чтение №1, №2. Автор Л.А. Ефросинина

3.Книги для учителя

Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012–272 с.

Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты. Литературные диктанты. Тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2012. – 416 с.
В авторскую программу изменения не внесены.
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:


  • восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

  • понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

  • воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

  • воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.



Основные линии программы:


  1. Развитие навыка чтения;

  2. Развитие восприятия произведения;

  3. Развитие литературоведческих понятий;

  4. Развитие речевых умений;

  5. Развитие творческой деятельности.


Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2. Система работы над навыками чтения.

3 Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:


  1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

  3. Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.



Круг чтения


Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии.

Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.

Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.

Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Жанрово- тематическое разнообразие.

Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки ( народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.

Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно- художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно- популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк- повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.

Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников.

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

-осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;

-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;

-использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика);

-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;

-чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе - не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

-установление смысловых связей между частями текста;

-определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;

-сопоставление поступков героев;

-понимание и различие значений слов в тексте;

-нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;

  • выделение в тексте эпитетов, сравнений;

  • составление простого плана к рассказу, сказке;

  • подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;

  • составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);

  • выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

-самостоятельный выбор книги на определенную тему;

-чтение детской периодики;

-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).

Межпредметные связи:

С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).

С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

Изменений типовой программы в данной рабочей программе нет.
Тематическое планирование


Разделы, темы программы

Количество часов




-3-

-4-




Повторение. Произведения фольклора. Героическая песня, легенда, библейское предание.


6




Басни. Русские баснописцы.

Проверочная работа № 1.

5




Произведения В.А. Жуковского.


2




Произведения А.С. Пушкина.

Проверочная работа № 2

3




Произведения М.Ю. Лермонтова.


3




Произведения П.П. Ершова.

2




Произведения В.М. Гаршина.

Проверочная работа № 3

2




Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского.

1




Произведения зарубежных писателей.

Проверочная работа № 4

6




Книги Древней Руси.

Проверочная работа № 5

3




Произведения Л.Н. Толстого.

4




Стихи А.А. Блока.

2




Стихи К.Д. Бальмонта.

3




Произведения А.И. Куприна.

1




Стихи И.А. Бунина.

Проверочная работа № 6.

2




Произведения С.Я. Маршака.

4




Стихи Н.А. Заболоцкого.

1




Стихи Н.М. Рубцова.

Проверочная работа № 7

2




Произведения С.В. Михалкова.

2




Юмористические произведения.

2




Очерки.

2




Путешествия. Приключения. Фантастика.

Проверочная работа № 8

10




Итого 68 часов.



Календарно-тематическое планирование.



п\п

Тема урока

Количество часов

Дата










по плану

по факту



Произведения фольклора. «Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

1

03.09






Былина «Волх Всеславович».

1

06.09






«Легенда о граде Китеже».

1

10.09






«Легенда о покорении Сибири Ермаком»

1

13.09






Библейские притчи. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»


1

17.09






Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»



1

20.09






Басни. Русские баснописцы. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

24.09






И. И. Хемницер «Друзья», А. Е. Измайлов «Кукушка».

1

27.09






И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».


1

01.10






И.Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок».

1

04.10






Обобщение по теме «Басни. Русские баснописцы». Проверочная работа№1.

1

08.10






В.А. Жуковский « Песня» , « Ночь», «Спящая царевна».

1

11.10






В.А. Жуковский. Баллады. «Светлана».

1

15.10






А. С. Пушкин
«Осень» (отрывки).

1

18.10






А. С. Пушкин
«И. И. Пущину». И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

22.10






А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля. Проверочная работа№2.

1

25.10






Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус».

1

29.10






М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс».

1

01.11






М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», «Казачья колыбельная».

1

12.11






П. П. Ершов «Конек-Горбунок».


1

15.11






П. П. Ершов «Конек-Горбунок». «Кто он?».


1

19.11






В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

22.11






В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». «Сказка о жабе и розе». Проверочная работа №3.

1

26.11






Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

1

29.11






В.Гюго «Козетта». (Отдельные главы).

1

03.12






В.Гюго «Козетта». (Отдельные главы).

1

06.12






Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

( Отрывки.)

1

10.12






Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

( Отрывки.)

1

13.12






Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

1

17.12






Х. К. Андерсен«Дети года».Проверочная работа №4.

1

20.12






В мире книг. Книга книг-Библия.

1

24.12






Книги Древней Руси. Деятельность Ярослава.(Похвала книгам).

1

27.12






Первая славянская азбука. Первая печатная книга на Руси. Проверочная работа №5.

1

14.01






Л. Н. Толстой «Акула», «Два брата» (сказка).

1

17.01






Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной» (басня), «Черепаха» (рассказ).

1

21.01






Л. Н. Толстой «Русак» (рассказ) «Русак» (рассказ).

1

24.01






Л. Н. Толстой «Святогор-богатырь» (былина).


1

28.01






А. А. Блок «Россия».

1

31.01






А. А. Блок«Рождество».

1

04.02






К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме».

1

07.02






К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши».

1

11.02






К. Д. Бальмонт«У чудищ», «Как я пишу стихи».

1

14.02






А. А. Куприн «Скворцы» (рассказ)

1

18.02






И. А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет»,«Детство».

1

21.02






И.А.Бунин «Листопад».(Отрывок).Проверочная работа№6.

1

25.02






С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка).

1

28.02






С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка).

1

04.03






С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка). Р. Бернс «В горах мое сердце…»

1

07.03






Н. А. Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке»

1

11.03






Н. М. Рубцов «Березы», «Тихая моя родина».

1

14.03






В.П.Катаев «Сын полка».(Главы). Проверочная работа №7.

1

18.03






Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома».


1

21.03






Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало».

1

01.04






Юмористические произведения. Н. Н. Носов «Федина задача».

1

04.04






И. Л. Гамазкова «Страдания». В.Ю. Драгунский « Тайное становится явным».

1

08.04






Очерки. И. С. Соколов-Микитов «Родина»,

А. И. Куприн «Сказки Пушкина».

1

11.04






Н.С.Шер «Картины-сказки».

1

15.04






Путешествия. Приключения. Фантастика. Н. П. Вагнер «Фея фантаста».

1

18.04






Н. П. Вагнер «Береза».

1

22.04






. Н. П. Вагнер «Береза».


1

25.04






. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» .(Главы).


1

29.04






Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». .(Главы).


1

02.05






Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». .(Главы).

1

06.05






Книги о путешествиях и приключениях.

1

13.05






Книги о путешествиях и приключениях.

1

16.05






. Книги о путешествиях и приключениях .

1

20.05






Книги о путешествиях и приключениях.

1

23.05






Проверочная работа №8.

1

27.05





Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

Навык чтения

  • Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.

  • Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.

  • Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).

  • Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.

  • Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск