Скачать 0.9 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Щербаковская средняя образовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мощёнской Александры Григорьевны по учебному предмету « Литературное чтение» 4 класс 2010-2011 год
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе Учитель Мощёнская Александра Григорьевна Количество часов на год: Всего 105часов; в неделю: З часа Рабочую программу составила Мощёнская Александра Григорьевна ____ /подпись/ 2010 год Пояснительная записка К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», «Вентана - Граф» 2009 г. под редакцией Н.Ф. Виноградовой) и «Примерной программы для начальной школы», Москва «Дрофа» 2007 г. Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Авторская программа рассчитана на 102 часа, но так как школа реализует учебный план, ориентированный на 35 учебных недель, в рабочую программу добавлены 3 часа, которые отведены в раздел «Путешествия, приключения, фантастика». Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Учебник «Литературное чтение»: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы в 2-х частях. / Л. А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф' , 2005г. / Хрестоматия по литературному чтению. / Л. А. Ефросинина––М.: Вентана-Граф, 2008./ Литературное чтение: рабочие тетради. – Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010. Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа. Количество контрольных работ: 8 Формы организации учебного процесса: классно-урочная Формы текущего контроля: В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Формы промежуточного контроля: тестирование. Устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, тестирование, чтение текста). Письменные виды контроля (письменный опрос, письменное сочинение, выполнение самостоятельной работы, выполнение письменной проверочной работы, выполнение творческой работы). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь
называть, приводить примеры
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Основные требования к знаниям, умениями навыкам учащихся в 4 классе начальной школы Обучающиеся должны:
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – познавательная книга о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари). Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей – сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно – познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях. Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических. Жанрово – тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно – художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь- сутки ночь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты(«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов эмоциональных переживаний. Рассказы: художественные, научно – популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героя, интересных случаев из их жизни, эмоционально – образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно – художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно – популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно – выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное. Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения. Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх. Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений , 6 отрывков из прозы). Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. Читательские умения ( работа с произведением и книгой ):
Межпредметные связи:
|