Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень)





Скачать 200.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень)
Дата публикации14.09.2014
Размер200.55 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по литературе в 5 классе

(базовый уровень)
Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

II. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
III. Содержание программы

Введение.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Устное народное творчество.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Русские народные сказки.

«Царевна - лягушка». «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Из Древнерусской литературы.

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет».

Из литературы 18 века.

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…»

Из литературы 19 века.

И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и ягненок», « Свинья под дубом», «Волк на псарне».

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

В. А. Жуковский.

«Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Н.А.Некрасов. «На Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. «Мороз , красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Ф.И. Тютчев

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А.А. Фет

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них  у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

И. С. Тургенев. «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

А. П. Чехов. «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

А.П. Платонов «Никита».

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

Русские поэты о Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов.

Дети и война. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Русские поэты 20 века. Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня». Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев «Аленушка». С. Есенин. «Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу»

С. Черный. «Кавказский пленник »

Из зарубежной литературы. Стивенсон. «Вересковый мед».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Г. X. Андерсен. «Снежная королева».

Ж. Санд. «О чем говорят цветы?»

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Лондон. «Сказания о Кише».
Структура курса


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

1




Устное народное творчество

14

1

3

Мотивы фольклора в литературе

18

1

2

Из литературы XIX века.

21

3

1

Из литературы XX века.

14

2

1

ИТОГО

68

8

7



V.Календарно-тематический план




Наименование разделов и тем уроков

Кол-во

часов


Дата

1

Литература как учебный предмет. Писатели о роли книг в жизни человека и общества.

1




2

Фольклор. Малые жанры фольклора.

1




3

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

1




4

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Волшебные персонажи. Поэтика волшебной сказки.

1




5



«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1




6

Особенности сюжета сказки. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство героя.

1




7

Сказочники. Русские народные сказки.

1




8

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1




9

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи

1




10

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1




11

Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. И.А.Крылов «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости.

1




12

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

1




13

В.А.Жуковский: детство, начало творчества. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна».

1




14

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

1




15

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады.

1




16

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1




17

В.М.Гаршин «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке.

1




18

Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…» Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.

1







Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1




19

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Противостояние добра и зла. Основные образы сказки. «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».

1




20

М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности. «Бородино»

1




21

«Бородино» Образ старого солдата – участника сражения.

1




22

Н.В.Гоголь. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

1




23

Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

1




24

Н.А.Некрасов. «На Волге».

1




25

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»

1







И.С.Тургенев. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола.

1




26

История отношений Герасима и Татьяны.

1




27

Герасим и Муму.

1




28

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

1




29

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, трудолюбие, великодушие. Протест героя против рабских отношений. Работа над сочинением.

1




30

  1. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ-быль.

1




31

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1




32

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысли писателя о жизни разных народов. Картины природы в рассказе.

1




33

А.П.Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Юмор.

1




34

Образы природы в русской поэзии. Образ весны и лета в стихотворениях русских поэтов. (Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.А.Фет)

1




35

Образ зимы и осени в стихотворениях русских поэтов. (Ф.И.Тютчев, А.Н Майков, И.С.Никитин, И.З.Суриков)

1




36

Образ русской природы в поэзии. Рифма. Ритм. Анализ стихотворения.

1




37

И. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1




38

В.Г.Короленко. «В дурном обществе».

1




39

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1




40

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

1




41

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.

1




42

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1




43

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы хозяйка». Отличие сказа от сказки.

1




44

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

1




45

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.


1




47

К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Нравственные уроки сказки

1













48

«Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой.

1




49

С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1




50

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

1




51

Х.К.Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева».

«Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды. Близость произведения к народной сказке.

1




52

Жорж Санд. Страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1




53

А.П.Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в изображении героя

1




55

В.П.Астафьев. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро».

1




56

«Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки.

1




57

Сочинение. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки.

1




58

«Ради жизни па земле». Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». К.М.Симонов. «Сын артиллериста».

1




59

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. (И.А.Бунин, С.А.Есенин, Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо)

1




60

Сопоставительный анализ стихотворений Д. Кедрина «Аленушка» и А. А. Прокофьева «Аленушка».

1




61

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Юмор.

1




62

Итоговый урок по русской литературе

1




63

Зарубежная литература

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

1




64

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.


1




65

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1




66

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.

1




67

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

1




68

Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя.

1




69

Итоговый урок.

1




VI. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

К концу 5 класса учащиеся должны

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста,

  • состав­лять тезисы и план прочитанного;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


VII. Методическое обеспечение


  1. Литература. 5 кл.: учеб. - хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» / О. А. Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2009

  3. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» /О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В. Золотарева. - М.: ВАКО, 2009.

  4. О.Г. Черных. Игровые уроки по литературе. М. «Вако», 2008

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана...
Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 11 классе Количество часов 3 часа...
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе ( 10-11 классы)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 12 классе...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе 11класс
...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош»
Требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень),2004г
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год
В основу содержания и структуры скорректированного (3 ч в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 9 классе...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 10 класса а (базовый уровень)...
...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка
Базовый уровень», сохраняя преемственность с «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного (общего)...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...
Рабочая программа по литературе в 5 классе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск