Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)





Скачать 241.76 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Дата публикации20.05.2015
Размер241.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов:

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года №1089).

  3. Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе.

  4. Методическое письмо 2004 года о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч. г.»

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  7. Региональный базисный учебный план вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Ярославской области (заочная форма обучения).

Рабочая программа рассчитана на 72 часа (36 учебных недель, 2 часа в неделю). В связи с тем, что работаем по примерной программе, в качестве основного учебника выбран учебник Ю. В. Лебедева, Журавлева, в качестве дополнительного учебник Т.Ф. Курдюмовой. Данные учебники рекомендованы к использованию в образовательном процессе в 2012-2013 учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, и утвержден Приказом Минобразования РФ.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма. Любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности исторического процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.


В данную рабочую программу внесены изменения, учитывающие особенности программы для вечернего (сменного) обучения. Курс рассчитан на 3 года обучения, поэтому в в 11 классе изучается литература 19 и 20 веков (обучение в 11 классе заканчивается изучением зарубежной литературы первой половины 20 в.). Часы добавлены на изучение следующих тем:

- Л.Н.Толстой – 20 ч. (3 часа добавлено на изучение романа «Война и мир»);

- А.П.Чехов – 10 часов (1 час добавлен на изучение рассказов (см. Пр. программа);

- И.А.Бунин – 5 часов (1 час добавлен на изучение рассказов (см. Пр. программа);

- А.И.Куприн – 3 часа (1 час добавлен на изучение повести «Гранатовый браслет»);

- М.Горький – 8 часов (3 часа добавлено на изучение пьесы «На дне»);

- обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века – 15 часов (добавлено 4 часа: 1 час на обзорный уро, 2- на уроки РР и 1 - контроля знаний).

Особенности контингента данного класса состоят в том, что уровень усвоения материала учащимися низкий, интересующихся литературой нет. Учащиеся приходят из разных школ, часто с большими пробелами в знаниях, значительным перерывом в учебе.

Преподавание ведется по традиционной методике. Более 50% уроков традиционной формы. Отдельные темы ведутся с использованием ИКТ. Кроме того используются такие нетрадиционные формы уроков, как круглый стол, виртуальная экскурсия, урок-консультация.

Формой контроля по литературе является сочинение. Запланировано 2 классных и 2 домашних сочинения. В вечерних общеобразовательных школах основной формой контроля являются зачетные уроки. Учащийся допускается к сдаче зачета при наличии всех отметок за сочинения. Всего в данном учебном курсе планируется 4 зачета.

Литература для учителя

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). (Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 185с.)

  2. Литература 10 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2ч. Ч.2 / Ю.В. Лебедев. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 383 с.

  3. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч1 (Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина); под редакцией В.П. Журавлева. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 399 с.

  4. Литература. 10,11 класс. Учебник. Для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1,2 / Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н., Сосновская И.В., - Изд-во: Дрофа, 2009 г.

  5. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 кл.: Метод. советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.

  6. Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО», 2008 год.

  7. Генералова Н.С. Поурочное планирование по литературе: 10 класс: к учебнику «Русская литературв 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение/ Н.С. Генеролова. – М: Издательство «Экзамен», 2008. – 382 с. (серия «Учебно-методический комплект») .

  8. Роговер Е.С. Самая полная история русской литературы 19 века (вторая половина): В помощь учащимся, студентам и учителям. – СПб.: САГА. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 480 с.

  9. Литература. 10-11 классы: текущий контроль знаний: тесты, зачеты, задания/ авт. Сост. И.Д. Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172



Литература для учащихся


  1. Литература 10 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2ч. Ч.2 / Ю.В. Лебедев. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 383 с.

  2. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч1 (Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина); под редакцией В.П. Журавлева. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 399 с.

  3. Литература. 10 11 класс. Учебник. Для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1,2 / Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н., Сосновская И.В., - Изд-во: Дрофа, 2009 г.

  4. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете Шиллера / Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2008. – 672 с.

  5. Русская литература 19 века: Учебный минимум для абитуриентов. Авт-сост. М.Б. Коржикова – Мн.: ООО «Юнипресс», 2009. – 608 с.

  6. Русские писатели / Войнова Н.М., Журавлева А.И., Ивинский Д.П., Криницын А.Б., Ранчик А.М., Строганов М.В., Строганова Е.Н., Чудаков А.П. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН ПРЕСС», 2008 г. – 352 с. – (Великие русские).


Учебно-тематический план



Название дидактической единицы

Кол-во часов

Из них

по р.р.

Форма контроля

1

Л.Н. Толстой

5

3

Текущий, тематический

Зачет №1 «Творчество Л.Н. Толстого».

2

А.П. Чехов

2

2

Текущий, тематический

Зачет №2 Тема: «Творчество А.П. Чехова».

3


Литература 20 века

Литература 1-й половины 20 века (введение)

1





Текущий


5

И.А. Бунин

1

1

Текущий, тематический

6

А.И. Куприн

1




Текущий, тематический

7

М. Горький

2

1

Текущий, тематический

Зачет №3 Тема; «Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.

8

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века


1




Текущий

9

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века

3

3

Текущий, тематический

10

Итоговый контроль

2

2

итоговый

Итого: 18 12



В связи с тем, что в 11 классе нет девяти учащихся, то есть не набрана группа обучение будет происходить по индивидуальному образовательному маршруту: 4 человека по 0,5 часа в неделю, (36 недель – 18 часов в год), поэтому было сокращено количество часов на все темы курса литературы, сокращено количество самостоятельных работ в классе. Основные формы работы с данными учащимися – это самостоятельная, индивидуальная и групповая работа.

Календарно-тематический план

№ темы

№ урока

Название дидактической единицы, тема урока

Кол-во часов

Форма урока

Дата

Зачет №1. «Творчество Ф.М. Достоевского»




Л.Н. Толстой

5 (18)










1


Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

Книги о Толстом: обзор литературоведческой, критической, монографической, художественной литературы.

История создания романа «Война и мир». Жанровое своеобразие. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Роль эпилога.




Нетрад. с исп. ИКТ.








2

Анализ содержания романа: 1 том.

Анализ содержания романа; 2 том.

Анализ содержания романа: 3 том.

Анализ содержания романа: 4 том.

Р.р. №1. Проверочная работа по содержанию романа.




Трад.

Р.р.







3

Анализ главы: изображение войны в романе. Военные эпизоды. Картина партизанской войны. Образы народных героев.

Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого.

Анализ главы: Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма.

Анализ главы: Бородинское сражение как идейный центр романа. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г.
Анализ главы: Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Проблема истинного и ложного героизма.

Анализ главы: изображение мира в романе. Светское общество. Петербург в романе. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе.

Анализ главы: поместное дворянство. Семейный уклад Болконских и Ростовых. Любимые героини Толстого: Наташа Ростова и княжна. Москва и

Анализ главы: жизненные искания Андрея Болконского и Пьера.

Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.

Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Р.р. №2 Подготовка к классному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого.




Трад.





4

Р.р. №3 Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.




Р.р.







5

Вн. Чт. №1 Анализ произведений Шукшина, Белова: проблема русского национального характера в литературе 20 века




Р.р.




Зачет №1. Тема: «Творчество Л.Н. Толстого».







А.П. Чехов

2 (10)










6

Личность А.П. Чехова – человека и писателя. Жизненный и творческий путь писателя.

Чтение и анализ рассказов, обозначенных в Примерной программе как обязательные для изучения. Тематика и проблематика ранних рассказов Чехова. Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» .

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе.

Чтение и анализ рассказов, обозначенных в Примерной программе как обязательные для изучения.

Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Р.р. №4 Обучение анализу рассказа А.П. Чехова «Ионыч».




Нетрад.

Виртуальная экскурсия «В гостях у Чехова

Трад.

Р.р.
















7

Театр Чехова. Обзор драматургии А.П. Чехова. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Чтение комедии «Вишневый сад» (д.1)

Анализ содержания пьесы: тема прошлого, настоящего и будущего России, символический смысл образа сада, система образов.

Анализ содержания пьесы: Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).

Анализ содержания: образы пьесы. Роль авторских ремарок. Смысл финала пьесы. Символический подтекст пьесы. Особенности чеховского диалога.

Р.р. №5.Подготовка к домашнему сочинение по творчеству Чехова.

Вн. Чт. №2. Традиции русской классической литературы в литературе 20-21 века.




Трад.

Нетрад. с исп ИКТ.

Трад.

Р.р.

Р.р




Зачет №2 «Творчество А.П. Чехова».







Литература 20 века













8

Введение.

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.


Литература 1-й половины 20 века

Обзор русской литературы 1-й половины 20 века.

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

1


Трад.














И.А. Бунин

1










9

Жизнь и творчество И.А. Бунина (обзор). Чтение анализ стихотворений по выбору (см. Примерную программу). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Чтение (выборочное) и анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско».

“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Чтение (выборочное) и анализ рассказа «Чистый понедельник».

Обзор «По страницам рассказов» «Антоновские яблоки», «Темные аллеи». Комментированное чтение.

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера.

Р.р. №6 Поэтический мир ушедшей Москвы. Герои и их романтическое трагическое чувство. Традиции Чехова и Толстого в творчестве И. Бунина. Подготовка устного монологического высказывания на заданную тему.




Нетрад. с исп. ИКТ

.Трад.

Р.р










А.И. Куприн

1










10


Обзор жизненного и творческого пути писателя. По страницам произведений.

Обзор содержания повести «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжет, образы. Символический смысл художественных деталей.

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Анализ повести: Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести.




Нетрад. с исп. ИКТ

Трад.

















М. Горький

8










11

Очерк жизни и творчества писателя. Ранние рассказы Горького. Комментированное чтение отрывков из рассказов. Анализ рассказа «Старуха Изергиль». Проблематика произведения. Своеобразие композиции. Выразительное чтение отрывков рассказа.

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Чтение пьесы по ролям.

Анализ пьесы: Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Чтение пьесы по ролям.

Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Чтение пьесы по ролям.

Проблема счастья в пьесе. Чтение пьесы по ролям.

Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.




Трад.








12

Р.р. №7 Классное сочинение-рассуждение по пьесе М. Горького «На дне», рассказу «Гранатовый браслет» А.Куприна или любому рассказу И.Бунина»..

Р.р. №8 Анализ классного сочинения.




Р.р

Р.р.




Зачет №3 «Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.



Обзор зарубежной литературы первой половины XX века.


1










13

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века.

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.


Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии.

Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. Чтение по ролям избранных явлений.

Г. Аполлинер. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Комментированное чтение стихотворения.




Трад.








Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века













14

Обзор. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм как поэтическое течение.

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В.Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений, указанных в Примерной программе.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К.А. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений по выбору (см. Примерную программу).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений по выбору (см. Примерную программу).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.




Нетрад. с исп. ИКТ

Трад.











15

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н.С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений по выбору (см. Примерную программу).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.




Трад.








16


Футуризм.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений по выбору (см. Примерную программу).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений по выбору (см. Примерную программу).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия. Н.А. Клюев Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений по выбору (см. Примерную программу).

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.




Нетрад. с исп. ИКТ

Трад.











17

Р.р. №9 «Определи принадлежность к поэтическому течению».




Р.р.




Зачет №4 «Русская поэзия начала 20 века»




18

Р.р. №12 Итоговое контрольное сочинение: отзыв о прочитанном стихотворении.

Р.р. №13 Анализ итогового сочинения. Обобщение изученного.




Р.р.





ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Харак-тер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выра-зительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) язы-ком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 12 классе...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 10 класса а (базовый уровень)...
...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПримерная программа по литературе составлена на основе федерального...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов составлена...
Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка настоящая программа по литературе для 10 класса...
Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана...
Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень)
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа по литературе для 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования и примерной программы...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования базовый уровень
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по истории...
Примерная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПрограмма по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень),...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 10 классе пояснительная записка
Базовый уровень», сохраняя преемственность с «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного (общего)...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих документов: Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconСогласовано утверждено
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск