Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год





Скачать 484.72 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год
страница1/5
Дата публикации13.07.2014
Размер484.72 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

ГБОУ Гимназия №1306

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

русской словесности

1 от 30.08.2012

СОГЛАСОВАНО

На заседании научно-методического совета ГБОУ Гимназии №1306

от 31.08.2012

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназии

Спорышева Е.Б.___________________

31.08.2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД


Разработчики программы:
Цветкова Н.Л., учитель литературы

Самородов М.А., учитель литературы
2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу содержания и структуры скорректированного (3 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 9 классе положена «Программа литературного образования в 9 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н.Сухих).

Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение

общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, вечным образам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-культурного процесса от античности до первой половины ХIХ века. Монографические темы дают полноценную картину жизни и творчества писателя. В данном планировании предусмотрены знакомство с культурной эпохой, обзорное изучение произведений, текстуальное изучение произведений конкретного автора. Предусмотрено также освоение учащимися теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста.

Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения»,

метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов. В поурочном планировании предусмотрены также возможные уроки внеклассного чтения и развития речи, однако, несмотря на то, что в планировании предложены варианты уроков, для каждой конкретной темы программы учитель может выбирать тему урока самостоятельно, исходя из задач обучения и уровня подготовленности учащихся.

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса Гимназии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения образовательной программы основного образования, примерной программы основного образования по литературе и авторской программы под редакцией И.Н.Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2013).

В соответствии с государственным образовательным стандартом учебный план Гимназии 1306 предусматривает обязательное изучение литературы основного общего образования в 9 классе в объеме 102 часов. Срок освоения программы – 1 год.
Педагогическая целесообразность:

Данная программа обеспечивает изучение литературы в основной школе и рассчитана на 102 учебных часа с учётом регулярности занятий 3 часа в неделю. Программа построена на основе УМК «Литература: учебник для 9 класса общеобразоват.учреждений: основное общее образование: в 2 ч.» / И.Н.Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2013)

Дополнительными УМК являются учебные пособия «Русская литература XIX—XX веков: В 2 т. / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. — 12-е издание. — М.: Издательство Московского университета.

Новизна и актуальность программы отражены в следующем:

  • концентрация материала, развивающего аналитическую и коммуникативную компетенции учащихся;

  • акцент на творческие темы и задания, на проектно-исследовательскую деятельность по предмету;

  • практикоориентированные уроки с привлечением значительного объема материала, отражающего культурный и историко-литературный контекст эпохи;

  • стремление к актуализации классических текстов; нахождение нюансов, созвучных современной эпохе;

  • отработка общеучебных навыков на обширном материале текстов художественных произведений;

  • большое количество дополнительного литературного материала: критических, публицистических и философских статей;

Отличительными особенностями программы являются:

I. ориентация на стратегии обучения и углубленный уровень осмысления содержания, принятый на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Особое внимание уделяется комплексному развитию РЕЧЕВОЙ компетенции учащихся Гимназии – Школы молодых политиков. Развитие речи, ее содержание и формы определяются органичным сближением курсов русского языка и литературы, систематическим обращением к текстам изучаемых произведений, постижением основ анализа изобразительно-выразительных средств.

II. система оценки знаний учащихся, которая предусматривает проведение внешней экспертизы уровня усвоения теоретического и практического материала учащимися Гимназии (привлечение внешних экспертов: профессорско-преподавательского состава профильных факультетов МГУ им. Ломоносова, МГИМО, РГГУ на рубежных работах за полугодие и год).

Система оценки знаний учащихся основана на тестовых и контрольных работах (промежуточных и рубежных), а также на сочинениях различного формата и итоговом сочинении, имеющем статус рубежной работы. Таким образом, система оценивания базируется не только на критериях оценки, предлагаемых при сдаче ЕГЭ, но и на внутренних критериях оценки знаний и умений учащихся Гимназии, сокращающих разрыв в уровне осмысления материала в системе «школа-вуз». Содержание рабочей программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию аналитических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение литературным материалом.
Цели и задачи обучения:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосозна­нием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей уча­щихся, необходимых для успешной социализации и самореа­лизации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отече­ственной и мировой литературы, их чтение и анализ, осно­ванный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художе­ственный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом ре­чевом высказывании), и создание собственного текста, пред­ставление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и уни­версальными учебными действиями (формулировать цели де­ятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художе­ственной литературы в повседневной жизни и учебной дея­тельности, речевом самосовершенствовании.

Содержание рабочей программы нацелено на совершенствование и развитие следующих и:

  • коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи);

  • интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, давать самооценку).

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач, различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:

  • в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

В познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX в.в., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

В коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Образовательные цели:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • умение анализировать литературное произведение;

  • владение определенной литературоведческой терминологией;

  • собственная интерпретация изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

  • создание устных монологических высказываний разного типа;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематический блок

Ключевые/проблемные вопросы урока

Форма организации урока/ виды деятельности

Рубежный контроль

(КЭС и кодификаторы умений)

Экскурсии и другая внеурочная деятельность (КГС)

урока

Тема урока

1.

История и поэзия. История и культура. Эпохи и направления: от античности к литературе нового времени.

Как выглядит картина мира в зеркале литературы?

Лекция с элементами беседы.

1.1

1.1, 1.3




2.

Античная литература. Искусство и культура Древней Греции и Рима. Древнегреческие драматурги: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Какие идеалы античности нашли отражение в творчестве древнегреческих драматургов?

Лекция с элементами беседы.

Анализ текста.

Работа в группах.

1.1

1.1,




3.

Трагедия Софокла «Эдип-царь».

Как соотносятся миф об Эдипе и трилогия Софокла о царе Эдипе?

Лекция с элементами беседы. Комментированное чтение. Семинар.

1.6

1.2, 2.1, 2.3, 2.4



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 «А» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004г.), Федерального базисного учебного плана, программы по...
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск