«Безударные гласные, проверяемые ударением»





Скачать 63.66 Kb.
Название«Безударные гласные, проверяемые ударением»
Дата публикации16.09.2014
Размер63.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Формирование языковой компетенции и орфографической зоркости – основная проблема над которой работает учитель начальной школы со своими учениками в течение всего периода обучения русскому языку. В настоящее время работа учителя по орфографии, в основном, идёт стереотипно: дети сначала учат правило, а затем выполняют упражнения. Но знать правило и свободно писать – вещи разные. Считают, что одна из главных целей обучения на данном этапе – это научить ребёнка безошибочно определить место орфограммы и решить орфографические задачи. Однако, как показывает многолетний опыт работы, орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, однако всю эту работу с учащимися нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.

Ниже представлена разработка урока, составленного на основе программы «Сборник для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова». Учебник «Русский язык» А.В. Полякова. Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература» 2005 год.
Русский язык

III класс

Тема урока «Безударные гласные, проверяемые ударением»
Триединая цель урока (ТЦУ): учить распознавать на слух проверяемые гласные в безударных словах закреплять умение находить проверяемое слово; повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников; развивать критическое отношение к своим высказываниям и мнению товарищей, формировать адекватную самооценку; воспитывать у школьников интерес к родному языку.

Оборудование урока: мультимедийный материал. Приложение 1.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Выход на тему и задачи урока.

  3. Актуализация знаний. Работа с творческими заданиями.

    • Чистописание.

    • Закрепление материала.

  4. Итог урока.


Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Выход на тему и задачи урока.
УЧИТЕЛЬ - Какие буквы вы видите?

НА ДОСКЕ: а, о, е, е, и, я, э, ы, у, ю

ДЕТИ - Буквы, обозначающие гласные звуки.

УЧИТЕЛЬ - Сколько таких букв вы знаете?

ДЕТИ - 10 букв.

УЧИТЕЛЬ - Сколько гласных звуков вы знаете?

ДЕТИ - 6 гласных звуков.

УЧИТЕЛЬ - Назовите их.

ДЕТИ - а, о, и, у, э, ы.

УЧИТЕЛЬ - Какие бывают гласные звуки?

ДЕТИ - Ударные и безударные.

УЧИТЕЛЬ - Написание, каких букв, обозначающих гласные звуки, может вызвать сомнение.

ДЕТИ - Буквы, обозначающие безударную гласную?

УЧИТЕЛЬ - Как проверить безударную гласную?

ДЕТИ - Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.

УЧИТЕЛЬ - Назовите сами тему урока.

ДЕТИ - Проверка написания слов с безударными гласными.
III. Актуализация знаний. Работа с творческими заданиями.
УЧИТЕЛЬ - Давайте составим алгоритм к этому правилу.

1) есть ли в слове безударный гласный;



ДА НЕТ


2) в какой части слова этот звук;

корень приставка, суффикс, окончание



3) подбираем проверочное слово ( однокоренное или изменяем форму слова );

4) сравниваем проверяемое и проверочное слово.
УЧИТЕЛЬ - Какие слова зашифрованы в ребусах.

ДРО СЛО СО

ДЕТИ - Дрова, слова, сова.

УЧИТЕЛЬ - Что общего у этих слов?

ДЕТИ – В этих словах 2 слога, ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишется буква О.

УЧИТЕЛЬ - Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове.

ДЕТИ - Буквы а, в, о

УЧИТЕЛЬ - Назовите лишнюю букву.

ДЕТИ - Буква в, так как а, о - обозначают гласные звуки, а в - согласный звук.


  • Чистописание.


УЧИТЕЛЬ - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать строчные буквы а, о, соединяя их.

УЧИТЕЛЬ - Обратите внимание на нижние соединения.

НА ДОСКЕ:

а о а а о а

УЧИТЕЛЬ - Прочитайте 1, 2 предложения

ДЕТИ - В…лна за в…лной бежит на берег.

Чайка летела над в…дой.

УЧИТЕЛЬ: Какая буква пропущена в словах?

В каком слоге?

ДЕТИ: Буква О, в безударном слоге.

УЧИТЕЛЬ: Мы будем писать букву О используя верные соединения


  • Закрепление пройденного материала.


УЧИТЕЛЬ - Внимательно посмотрите на рисунок. Как называется сказка? Кто ее автор?

ДЕТИ - «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

УЧИТЕЛЬ - Полное название этого произведения « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сказка А.С.Пушкина будет путеводителем на нашем уроке и поможет достичь цели урока.

Я буду читать строки из сказки, а вы постарайтесь распознать слова с безударными гласными. Пишите их в левый столбик, а в правый - проверочные слова.
«Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом».

«Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».
Ученики работают самостоятельно. Затем вместе с учителем разбирают задание.
УЧИТЕЛЬ - Назовите, какие слова вы выписали?

ДЕТИ - Зеленый, над холмом, бежит, в волнах, на парусах.

УЧИТЕЛЬ - Сравните у всех ли такая запись.
Зеленый – зелень

Над холмом – холм

Бежит - бег

В волнах – волны

На парусах – парус
УЧИТЕЛЬ - Какой вывод можно сделать?

ДЕТИ - В безударном слоге пишется та буква, которая пишется в слове с ударным слогом.

УЧИТЕЛЬ - Обратите внимание, а какие еще здесь есть орфограммы?

ДЕТИ - Предлоги и сочетание «жи»

УЧИТЕЛЬ - Докажите, что «на» – предлог. Да, можно вставить другое слово. Например: На (раздутых) парусах. Какой ветер раздувает паруса?

ДЕТИ – Попутный.

УЧИТЕЛЬ - Что означает пожелание попутного ветра?

ДЕТИ - Это пожелание удачи. Так говорят тому, кто отправляется в путь.
Физминутка.
УЧИТЕЛЬ - Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек и писатель, и книга, как наша сказка А.С.Пушкина. Попутный ветер нас несет к следующему заданию. Прочитайте словосочетание. На какие группы можно их разбить, по каким признакам?

ДЕТИ - По орфограммам.

НА ДОСКЕ:

ч…дный остров;

з…лотой орех;

ч…стые зубцы;

ш…рокое поле.
УЧИТЕЛЬ – Теперь, ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово.

На запоминание дается 1-2 минуты.

Затем слова первого столбца стираются.

Запишите словосочетания по памяти.

В слове «широкое» определите количество звуков и букв ( 7б, 8 зв.). Почему звуков больше?

К слову «частые» подберите слово с противоположным значением ( антонимы) - редкие.

К слову «чудный» подберите слова близкие по значению (синонимы): «удивительный», «прекрасный», «восхитительный».

Много чудес происходило на острове.

Какие строки о белочке из сказки Пушкина вы вспомнили?

«Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые…»

В каком домике жила белочка?

ДЕТИ - В хрустальном.

УЧИТЕЛЬ - Что такое хрусталь?

ДЕТИ - Это такое особое стекло с красивым блеском и резьбой.

УЧИТЕЛЬ - На доске: дом, князь, белочка, выстроил, для, потом, хрустальный.

Рассыпалось предложение о хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите ошибки в словах.

На какие орфограммы допущены ошибки?

Найдите ту орфограмму, о которой мы сегодня говорили.

Какие слова здесь рифмуются. « Потом – дом ».

Как правильно оформить запись стихотворных слов.


Князь ______ потом

Выстроил хрустальный дом



Слабые ученики получают карточки

Найдите слова, в которых букв больше чем звуков.

Подчеркните в этом предложении основу предложения и дайте характеристику этому предложению.
VII. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ - Как называется сказка, которая была для нас добрым попутчиком на уроке?

Какие орфограммы мы повторили?

Назовите тему нашего урока? (Безударные гласные в корне слова)

Как проверяем безударную гласную в корне слова? (С помощью однокоренного слова или изменяя форму слова, так, чтобы безударный стал ударным).

Обратимся к тесту, которой будет своеобразным итогом урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».
ТЕСТ.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:


  • К каждой гласной подобрать проверочное слово.

  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать родственное слово.

  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной гласной стояла согласная.


РЕФЛЕКСИЯ.

Оцените свою работу цветом:

- Красный – хорошо усвоил материал

- Зеленый – не хватает практических навыков по отработке правописания

безударных гласных в корне слова.

- Синий – еще нужно работать.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconТематическое планирование по Русскому языку для 3-го класс
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких –глухих согласных в корне и на конце слова;...
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать...
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме....
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconТема: Безударные гласные. Закрепление.
Оборудование: разно уровневые карточки, памятка правописание безударных гласных, презентация
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconУрок русского языка 5 класс
Тема урока: Путешествие Незнайки в страну Орфографии ( "Безударные гласные в корнях слов")
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconТема урока: «Безударные гласные в корне слова»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов
Уметь: подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Непроверяемые безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблица «Безударные гласные в корне слова», картинки птиц, репродукция
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconУрок русского языка во 2 «Б» классе по теме «Ударные и безударные...
Содействовать развитию у детей умений общаться в коллективной игре и в работе в парах
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconТема : Обобщение. Безударные гласные в корне слова
Цель: закрепить представление о возможности расхождением произношения и написания слова, о слабой позиции гласных звуков
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня будем отрабатывать умения проверять безударные гласные в корне с помощью различных способов самопроверки
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconУрок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес
...
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметные ууд: уметь безошибочно правильно писать глаголы, безударные гласные в корне, оформлять на письме обращения
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Характеризиро-вать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные, согласные твердые/мягкие, парные/непарные, звонкие/глухие)
«Безударные гласные, проверяемые ударением» iconРазработка урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Ударные и безударные гласные в слове
На минутке чистописания мы повторим, как пишутся заглавная буква м и строчная буква м. Подготовим наши пальчики к работе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск