Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные учебные действия
|
I. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
| Включение в деловой ритм
| Подготовка класса к уроку. Ученики выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.
| Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация.
Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность.
| - Прочитайте слова, записанные на доске.
Интересный, читающий, бежать, метель, молодая, рисующий, прочитанная, звонок, закрытый, купил.
-Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают)
-Кто знает, к какой части речи относятся слова ЧИТАЮЩИЙ, РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ, ЗАКРЫТЫЙ.
| Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
| Поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы (П)
Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений оформлять свои мысли в устной форме (К)
|
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
| - Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи»)
- С причастием вы отчасти уже знакомы, но как самостоятельную речь вы изучаете ее впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока.
- Причастие – это новое теоретическое понятие. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем отличается от других частей речи (морфологические признаки), как использовать в речи.
- Какие цели можем поставить?
1) уметь…
2) находить в …
3) научиться правильно …
4) выяснить…
| Ставят цели, формулируют тему урока.
Цели урока:
- уметь давать определение;
- находить в тексте;
- научиться правильно употреблять в речи;
- выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении.
| Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться»; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К)
|
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы
|
Контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Говорит, что в русском языке существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и имени прилагательного. Демонстрирует слайд из презентации по теме «Причастие как часть речи», высвечивается таблица.
-Давайте объединим все полученные знания в таблице.
- Расскажите, опираясь на таблицу, что такое причастие.
Демонстрирует признаки глагола и имени прилагательного у причастия.
Предлагает обратиться к учебнику и прочитать определение «причастия».
-1-я группа: найти толкование «причастия» по толковому словарю С.И. Ожегова.
-2-я группа: узнать этимологию слова «причастие» по школьному этимологическому словарю.
Контролирует выполнение работы.
3. Предоставляет слово подготовленному ученику дополнить сведения о причастии, которые не были отмечены на уроке. Корректирует, вносит дополнения. Вместе с учащимися делает вывод.
| Работа с текстом (в парах)
1. Исследование текста. На столе у каждого распечатанный текст. Учащиеся работают с текстом, ищут слова, которые являются для них неизвестной частью речи. Выписывают их, задают к этим словам вопросы, находят слова, к которым они относятся, определяют синтаксическую роль в предложении. Формулируют определение причастия, проговаривают это определение.
Работа в группах:
1. Причастие - форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж)
2.ПРИЧАСТИЕ. Заимств. из ст.-сл. яз., где является словообразоват. калькой греч. metochē "причастие" < "причастность". В греч. яз. причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам
"сопричастно" (как имени, так и глаголу)
3. Далее подготовленный заранее ученик сообщает все, что не было отмечено о причастии.
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других (К)
Определять степень успешности своей работы и работы других (Р)
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)
|
V. Первичное закрепление.
Цель: развивать умения применять новые знания
| Организует фронтальную работу.
Контролирует правильные ответы.
Что такое причастие?
На какие вопросы отвечает причастие?
Какие признаки глагола имеет причастие?
Какие признаки имени прилагательного имеет причастие?
| Фронтальный опрос.
Учащиеся участвуют во фронтальном опросе.
| Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме (К)
|
VΙ. Самостоятельная работа.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
| Контролирует выполнение работы. Разъясняет действия.
3-ей группе в качестве закрепления предлагает модуль «Употребление причастий в речи».
Учитель обращает внимание на слова Ломоносова о причастии (слайд «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».) и говорит, что надо доказать справедливость этих слов.
Для доказательства дает такие предложения:
Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.
В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами.
| 1. Работа в группах:
1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.54.
2 группа выполняет задания по карточке.
Задание:
- образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;
- выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие. Составьте предложение с каждым причастием.
3 группа (сильный ученик + слабый) работают с модулем «Употребление причастий в речи».
2.Учащиеся самостоятельно составляют пары предложений:
Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости. -Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости.
В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. -
В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами.
| Умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать свой ответ; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
|
VΙΙ. Включение в систему знаний и повторение
Цель: обобщить, сделать выводы.
| Контролирует выполнение работы. Вместе с учащимися делает вывод.
| Закрепляя полученные знания, учащиеся пишут «Цифровой диктант»: согласен-1, не согласен-0)
- причастие – самостоятельная часть речи;
- причастие образовано от глагола;
- причастие бывает сов. в. и несов. в.;
- причастие изменяется по лицам;
- в предложении является обстоятельством;
- обозначает признак предмета по действию.
| Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)
|
VΙΙΙ. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей УД
( учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса
| Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Оценивает работу учащихся.
| Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Умение выражать свои мысли (К)
Рефлексия (П)
Смыслообразование (Л)
|
ΙΧ. Домашнее задание
| Предлагает для домашней работы: упр.57 из учебника или из учебника литературы для 7 класса, автор: В. Я. Коровина. Надо выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, и определить их вид и время.
| Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала
|
|