Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле»





Скачать 236.45 Kb.
НазваниеУроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле»
Дата публикации19.09.2014
Размер236.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра развития образования

Практико-значимая работа по теме


«Применение универсальных учебных действий на уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И.Шмелёва «Куликово поле»




Выполнила:

Пасечник Марина Анатольевна,

Учитель русского языка

МБОУ СОШ №9

имениМ.И.Неделина г.Одинцово

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук старший преподаватель кафедры развитие образования

Шевелёва Наталия Николаевна



Москва 2013

Содержание.
I. Введение.

II. Основная часть.

2.1. Функции УУД.

2.2. Основные виды УУД.

2.3. Содержание познавательных УУД, сформированных на уроках

литературы.

2.4. Применение универсальных учебных действий на уроке

изучения нового материала по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И.Шмелёва «Куликово поле»

2.5. Планируемые результаты формирования УУД.
III. Заключение.

IV. Список литературы

Пояснительная записка

Одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе становится расширение культурологического контекста, стремление к расширению знаний как в области литературы, так и в области истории, языка. Всё чаще на уроках литературы приходится обсуждать вопросы философского, исторического и ,безусловно, языкового материала. Это делается не только для объяснения и комментирования тех или иных литературных явлений, но и в целях углублённого восприятия школьниками единой картины мира, формирования понятия о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.

Несомненно, уроки литературы, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, философии, лингвистики способствуют формированию личности, которая хорошо ориентируется в культурном окружении. Литература не только наука, но и вид искусства. Практическую направленность имеет не только прочтение литературного текста, но и знакомство с театральными постановками, созданными на основе художественного текста.

Использование сценического искусства в ходе изучения литературного произведения способствует формированию четкого восприятия образной системы, художественных особенностей текста, расширяет кругозор обучающихся.

Разработке урока по предложенной теме предшествовал определённый этап. Первичное прочтение текста повести И.Шмелёва «Куликово поле» должно пробудить интерес у обучающихся к просмотру спектакля на сцене Московского театра русской драмы под руководством М.Щепенко. В свою очередь просмотр спектакля должен послужить одной из причин более детального изучения художественного текста.

Мы много говорим о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Важную роль в этом процессе играют произведения признанных классиков. Мы не должны забывать о творчестве тех русских писателей, которые не определились как представители социал-демократической партии в октябре 1917года. Которые на своей судьбе испытали все перекосы послереволюционного периода, которые в силу обстоятельств стали вынужденными эмигрантами , и которые всю свою жизнь следили за судьбой своей России. Одним из таких писателей является И.Шмелёв.

Мы говорим о том, что нашу нацию сплотить и объединить может общее ощущение страстной любви к Родине, которое зиждиться на знании русской истории и основ христианской религии. Произведения И.Шмелёва пропитаны православным духом. Изучая эти произведения, обучающиеся невольно задаются вопросами о смысле жизни, сути человеческого бытия. Произведения И.Шмелёва помогают формировать представления о чистоте души русского народа и о его величии.

Произведения И.Шмелёва написаны прекрасным литературным языком, и могут являться основой при изучении грамматики русского языка , что немаловажно в рамках подготовки к единому государственному экзамену.

I. Введение.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для учащегося. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом учащегося на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Цель практико-значимой работы: изучить формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке.

Объект исследования: универсальные учебные действия.

Предмет исследования: применение универсальных учебных действий на уроке изучения нового материала по теме: «Особенности раскрытия темы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И.Шмелёва «Куликово поле»

Исходя из цели, выделим задачи: изучить этапы урока и виды универсальных учебных действий; апробировать полученные знания на проведении урока.
II. Основная часть.
Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно–смысловых и операциональных характеристик.

2.1.Функции УУД.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход. Функции универсальных учебных действий включают:

  • во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, искать и использовать необходимые

средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • во-вторых, в создании условий для развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования, формирование «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих

её жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:


  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность. Психолого-педагогические условия формирования личности в соответствии современными ценностями образования очерчены рамками

культурно - исторической и системно - деятельностной концепциями.
Формирование УУД в образовательном процессе.
Условия, обеспечивающие развитие УУД – формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью — будь то ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.

  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.


2.2. Основные виды УУД.
УУД выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности, с этапами процесса усвоения, с формой реализации учебной деятельности —

в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

  • личностный;

  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  • познавательный;

  • коммуникативный.



Личностные УУД.
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.



Регулятивные УУД.

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационногоконфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД.

включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные УУД.

включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические моделирование: преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково- символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логические УУД.

предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.



В УУД постановки и решения проблем входят:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные УУД.

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующий нормативной стадии развития и «высокой норме» развития.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

2.3. Формирование УУД на уроке литературы
1)Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий

2)Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

3)Регулятивные:

-понимание того, что доказывается;

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

4)Личностные :

-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы:

-во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;

-во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;

-умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым;

-языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;

-работа над сочинением формирует навык умного словесного общения

Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:

-познавательные и учебные мотивы;

-учебную цель;

-учебную задачу;

-учебные действия и задачи.

В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.

Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка и литературы играет важную роль.

Литература: 10 класс.

Урок №10.

Технологическая карта №1

Тема: Особенности раскрытия темы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И.Шмелёва «Куликово поле»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать представление о проблемах поиска собственного жизненного пути через анализ идейно-нравственного содержания и изучение образной характеристики повести И.Шмелёва «Куликово поле»

Задачи:

1.Формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой на этапе усвоения новых знаний: составление текстов реферативного характера, подготовка презентаций.

2. Формирование умения устного комментирования и анализа изученного материала.

3. Формирование умения обобщать теоретические понятия, связанные с комплексным анализом литературного произведения; развитие умений и навыков в анализе прозаического произведения, определение темы и идеи, особенностей изображения героев

4. Формирование умений построения устных и письменных промежуточных выводов при анализе языковых средств художественного текста: идентификация стиля и жанра произведения ; анализ изобразительно-выразительных средств и фигур, используемых в тексте.

3. Формулирование умения построения устного рассуждения на морально-этические, нравственные темы.

Оформление: в центре доски – тема урока, также фотопортрет И.Шмелёва.

Предварительная подготовка: учащиеся читают повесть И. Шмелёва “Куликово поле”; посещают спектакль Московского театра русской драмы «Куликово поле»; участвуют в беседе с режиссёром театра Михаилом Щепенко; фотографии спектакля и отрывки из повести И.Шмелёва размещены на «говорящей» стене.

Оргформа: урок – исследование

Ход урока

1 этап

1.Приветствие учащихся.

2.Проверка готовности уч-ся к уроку ( раздаточный материал с теоретическими сведениями, необходимыми для анализа художественного произведения, закладки в книгах, наличие рабочих тетрадей), создание ситуации мотивации к обучению («стартового желания учиться)

2 Этап целеполагания: совместное выявление и постановка целей и задач урока

Технологии: индивидуально-личностного обучения, метод Е.Н.Ильина ,дифференцированного подхода;*

Вступительное слово учителя.

Используя закон трех «О» , сформулированный Е.Н.Ильиным ,учитель должен в первые минуты урока очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. В первые минуты урока учителю важно помнить ,что обучение не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания

О писателе

После революции многим русским писателям пришлось пережить эпоху забвения. Согласно статье В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература» каждый писатель должен был определиться в своей принадлежности к тому или иному классу. Писатели не сумевшие встать на сторону социал-демократических сил были обречены на забвение. Справедливо ли распорядилась с ними жизнь? Слишком дорогую цену пришлось заплатить русской интеллигенции за то, что долгие годы она молчала, позволила довести расслоение общества до крайности , до недопустимой поляризации. Революции не возникают случайно, революции тогда переворачивают устоявшийся миропорядок, когда доведённый до крайней нищеты человек не ценит ни собственной жизни, ни жизни своих соседей , даже жизни своих родных.

ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич (21.09/3.10.1873-24.06.1950), русский писатель. Родился и вырос в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам. В доме сохранялись традиции православного благочестия, патриархальный уклад.

В ранних рассказах и повестях Шмелева звучит тема мучительной, несправедливой и непросветленной жизни; автор сочувствует “маленьким” людям, которые хотят вырваться из пустоты и однообразия окружающего мира; наблюдает распад старого патриархального уклада, конфликт поколений отцов и детей. Повесть “Человек из ресторана” (1911) принесла автору громкий успех и поставила его в первые ряды писателей реалистической школы начала века.

Годы, проведенные Шмелевым в эмиграции, насыщены плодотворной творческой работой. Он публикуется во многих эмигрантских изданиях (около двадцати его книг на русском языке; в СССР все они были запрещены).

Шмелева отличала особая любовь к атмосфере монастырской жизни. Совершая в 1936 поездку по Прибалтике, он останавливался в Псково-Печерском монастыре, дважды (в 1937 и 1938) посещал обитель прп. Иова Почаевского в Карпатах. Кончина писателя-подвижника глубоко символична: в день именин старца Варнавы, некогда благословившего его “на путь”, Шмелев приезжает в расположенный неподалеку от Парижа русский монастырь Покрова Божией Матери и в тот же день тихо предает душу Богу.

Выступление учеников (презентации и доклады заранее готовятся дома –обучающиеся готовят материал парами)

3 этап актуализации знаний, умений, навыков (актуализации компетенций учащихся)

Технологии: поэтапного формирования умственных действий; дифференцированного обучения; проблемного обучения

Учитель ставит проблему: чтобы глубоко понять текст необходимо осуществить всесторонний анализ прозаического произведения. Ответ на поставленные вопросы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем Активизация самостоятельной деятельности ученика.

Учитель предлагает задуматься над тем, почему автор акцентирует внимание читателя на событиях, происходящих на Куликовом поле; как автор связывает события Куликовской битвы и октябрьской революции. Дети вовлекаются в обсуждение, дискуссируют, высказывают своё мнение и делают вывод о значимости событий Куликовской битвы и октябрьской революции для русского народа .

О книге и спектакле

Учитель:

Ребята, вы прочитали новеллу И.Шмелёва «Куликово поле». Какой след оставило в вашей душе это произведение?

Можно ли об этом произведении коротко сказать: «Мне не понравилось» или «Мне понравилось»?

Почему при анализе такого текста такая постановка вопроса ошибочна?

Что вы знаете о Куликовом поле и о Куликовской битве?

Что вы знаете о русском святом Сергии Радонежском?

Как связано имя Сергия Радонежского с событиями , изображенными в новелле.

Как связаны исторические события, происходящие в конце 14в. и события 1917года?

Дайте краткую характеристику содержания произведения, используя игровую ситуацию ( в рамках проблемной технологии инсценирую имитационные и операционные игры)

Вы с другом в магазине «Дом книги». Вы увидели книгу И.Шмелёва «Куликово поле». Друг задаёт вам вопрос : «Ты читал?» «О чем книга? Стоит ли её прочесть»

Примерный ответ обучающихся.

С героями повествования происходят удивительные события, которые подтверждают идею писателя об исторической избранности русского народа. Преподобный Сергий Радонежский переносит в одно мгновение найденный на Куликовом поле крест за сотни верст - в Сергиев Посад, и тем самым укрепляет пребывающих в испытании веры людей. Об этом событии узнает один из персонажей повести - рассказчик, который проникается новым для него чувством - ощущением того, что есть Промысл Божий и как он воздействует на душу человека: ничего не страшно, потому что везде Христос. Образом Сергия Радонежского связуются два временных отрезка – события на Куликовом поле XIV века и при революционной смуте начала века двадцатого.

Краткое обсуждение спектакля, использую игровую ситуацию ( в рамках проблемной технологии инсценирую имитационные и операционные игры) Посоветуй мне сходить на данный спектакль.

Почему режиссёр ставит на сцене драматического театра прозаическую новеллу?

По материалам встречи с режиссёром . Режиссёру Михаилу Щепенко близка тема связанная с проблемами русской православной церкви. Он также как и писатель И.Шмелёв верит в величие русского народа, чистоту его души, верит в то, что русский человек способен пережить не только татаро-монгольское иго, но и в то , что революция и преобразования, которые она за собой несёт не сломят силу русской веры, русского духа, что вера поможет выстоять и способна дать надежду на будущее. Режиссёр связывает историческое прошлое и наш сегодняшний полный абсурда и пропагандирующий культ потребления мир. В спектакле, так же как и в книге, крест, являющийся символом русской православной веры, и образ русского православного святого связывают сюжетные линии воедино и являются носителями идей православной веры.

4 Этап освоения нового (исследовательский этап)

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения*групповая технология

Работа в группах (на столах раздаточные материалы-схема анализа прозаического произведения )

Коллективная работа и совместная работа по формулировке выводов: каковы жанровые особенности , идея и пафос произведения, какова позиция автора по отношению к центральной проблеме. Материалы оформляются и заносятся в таблицу.

1группа Теоретики (Готовят характеристику Сюжетных линий и сюжетной схемы)

2 группа Исследователи (Готовят характеристику композиционных особенностей произведения)

3 группа Режиссёры (дают характеристику художественных образов)

4 группа Лингвисты (Изучают языковой строй текста)

Коллективная работа и совместная работа по формулировке выводов: каковы жанровые особенности , идея и пафос произведения, какова позиция автора по отношению к центральной проблеме. Материалы оформляются и заносятся в маршрутный лист.

5 Этап закрепления знаний, умений и навыков

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения* Технология проведения учебных дискуссий

Формулирование основных выводов по изученному материалу :какие вопросы духовно-нравственной направленности ставит перед современным читателем. Какова ваша точка зрения на позицию рассказчика и автора по вопросам духовно-нравственной направленности

6.Проектирования выполнения домашнего задания (комментирования)

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения*

учитель предлагает варианты выполнения домашнего задания:

1.Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль православной веры в поиске жизненного пути героев новеллы «Куликово поле»

2.Выполнить комплексный анализ отрывка из новеллы «Куликово поле»

7 .Этап диагностики и рефлексии

Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированного обучения; индивидуально-личностного обучения*

1.Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

2. Заполнение коллективной и индивидуальных диагностических карт учащимися и учителем*

III. Заключение.

Уже много лет, работая учителем русского языка и литературы, я пришла к выводу, что именно литература в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании коммуникативной компетенции учащихся, ведь она способствует развитию речевых способностей построения монологической и диалогической речи.

Исходя из определения, значение универсальных учебных действий можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Актуальность заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным.

Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою

деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.

С применением в обучении приемов формирования универсальных учебных действий, с применением элементов современных технологий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога), уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования учащегося в целом.

И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его

позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той

атмосферой, которая создается в классе, отношениями между учителем и учениками

и многим другим.

Список литературы :
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Москва «Просвещение» 2011

2.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.,1996.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В Рубцов. – М., 1987

3.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин.

4.— Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918-1940. Т. 3. Книги: В 3 ч. / Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. — М.: ИНИОН РАН, 1999. 789 с.

5.Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. - №1. - С. 107125.

6.Русская литература XIX века и христианство. — М.: Изд-во МГУ, 1997. —384 с.

7.Шешунова С. В. Национальный образ мира в русской литературе: П.И. Мельников-Печерский, И.С. Шмелев, А.И. Солженицын: Дис. канд. филол. наук. — Дубна, 2006. — 368 с.

8.Шмелев И.С. Собр. соч.: В 5 т. — М.: Русская книга, 1999-2000.

9.Шмелев И. С. и Бредиус-Субботина О. А.: Роман в письмах. — М.: «Рос. полит, энцикл.» (РОССПЭН), 2005.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconУрок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина "
Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» icon«По пути поиска, открытий, творчества», в 2011г на Межрегиональной...
Федерального Государственного образовательного стандарта, умеет выявлять наиболее значимые проблемы в учебно-воспитательном процессе...
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconРежим работы образовательного учреждения
Основным содержанием в данной среде выступает индивидуализация система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия...
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»...
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconЧерез просвещение – к духовно-нравственному единству народов
Были выделены и подробно описаны типы личности разного уровня зрелости и соотносимые с ними типы жизненного пути. Человек вправе...
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» icon2. проанализировать роль «диалектики души» как основного метода,...
Теоретические основы проблемы роли «диалектики души», рассматриваемой в трудах критиков и литературоведов
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconМетод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст»
«компетентности». Освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель,...
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconСамостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Лекции*
Технологии целеполагания, проектирования жизненного пути, спортивной и пост-спортивной карьеры
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconПлан конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства...
Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconДиплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного...
Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconПлан Введение Жизненный и творческий путь поэта Заключение Список литературы Приложение
Основной целью данной работы является изучение жизненного и творческого пути выдающегося чувашского поэта Петра Петровича Хузангая,...
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconИсследовательская работа на тему: Самомаркетинг: специфика управления...
Самомаркетинг: специфика управления личной карьерой на различных этапах жизненного пути работника
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconКонспект урока. Тема «Правописание приставок, оканчивающихся на -з и -с»
Базовый учебник: Шмелёв А. Д., Флоренская Э. А., Габович Ф. Е., Шмелёва Е. Я. Под ред. Шмелёва А. Д. Русский язык. 5 класс-Издательство...
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconМетодическая разработка уроков по теме: «Многообразие биогеоценозов....
«Многообразие биогеоценозов. Влияние деятельности человека. Проблемы и пути их решения»
Уроке литературы по теме: «Особенности раскрытия проблемы поиска собственного жизненного пути через обретение веры на примере повести И. Шмелёва «Куликово поле» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск