Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст»





НазваниеМетод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст»
Дата публикации21.01.2015
Размер46.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Метод проекта на уроке литературы

Трагедия И.В.Гете «Фауст»
Современное образование должно способствовать формированию у учащихся «компетентности». Освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы – компетенции, которые становятся жизненно необходимыми.

Развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение увидеть, сформулировать и решить проблему способствует проектная технология. В проектной работе развивается самостоятельная активность, осваивается новый опыт, а также формируются умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская и творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Проведение подобной работы заинтересовывает учащихся, в дальнейшем они смогут самостоятельно создавать проекты и оказывать помощь в подготовке и проведении уроков.

Добро и Зло – две бесконечные стихии в душе человека

(По трагедии И.В.Гете «Фауст»)

(8 класс)

Трагедия И.В.Гете изучается в классе с углубленным изучением литературы по программе под редакцией Ладыгина М.Б. Произведение интересное но и сложное для восприятия. Какие приемы выбрать, чтобы увлечь ребят чтением зарубежного произведения, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные писателем вопросы? Можно организовать исследовательскую работу над проектом «Добро и Зло – две бесконечные стихии в душе человека» (по трагедии И.В.Гете «Фауст»). Подобная система уроков может соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем трагедии и сюжетных линий в одно целое. Чтобы работа над проектом стала для учащихся увлекательной, нужно дать им возможность выбрать задание по желанию. А возможность создавать слайды мультимедийной презентации, красочные буклеты поможет лучшему восприятию произведения.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: «Что есть человек?» Формируем группы, распределяем задачи, обсуждаем возможные методы исследования. Четыре образовавшиеся группы рассматривают следующие темы: «Взаимоотношения человека с миром в произведениях классицизма и предромантизма», «Фаустовский» сюжет в мировой культуре», «Двойственность человеческой природы», «Можно ли достичь компромисса между Добром и Злом?»

Вся работа над проектом разделена на этапы:

I этап – обсуждение проблемных вопросов и заданий на основе плана исследования.

1 группа (теоретики) Задание: «Сравните два литературных направления – просветительский классицизм и предромантизм».

Цель: через сравнение двух направлений выяснить, как меняется отношение человека к миру, к Добру и Злу.

Задачи: рассмотреть особенности обоих направлений; проследить эволюцию взаимоотношения человека с миром; выявить принципиальное отличие в отношении к категориям «Добро» и «Зло».

План исследования:

  1. Философская основа обоих направлений.

  2. Изображение человека.

  3. Взаимоотношение человека с миром.

  4. Какой видят культуру представители обоих направлений?

  5. Отношение к категориям «Добро» и «Зло».


II группа (культурологи) Задание: «Как развивался «фаустовский» сюжет в мировой культуре?»

Цель: проследить развитие истории доктора Фауста от истоков до трагедии И.В.Гете.

Задачи: выяснить, какими чертами характера обладал Фауст в различных источниках; рассмотреть образ Фауста в соотношении с категориями «Добро» и «Зло».

План исследования:

  1. Реальный Фауст – доктор, живший в Германии в ХVI веке.

  2. Фауст в народных преданиях и легендах.

  3. Фауст в авторских источниках (у И.Гаста и Лессинга).

  4. Фауст у И.В.Гете.

III группа (критики) Задание: «Докажите, что природа человека двойственна, на примере поступков Фауста и Маргариты. Подумайте, как в трагедии проявляется дьявольская мудрость Мефистофеля».

Цель: рассмотреть образы Фауста, Маргариты и Мефистофеля с точки зрения борьбы между Добром и Злом.

Задачи: выяснить, умеет ли человек пользоваться данной ему свободой; доказать противоречивость образа Мефистофеля; проследить эволюцию образов Фауста и Маргариты.

План исследования:

  1. Как Фауст понимает смысл бытия?

  2. Два начала в душе Маргариты.

  3. Состояние борьбы между Добром и Злом – основа человеческой жизни.

  4. Мефистофель – воплощение злой мудрости.

  5. Современность трагедии И.В.Гете.


IV группа (аналитики) Задание: «Поразмышляйте над вопросом «Что есть человек?» на материале трагедии «Фауст».

Цель: анализ образа Фауста с точки зрения категорий «Добро» и «Зло».

Задачи: выяснить, Фауст и Мефистофель – это протагонист и антагонист или две стороны одного и того же жизненного противоречия; понять, можно ли достичь компромисса между Добром и Злом.

План исследования:

  1. Сделка Фауста с Мефистофелем.

  2. Встреча с Маргаритой.

  3. Служба при дворе императора.

  4. Встреча с Еленой в загробном царстве.

  5. Фауст находит смысл человеческого бытия.

II этап – обсуждение, координация действий группы.

III этап – работа с текстом трагедии (подбор цитат, аргументов).

IV этап – итоги исследования.

I группа. Предромантизм сохранил еще в себе некоторые черты просветительского классицизма, но эти два направления значительно различаются. Природу человека просветители видят поверхностно, с точки зрения разума; в литературе предромантизма человек независим и самоценен. В литературе предромантизма можно наблюдать эволюцию человека: поиск смысла жизни, борьба со Злом, проявление характера в столкновении с окружающим миром.

II группа. Во всех источниках мы встречаем один сюжет: заключение договора с дьяволом во имя страсти к познанию. Образ Фауста везде динамичен. Но только у Гете мы видим свободного Фауста, умеющего выбирать между Добром и Злом.

III группа. Человек в трагедии, несмотря ни на что, оправдывает свое свободное существование (Фауст). «Фауст» - философское произведение с нравственными проблемами. Наконец, произведение современно, потому что человечество с его надеждами и горестями всегда находится в состоянии борьбы между Добром и Злом.

IV группа. Жизнь человека – вечный поиск истины и смысла, взлеты и падения, борьба между Добром и Злом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconФауст человек стремления
Издано на русском: Штайнер Р., "Фауст ищущий человек. Духовнонаучные комментарии к "Фаусту" Гёте", издательство "Новое Время", Одесса,...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» icon14. Гёте и Шиллер (1794-1805) Первые встречи Гёте с Шиллером. Свидание...
Шиллер гостит в Веймаре, и дружба его с Гёте окончательно устанавливается. Ободряющее влияние Шиллера на Гёте и подъем поэтической...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconРеферат Тема: «Творчество Гёте и Шиллера»
Расширить кругозор о творчестве немецких писателей. Используя произведения Иоганна Вольфганга Гёте «Лесной царь» и Фридриха Шиллера...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconЛитература и dvd кадры Папка по технологии Конкурса «Отбор сотрудников отдела продаж»
Все факторы делятся на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Метод включает определение цели проекта...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconСписок литературы для 8 класса
Древнегреческая трагедия: Софокл «Антигона», «Эдип-царь», Эсхил «Прикованный Прометей», Еврипид «Медея», «Ипполит»
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа в метод. Кабинете (разработка методич рекомендаций, подборка метод литературы)
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconНегосударственное Образовательное Учреждение «Немецкая школа «Иоганн Гете Шуле»
Принята на заседании Педагогического совета Негосударственного образовательного учреждения «Немецкая школа «Иоганн-Гете-Шуле»
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconНазвание проекта
Небольшое исследование на уроке, в результате которого рождается проект. В ходе проектного (фрагмента урока) присутствуют все этапы,...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconТексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014
Г. Тард; Б. Спиноза; Т. Гоббс; Дж. Локк; П. А. Гольбах; К. А. Гельвеция; ж-ж руссо; Вольтер; И. Кант; Л. Уорд; Ф. Г. Гиддингс; объект...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconМетод проектов на уроках литературы
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconУрок Исследовательская деятельность(8 класс)
На уроке использую метод активного обучения- метод-кейсов, который позволяет в полном объеме использовать системно-деятельностный...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconУрок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование:...
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери», иллюстрации к трагедии, музыка Моцарта «Реквием»
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconОтзывы участников пилотного проекта «Педагогический десант»
«Системно-деятельностный подход как основа достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов», «Продуктивные...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconРеферат Записка с., 4 табл., 2 приложения, 5 источников
Алгебраическое уравнение, корни уравнения, число действительных корней уравнения, теорема штурма, метод лобачевского–греффе, метод...
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconУрок русского языка, на котором учителя исправляли правильно-написанные...
Для учителей был подготовлен большой праздник, праздник хорошего настроения. Ведущие поздравили учителей
Метод проекта на уроке литературы Трагедия И. В. Гете «Фауст» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Лесной царь» Ф. Шуберт, И. В. Гете – В. А. Жуковский Цель урока: расширить представление учащихся о драматических образах музыкального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск