Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г. Пыть-Ях Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей русского языка, литературы и истории
МБОУ СОШ № 6
Протокол № 1
«30» 08 2013 г.
Руководитель ШМО
_________ Н.А.Кочетова
| СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
МБОУ СОШ № 6
Протокол № 1
«31» 08 2013 г.
Председатель МС
_________ Л.А.Бондаренко
| УТВЕРЖДЕНО:
приказом от 31.08.13г. № 551-о
|
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
Составитель: Парцей Любовь Васильевна
2013 - 2014 учебный год Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе на базовом уровне по учебнику Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой, и др., составлена из расчета 5 часов в неделю, 175 часов в год.
Программа составлена в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации из расчета часов на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе: в 5 классе — 175 часов, в 6 классе — 210 часов, в 7 классе — 140 часов, в 8 классе — 105 часов, в 9 классе — 70 часов.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
● воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
● совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
● освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;
● формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
● усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;
● формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
В соответствии с целями и задачами содержание курса в 5–9 классах составляют содержательные линии, формирующие:
— коммуникативную компетенцию;
— лингвистическую и языковую компетенции;
— культуроведческую компетенцию.
Это выделение носит условный характер, оно отражает последовательности реализации названных линий, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.
Содержание школьного курса излагается следующим образом.
В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь.
6–7 классы имеют в целом морфологическую направленность.
В 8–9 классах проводится системное изучение синтаксиса.
В программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, круг теоретических сведений, подлежащих усвоению, во второй рубрике — основные виды учебной деятельности ученика. Содержание обучения русскому языку
в 5 классе (175 часов) Система языка — 129 ч
Речь. Речевая деятельность — 46 ч
Основные сведения
о языке и речи
| Основные виды деятельности учащихся
| Русский язык – национальный язык русского народа (1 ч)
| Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества
| Речь. Речевая деятельность
Речь. Речевое общение (8 ч)
| Язык и речь
Речь и речевое общение
Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная
Речь диалогическая и монологическая
Речевой этикет
| Осознавать различия языка и речи
Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи
Различать диалогическую и монологическую речь
Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания
Соблюдать при общении нормы речевого этикета
| Речевая деятельность
| Речь как деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо
| Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль.
Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Составлять простой план.
Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы.
Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде
Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста
*Материал, помеченный звездочкой, усваивается в разделе «Речь» и в течение учебного года.
** Материал, помеченный двумя звездочками, усваивается в течение учебного года.
| Текст (10+3 ч)
| Текст как речевое произведение.
Основные признаки текста
Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста.
Простой и сложный план текста
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
Их строение, смысловые и языковые особенности.
Сочетание разных типов речи в тексте
Способы развития темы в тексте
Последовательная и параллельная связь предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте
Абзац – структурно-смысловая часть текста
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение
| Осознавать основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение)
Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста
Определять функционально-смысловые типы речи.
Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи
Находить средства грамматической связи предложений в тексте
Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста
Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение
На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста
| Система языка (128ч)
Синтаксис и пунктуация (19+5 ч)
| Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания
Словосочетание, его признаки
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова
Предложение, его признаки.
Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Грамматическая основа предложения
Главные члены предложения
Распространенное и нераспространенное предложение
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения
Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения
*Интонация, пунктуация предложений с однородными членами предложения
Предложения с обращением
*Интонация, пунктуация предложений с обращением
Предложения с вводными конструкциями.
Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями
Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью
Простое и сложное предложение
| Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения
Распознавать словосочетание в составе предложения
Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова
Конструировать изученные виды словосочетаний
Определять основные признаки предложения
Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте
Выделять грамматическую основу двусоставного предложения
Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения
Опознавать однородные члены предложения
Составлять схемы предложений с однородными членами
Осознавать основные функции обращений
Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями
Правильно интонировать предложения с прямой речью
Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение
| Фонетика. Орфоэпия (9+4 ч)
| Фонетика – раздел лингвистики
Звук – единица языка
Система гласных звуков
Система согласных звуков
Изменение звуков в речевом потоке
Фонетическая транскрипция
Выразительные средства фонетики
Слог
*Слог – единица слова
Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков
| Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове
Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие
Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции
Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи
Членить слова на слоги
Правильно переносить слова с одной строки на другую
Определять место ударения в слове
| Графика. Орфография (6+1 ч)
| Графика – раздел науки о языке
Состав русского алфавита. Название букв.
Соотношение звука и буквы
Орфография – раздел правописания
*Правописание гласных в корне слова
*Правописание согласных в корне слова
| Осознавать значение письма
Соотносить в словах звуки и буквы
Находить орфограммы в морфемах
Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне
| Лексика (9+2 ч)
| Лексикология – раздел лингвистики
Слово как единица языка
Лексическое и грамматическое значение слова
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья
Способы толкования
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слов
Омонимы
*Омонимы – омографы, омофоны, омоформы
Синонимы. Лексическая сочетаемость слова.
Антонимы
Словари синонимов, антонимов
Переносное значение слова в основе художественных тропов
| Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций
Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова
Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения
Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов
Разграничивать омонимы и многозначные слова
Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов
Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски.
Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов
Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи
Осознавать художественную выразительность тропов Использовать в речи слова в переносном значении
| | |