Районный отдел образования Дятловского райисполкома





Скачать 84.12 Kb.
НазваниеРайонный отдел образования Дятловского райисполкома
Дата публикации22.09.2014
Размер84.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Районный отдел образования Дятловского райисполкома

ГУО «Средняя общеобразовательная школа №1г. Дятлово»

Развитие
творческих способностей
младших школьников
в урочной и внеурочной


деятельности


Из опыта работы Пацынович О.М.,

учительницы начальных классов

ГУО «Средняя

общеобразовательная школа №1

г. Дятлово»
2009 год

В настоящее время повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, нестандартно мыслящих людей, способных адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. На мой взгляд, существенных положи­тельных результатов в развитии творческого по­тенциала личности можно достичь уже на начальном этапе обучения, т. к. младшим школьникам присуще открытость для всего нового, любознательность, эмоциональ­ность, цельность восприятия, яркость вообра­жения, рост самостоятельности и критичности мышления, высокая самооценка.

Сегодня мне бы хотелось вкратце вам рассказать, как я организую в своих классах работу по развитию творческих способностей детей. На мой взгляд, эта работа состоит из двух этапов:

- изучение склонностей и интересов детей,

- определение основных направлений развития учащихся.

Считаю, что на первом этапе работы необходимо определить склонности и интересы учащихся. Для достижения этой цели провожу наблюдение, общаюсь с родителями, работниками дошкольного учреждения. Совместно с психологом школы изучаем особенности речи, памяти, логического мышления детей. Провожу первичную диагностику уровня развития детской одарённости, оценку общей одарённости каждого ребёнка по методике С.Н. Куровской, составляю карту одарённости детей класса, после чего разрабатываю индивидуальные планы работы с учениками, которые проявляют способности к отдельным предметам.

В школе у нас разработана комплексная программа «Одарённые дети» (с основными направлениями которой вы познакомились на районном методическом фестивале). На основе данной программы разработала программу «Одарённые дети» для своего класса, в которой определила цели и задачи работы с группой учеников, которые имеют склонности к отдельным предметам, составила план мероприятий, в который включила такие формы работы, которые способствуют развитию ребенка, вселяют в него веру в соб­ственные творческие силы и способности.

На втором этапе работы определила для себя основные направления развития учащихся:

- урок,

-факультативы,

-кружки,

-стимулирующие занятия,

- участие в конкурсах, викторинах, интеллектуальных играх, турнирах, олимпиадах и т. д.

- эффективные технологии.

Т.к. урок – это основная и самая главная часть профессиональной деятельности учителя, стараюсь использовать в практике своей работы такие методы и приёмы обучения, чтобы каждый урок активизировал познавательную деятельность учащихся, развивал их инициативу и творчество. Особенно широкие возможности в этом плане, на мой взгляд, открывают уроки русского и белорусского языка, уроки литературного чтения.

На уроках языка учу детей ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, выражать эмоции с помощью разнообразных интонационных средств, работаю не только над обогащением словаря, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик. Чтобы научить ребёнка ясно и грамматически правильно говорить использую дидактические игры, речевые упражнения, творческие задания. Дети с интересом выполняют различные игровые задания, направленные на формирование умений строить логически завершённые предложения.

С целью обогащения словаря учу детей:

- подбирать слова синонимы, антонимы, однокоренные слова,

- употреблять в речи пословицы и поговорки,

- знать многозначные слова, значение фразеологизмов,

- уметь употреблять слова в прямом и переносном смысле,

- использовать красочные сравнения, метафоры.

Работа над словом должна иметь выход к более высоким ступеням речевых упражнений. Наиболее сложные виды работ в системе речевых упражнений – это изложение и сочинение.

Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, даёт выход воображению. Уже в первом классе начинаю с составления устных сочинений – миниатюр по серии картинок, по опорным словам, из личного опыта. Дети учатся фантазировать, придумывать, передавать свои чувства. Из класса в класс работа над сочинением усложняется.

Уроки литературного чтения дают широкие возможности для развития творчества, как учителя, так и его учеников. Уже в первом классе на уроках обучения грамоте использую:

- различный стихотворный материал о буквах и звуках,

- загадки,

- слоговые упражнения,

-считалки,

-чистоговорки,

-скороговорки,

-игру в рифму (вначале при помощи слогов, позже с использованием небольшого стихотворного текста),

-шарады.

На уроках литературного чтения во 2-4 классах предлагаю самые разные задания:

1. Придумать конец, продолжение, предысторию сказки.

2. Изложить основную идею сказки в одном предложении.

3. Рассказать сказку от имени главного героя, от имени отрицательного героя.

4. Дать словесную характе­ристику одному из персонажей сказки и т.д.

Детям нравиться выполнять творческие задания, связанные с изобразительной деятельностью:

1. Изготовьте рекламный пла­кат для сказки.

2. Поделите лист на три части, нарисуйте, что произошло в начале, середине и конце сказки.

3. Нарисуйте самый интерес­ный эпизод сказки.

4. Нарисуйте портрет главного героя сказки, дайте ему словесную характеристику.

5. Изготовьте книжку-малыш­ку. Разделите сказку на части, к каждой части сде­лайте рисунок.

Считаю, что ребёнок всегда должен иметь право выбора творческого задания.

На уроках литературного чтения эффективно, на мой взгляд, использовать методику работы над текстом по Н. Н. Светловской, которая считает, что правильная читательская деятельность — это "трехступенчатый процесс целена­правленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)".

Во время такой работы сначала провожу подготовку к восприятию тек­ста. Дети читают ключевые слова и словосочетания, на­звание произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и высказывают предположения о содержании текста.

На следующей ступени провожу работу, направ­ленную на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы.

На третьей ступени работы с текстом формирую умения, связанные с пониманием, запоминанием и вос­произведением прочитанного, осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. На этом этапе уместно словесное рисование, различные виды пересказов, составление рассказа о поступках. С этой целью ставлю открытые вопросы:

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

- Что ещё могли бы сделать персонажи? и т.д.

На уроках стараюсь создавать такие ситуации, которые стимулируют у ребят желание фантазировать, доказывать, убеждать, спорить, искать компромисс и выход из проблемной ситуации.

На уроках математики, на различных его этапах, использую нестандартные задачи. Они могут быть самые разные:

- задачи на соответствие между элементами разных множеств,

-задачи на размещение элементов множеств,

- задачи на упорядочение множества,

-задачи про «лжецов»,

-задачи на проведение цепочки логических рассуждений.

На уроках математики и на стимулирующих занятиях использую:

- задачи – смекалки,

- задачи – шутки,

- логические упражнения,

- дидактические игры,

- ребусы,

- головоломки,

- кроссворды,

- математические викторины.

Эффективно применять на уроках методику ТРИЗ. Основные приёмы данной методики:

-ускорение и замедление,

-увеличение и уменьшение,

-дробление и объединение,

-сделать наоборот.

Моим ученикам нравиться работать во время ТРИЗовских заданий с волшебниками Дели – Давай, Замри – Отомри, Тянульщиком, великаном Кроха, феей Инверсией.

Этапы работы над любой ТРИЗовской задачей следующие:

- находим противоречия,

- учим фантазировать, изобретать,

-решение сказочных задач,

-ребята применяют полученные знания, учатся находить выход из любой сложной ситуации.

В практике своей работы я часто использую игру «Данетка», «Синектика» (метод анологий), метод каталога, метод Робинзона, типовое фантазирование.

Способствует развитию творческих способностей использование в практике работы элементов технологии интерактивного обучения. Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимослияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Ведущие признаки интерактивного взаимодействия:

- полилог,

- диалог,

-мыследеятельность,

-смыслотворчество,

- межсубъектные отношения,

-свобода выбора,

- создание ситуации успеха,

- позитивность и оптимистичность оценивания и др.

На уроках и во внеурочной деятельности я использую разные интерактивные игры:

- «Четыре угла»,

-«Самооценка»

- «Заверши фразу»,

-«Ассоциации»,

- «Алфавит»,

-«Ключевое слово»,

- «Цепочка пожеланий»,

-«Заверши фразу»,

-«Икебана» и т.д.

Считаю, что способствуют развитию творческих способностей и проведение факультативных занятий. Например, в этом году в первом классе я проводила факультативные занятия «Учись говорить правильно», «Развитие творческих способностей», «Творческие мастерские» и занятия по авторской программе «Следам за сонцам». Например, целью факультативного занятия «Развитие творческих способностей» является повышение уровня креативности младших школьников, развитие таких черт характера, как любознательность, оригинальность, продуктивность, системность, вариативность. Учебный материал для первого класса знакомит учеников с объектами и явлениями окружающего мира через отгадывание и составление загадок. Обучение предусматривает продуктивную творческую деятельность: составление загадок, сюжетов сказок, рисование, создание аппликаций и изделий.

Я думаю, что воспитательную работу можно считать результативной только тогда, если наши воспитанники будут:

-иметь устойчивые положительные результаты,

-качественный прорыв в достижениях результативности отдельных учащихся,

-проявление самостоятельной творческой активности детей,

-призовые места в школьных и других мероприятиях.

На мой взгляд, этому способствует проведение следующих внеклассных мероприятий:

- тематические классные часы и часы круга («Школа самовоспитания»,

«Любопытство или любознательность», «Разгаданные и неразгаданные тайны» и т.д.,

- беседы для развития позитивного отношения ученика к собственному интеллекту

(«Я» в моих мечтах», «Час вопросов и ответов», «Мир моих увлечений»),

- ролевые игры, конкурсы, турниры знатоков, конкурсы, олимпиады, выставки, интеллектуальные марафоны.

Уверенна, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны учителя. Наша задача, используя разнообразные методы, формы работы систематически и целесообразно развивать у детей гибкость и подвижность мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы. И мы с вами, открыв таланты и способности наших учеников, сможем гордиться тем, что именно мы посеяли в их душах уверенность в себе, в собственных силах, сформировали правильную самооценку и научили ценить себя и гордиться своими достижениями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconБуинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008»
Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского...
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconМетодические рекомендации Отдел образования администрации Ленинского...

Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconРабочая программа по литературному чтению (чувашский) для 3 класса
Районный отдел образования и молодёжной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconОтдел образования Администрации Песчанокопского района Районный методический...
«Развитие системы поддержки одарённых и талантливых детей в Песчанокопском районе»
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconРайонная конференция-фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2009»
Районный отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconРайонный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы
«Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconПрофильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений:...
Рекомендовано к печати научно-методическим советом гбоу спо «Суражский педагогический колледж имени А. С. Пушкина»
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconМетодические рекомендации по организации работы с молодыми специалистами...
Рекомендовано районным учебно-методическим советом управления образования Лидского райисполкома
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconО проведении районного конкурса
Районный конкурс творческих и исследовательских работ обучающихся по математике «Математика вокруг нас» (далее Конкурс) проводится...
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconРайонная научно-практическая конференция учителей иностранного языка
Рекомендовано районным учебно-методическим советом управления образования Лидского райисполкома
Районный отдел образования Дятловского райисполкома iconРайонный отдел образования
В соответствии с распоряжением администрации Костромской области от 04 октября 2012 года №186-ра «О проведении Дней профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск