Скачать 246.9 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская основная общеобразовательная школа №4»
Рабочая программа по литературе 7 класс (базовый уровень) Учитель Фоменко Дина Васильевна 2013 - 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И.Лыссого (М.: Мнемозина, 2009). Цель изучения литературы в 7-м классе – приобщение учеников к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования- чтение и изучение художественных произведений ,знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с литературы 19века и заканчивая современной литературой. Программа призвана обеспечить: - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; - развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; - воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся; - формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; - воспитание речевой культуры учащихся. Задачи курса литературы 7 класса: - развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе; - совершенствовать навыки выразительного чтения; - сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся; - расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике. Отличительной особенностью настоящей рабочей программы является изменение количества часов. Авторская программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Настоящая рабочая программа согласно учебному плану МОУ «БООШ №4» -на 70 часов. Исходя из этого, добавляю 1 час на изучение зарубежной литературы, 1 час – итоговый урок. Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. В последовательность тем и разделов изменения не внесены. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы учебного курса 7 класс (70 часов) Введение (1 ч) Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. Для чтения и изучения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновении Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы > позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика. Для чтения и бесед А. К. Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя. Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. Для чтения и изучения «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере. А. С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. Для чтения и изучения «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла, Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карча XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора. Н. С. Лесков. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. Для чтения и бесед И.С.Никитин «Русь»., К.М.Симонов «Тарас Бульба» Для самостоятельного чтения Н.В.Гоголь «Миргород», Н.С.Лесков «Левша»
Н. А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. Для чтения и изучения «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения. Для чтения и бесед «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки). М. Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск. Для чтения и бесед «Дикий помещик» А. П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. Для чтения и изучения «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. Для чтения и бесед «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа. Для самостоятельного чтения И.С.Тургенев«Записки охотника» А.П.Чехов «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «На мельнице», «Юбилей» (пьеса-шутка).
Для чтения и бесед Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза», «Учись у них — у дуба, у березы...». Для самостоятельного чтения Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь». IV. человек в движении времени (18 ч) (Тема становления личности ) Л. Н. Толстой — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). Для чтения и бесед «Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. «Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования. Максим Горький. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. Для самостоятельного чтения В. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей). В.А.Каверин «Два капитана» V. Содружество искусств (2 ч) (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) Для чтения и бесед С.П.Шевырев «Звуки» К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны...». VI. Перекличка эпох (2 ч) Для чтения и бесед Ж. Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). И. А. Крылов — драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр. VII. Фантастика. Тема будущего (2ч) Для чтения и бесед В.А.Рождественский «Над книгой» А. де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц» (избранные страницы). Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Для самостоятельного чтения Р. Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко». гольфа»; С. Лем. «Магелланово облако»; Г. Уэллс. «Машина времени»; Д. Филипс. «Город слухов»; Б. Флеминг. «Ловушка»; О. Хаксли» «Улыбка Джокды» Формы и средства контроля: Классные сочинения-4.(2 сочинения по разделу «Минувшее проходит предо мною»; 2 сочинения по разделу «Человек в движении времени».) Домашнее сочинение-1 (по разделу «Минувшее проходит предо мною».) Перечень учебно-методических средств обучения: Основная литература: 1.Программа «Литература. 5-11 классы» под редакцией Г.И Беленького.М.: Мнемозина, 2009 2. Литература. 7класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных Учреждений. В 2-х частях. Автор-составитель Г.И Беленький. Москва 2008. Дополнительная литература: 1. И. В. Золотарева, С. М. Аникина «Поурочные разработки по литературе». Москва, «ВАКО» 2008г.). 2. УМК «Вокруг тебя – мир…»: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. Н. Кубышкина, 3. Литература в 7 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2007. Оборудование: 1.Портреты писателей 2. Раздаточный материал |
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»)... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... | Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... «Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной» | ||
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... | Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена... Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Лебедева Ю. В. (М. «Просвещение»,... | ||
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена... Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Лебедева Ю. В. (М. «Просвещение»,... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»... | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа села Росташи | ||
Рабочая учебная программа 1 вида по литературе составлена на основе... Директор мкоу «сош №1» Зам директора по ур на заседании мо учителей русского языка и | Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.) и учебника «Литература 9... |