Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации





НазваниеРабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации
страница1/4
Дата публикации13.02.2015
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Лебедева Ю.В. (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений», автор Лебедев Ю.В.( М , «Просвещение», 2009г.).

На изучение курса отводится 102 часа , 3 часа в неделю.
Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать произведение как художественное единство, характеризовать его компоненты, давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как словесный, наглядный, практический, отдавая предпочтение продуктивным способам работы и современным педагогическим технологиям: личностно-ориентированной, групповой, информационной, технологиям сотрудничества, проблемного обучения.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии на прочитанное произведение, проверочные работы, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими материалами о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри второго концентра. В 10 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс изучения произведения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники могут с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.
Содержание тем учебного курса

Введение

Русская литература конца VIII –XIX века – основа российской культурной традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих принципах. Представление о золотом веке русской литературы, хронологические границы и духовно-нравственное содержание понятия.

Русская литература конца VIII – начала XIX века

Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы.

Кризис идеалов Просвещения. От культа разума к культу сердца. Зарождение европейского сентиментализма. «Страдания молодого Вертера» И.В. Гете, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (в отрывках).

Особенности восприятия идей европейского сентиментализма в отечественной культуре. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как поворотный пункт в развитии отечественной литературы, образец русского сентиментализма и предвестие русского романтизма, национальное своеобразие; жанр исповеди; образ рассказчика (повторение).

Русские писатели конца VIII века и предромантическая эпоха. Ода А.Н. Радищева «Осьмнадцатое столетие». Басенное творчество И.А. Крылова («Волк и ягненок», «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Лягушка и Вол»).

Общая характеристика творчества Г.Р. Державина. Философская и анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снигирь», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Ода «Бог».

Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу.

Теория литературы: сентиментализм и романтизм в русской литературе, роль рассказчика в повествовательной прозе, отличие позиции автора от позиции рассказчика и позиции рассказчика от позиции героя.

Поэзия русского романтизма

Общее представление о художественных идеях, основных создателях поэзии русского романтизма (обзор). Роль В.А. Жуковского в зарождении русского романтизма. Романтическое двоемирие (элегия «Сельское кладбище» - повторение, «Певец во стане русских воинов»), тема невыразимого(лирическое стихотворение «Невыразимое»), трагизм и несерьезность как сюжетные принципы баллады («Светлана»- повторение, «Людмила», «Лесной царь», «Теон и Эсхин»). Полемика о народности литературы, поэтический спор П.А. Катенина с В.А. Жуковским. Роль Жуковского в создании литературного общества «Арзамас».

Жанры поэзии русского романтизма: элегия, дружеское послание. Элегия «Мой гений» и послание К.Н. Батюшкова «Мои пенаты»: исповедь романтика, тоскующего по классическому идеалу.

Теория литературы: жанр поэтического послания, романтическая элегия.

Русская литература и зрелый европейский романтизм

Принципы романтического историзма в романах В. Скотта, местный колорит, национальная традиция. Один из исторических романов писателя на выбор учителя (в отрывках). Влияние принципов прозы В. Скотта на русскую литературу. «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (повторение) «Юрий Милославский» М.Н. Загоскина. Романтическая личность и творчество Дж. Г. Байрона. «Стансы к августе». Поэма «Шильонский узник». Байронизм и русская поэзия. Романтическая личность в русской литературе: образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (повторение).

Теория литературы: жанр  исторического романа.

А.С. Пушкин

Личность писателя, основные периоды творчества, статус общенационального гения. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX века. Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы, Пушкин о Чацком. Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом. Любовная лирика «михайловского периода» и новый образ лирического героя, тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике Пушкина.

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня» (повторение), «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк» (последние три – повторение), «Подражание Корану», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Я вас любил…» (повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Поэту», «Пора, мой друг, пора…», «Когда за городом задумчив, я брожу…», «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил…», «Была пора: наш праздник молодой…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Поэмы. «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин». Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии», «Пиковая дама».

«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»: вечный конфликт в конкретных исторических обстоятельствах. Столкновение общечеловеческих нравственных начал с нормами сословной этики.

«Моцарт и Сальери»: вечный конфликтв условиях исторических обстоятельств. Столкновение противоположных, несовместимых принципов отношения к искусству.

«Каменный гость»: вечный конфликт в условных обстоятельствах. Использование бродячего сюжета мировой литературы о герое-любовнике: конфликт человека с собственной судьбой.

«Пир во время чумы»: вечный конфликт человека с его собственной душой.

Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная повесть.

Поэты пушкинской поры .

Отличие понятия «поэты пушкинской поры» от понятия «поэты пушкинской эпохи». Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и безыскусственность как стилистическая норма. Идеалы гуманности в русской литературе золотого века. Предшественники Пушкина: Д.В. Давыдов («Современная песня»). Поэты, развивавшиеся обособленно от него: А.В. Кольцов («Песня пахаря», «Лес»). Наставники, ставшие литературными друзьями: П.А. Вяземский («Первый снег»). Представители следующего литературного поколения: Д.В. Веневитинов («Поэт»), А.И. Полежаев («Песнь погибего пловца»). Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев («К временщику»). Собственно поэты пушкинской поры: А.А. Дельвиг («Не осенний частый дождичек…», «Вдохновение»), Е.А. Баратынский («Две доли», «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок…» (повторение), «Последний поэт», «Пироскаф». Поэма «Эда»).

Теория литературы: поэтический цикл (на материале «Сумерек» Е.А. Баратынского), лирический сюжет.

Европейская литературная ситуация конца 1820-1830-х годов. Романтизм и натуральная школа .

Поздние немецкие романтики. Творчество Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок». Социальная проза О. де Бальзака. «Отец Горио». Влияние французского натурализма на развитие реалистических тенденций в русской литературе. Тема денег в романтической и натуралистической прозе европейских писателей 1820-1830-х годов. «Поздний романтик» Г. Гейне. Поэма «Германия. Зима» (отрывки).

Теория литературы: представление о реализме и натурализме как о литературных направлениях и творческих методах.

Н.В. Гоголь

Гоголевский период в русской литературе. Противоречивая личность великого писателя. Религиозный идеал и социальная поэтика. Основные этапы творческого пути. Пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Влияние украинской народной культуры на картину мира, созданную в произведениях Гоголя. Внутренняя логика творческого пути писателя, основные этапы, связь с литературным процессом. Романтизм ранней гоголевской прозы («Вечера на хуторе близ Диканьки»), проблема рассказчика. Полярная картина мира в повестях цикла «Миргород»: величественное прошлое («Тарас Бульба») и ничтожная современность («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Романтизм и натурализм в художественном мире Гоголя. Гротеск в «Петербургских повестях». «Маленький человек» как религиозно-философская и социально-нравственная категория. Комедия «Ревизор»: философский подтекст и «ничтожный герой» (повторение).

«Тарас Бульба», «Мертвые души» (повторение). Речевая характеристика героев. Роль детали в поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского комизма. Особенности гоголевского лиризма.

Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые души».

«Петербургские повести»: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель» (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы: понятие о гротеске.

М.Ю. Лермонтов.

Исторический и литературный фон 1830-1840-х годов.

Драматичная судьба лермонтовского поколения. Личность писателя. Лермонтов как наследник и как творческий оппонент Пушкина, продолжатель русской романтической традиции, «последний романтик». Романтический конфликт и трагизм романтического сознания в творчестве Лермонтова. Полярность образов и категорий как принцип лермонтовской поэтики. Отказ от напряженного сюжета ради усиления психологического эффекта. Анализ рассказчика и самоанализ героя в романе «Герой нашего времени» (повторение). Особенности композиции, которые подчинены основной задаче – раскрыть «историю души человеческой». Нравственно-философские проблемы романа. Образ главного героя – портрет целого поколения. Роль рассказика и характер повествования.

Стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Есть речи – значение…», «На севере диком стоит одиноко…», «Они любили друг друга так долго…», «Тучи», «Молитва» («Я, Матерь Божия…»), «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…»), «Валерик», «Нет, я не Байрон – я другой…», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…». Драма «Маскарад».

Поэма «Демон». Религиозно-философские мотивы, система художественных противоречий, автор и герой. Образ героини, тема страдания, греха и спасения. Связь с образом Демона в поэзии А.С. Пушкина. Стихотворение Лермонтова «Мой демон» и замысел поэмы.

Теория литературы: понятие «поэзии мысли», психологизм, психологическая проза, религиозно-философские мотивы.

Русская литература 1840-1860-х годов и натуральная школа.

Русская литература второй половины XIXвека – равноправная участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В.Г. Белинского и Н.А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журналы («Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В.Г. Белинский. «Письмо к Н.В. Гоголю»). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности: альманах «Физиология Петербурга» и главные принципы натуральной школы (повесть Д.В. Григоровича «Антон-Горемыка» - в отрывках). Натурализм и романтизм.

Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденционном искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850-1860-х годов. Роль жанра романа в развитии русской прозы. А.И. Герцен. «Кто виноват?» Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

Теория литературы: связь между жанром и художественным методом.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIXвека. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).

Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и учащихся).

«История одного города» - одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.

Теория литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный; эзопов язык.

И.А. Гончаров

Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творческого Гончарова. Общая характеристика романной трилогии Гончарова («Обыкновенная история», «Обломова», «Обрыв») как художественного целого. Художественная картина мира, созданная писателем. Злободневные темы и масштабный эпический взгляд на современность. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Место Гончарова в истории русского романа. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен. «Том Сойер»). Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).

«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце – главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки – духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург – два разных мира. Квартира Обломова – островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Противопоставление абсолютной пассивности и абсолютной активности. Мотив испытания в «Обломове». Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова.

Творчество И.А. Гончарова в оценке критики. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?». Д.И. Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А.В. Дружинин. «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

Теория литературы: понятие «картина мира».

И.С. Тургенев

Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева. «записки охотника» (повторение). «Слово или дело?» - главный вопрос тургеневских героев. Проблема художественного времени в прозе Тургенева и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургенев и европейская романтика его эпохи (Г. Флобер. «Госпожа Бовари» - в отрывках). Тургеневская картина мира: естественность любви  и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Проблема «отцов» и «детей» в художественном мире Тургенева. «Нигилизм» и «идеализм» как два проявления социальной болезни. Женские образы в тургеневской прозе. Русская критика о творчестве Тургенева (Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»).

«Дворянское гнездо». «Отцы и дети» (по выбору учителя и учащихся)

Роман «Дворянское гнездо». Замысел и смысл романа. «Наблюдения над русской жизнью». Сюжет и композиция романа. Идея «дворянского гнезда». Система персонажей в романе. Восприятие музыки в романе – своеобразный эквивалент восприятия жизни. Федор Лаврецкий и Лиза Калитина. Распад круга, разорение «дворянского гнезда». Искусство Тургенева-психолога.

Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Базаров и Павел Петрович. Образ Базарова. Человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и его последователи. Автор и Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Д.И. Писарев. «Базаров, «Реалисты». Н.Н. Страхов. «Отцы и дети». И.С. Тургенев».

Теория литературы: цикл рассказов как художественное единство. Соотношение понятий «проза»/ «поэзия» и «эпос» / «лирика».

А.Н. Островский

Личность драматурга. Роль А. Н. Островского в создании русского национального театра. Жизненные идеалы драматурга: от молодой редакции «Москвитянина» к «Современнику». Комедии «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты». Особенности поэтики Островского. «Социальная» драматургия Островского. Народная драма «Гроза». Драматургия и жанр романа. Драматургические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Роль Островского в развитии русской комедийной традиции, влияние Грибоедова. Речевые характеристики героев, народный язык в пьесах драматурга. Женские образы: пушкинская традиция в русской литературе и новые веяния. Островский и европейский театр второй половины XIX века (Г. Ибсен. «Пер Гюнт» — в отрывках, А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» - обзор, Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» - обзор).

«Лес». Драматическое и комическое начала в драматургии Островского. Судьба русского дворянства в изображении Островского и в изображении Тургенева («Дворянское гнездо»). Система персонажей. Образы Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева.

«Гроза». «Бесприданница». (По выбору учителя и учащихся.)

Драма «Гроза». Образ Катерины: истинная патриархальность против патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы. Открытое сценическое пространство. Символика пьесы. Отражение русской действительности в пьесах драматурга.

Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».

Драма «Бесприданница». Одно из вершинных произведений Островского. Старая театральная коллизия — судьба «бедной невесты» — и ее новаторское решение в драме Островского. Прием упреждающего развития. Образ Ларисы и ее трагическая судьба. Символика имени. Образ Паратова: «Уж не пародия ли он?» Богатство речевой характеристики героев. Русская провинция в драматургии Островского.

Теория литературы: авторская позиция в драматургии.

Н. А. Некрасов

Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция. Некрасов — редактор «Современника» и «Отечественных записок», организатор литературного процесса. Некрасов — новатор в области поэтической формы; некрасовские ритмы народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ народа. Лирический герой Некрасова. Лироэпические произведения.

Стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Поэма Некрасова — «эпопея современной крестьянской жизни». Путешествие — композиционный стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней народного бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Образ народа. Народная правда. Массовые сцены. «Люди холопского звания». Народ и помещики. Проблема счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова.

Теория литературы: народность, новаторство.

Русская лирика второй половины XIX века

Кризис лирической поэзии в 1840-е годы: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданственного пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины века. Русская поэзия конца XIX столетия и приближение эпохи декаданса в европейской культуре. Религиозно-философские мотивы.

А.Н. Плещеев. «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня». А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама...». Сочинения Козьмы Пруткова (по выбору учителя и учащихся). А.А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...». А.К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «История государства Российского...». К.К. Случевский (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). С.Я. Надсон. «Друг мой, брат мой...». А.Н. Апухтин (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). В.С. Соловьев. «Ех oriente lux».

Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы: антологическая лирика.

Ф. И. Тютчев

Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего. Пейзажная лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная лирика. «Денисьевский» цикл. Философская лирика. Ритми ческое своеобразие лирики Тютчева.

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объ-емлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «По следняя любовь», «Я встретил вас — и все былое...», «Все отнял у меня казнящий Бог...».

Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл.

А. А. Фет

Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и мотив страдания в творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета.

Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода — осень — куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...».

Теория литературы: жанр ноктюрна.

Н. С. Лесков

Личность писателя. Концепция русского наци онального характера в творчестве Лескова. Взаимодействие с русским фольклором. Картина российской жизни, в которой есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатленный ангел» — обзорно). Жанр сказа. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (повторение).

«Очарованный странник». Иван Флягин — герой-правдоискатель. Изображение не столько типического, сколько яркого, исключительного. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.

Теория литературы: понятие сказа.

Ф. М. Достоевский

Личность писателя. Ранний Достоевский и натуральная школа. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Идеи социализма и русская литература. Особенности романов Достоевского. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном» герое (роман «Идиот»), проблема взаимодействия личности и социальной среды.

Политические события и художественная картина мира: роман «Бесы». Роман «Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки зрения героя от точки зрения автора, полифонизм. Достоевский-публицист: «Пушкинская речь». Европейский реалистический роман (Ч. Диккенс).

«Преступление и наказание». История создания. Психология героя-идеолога, образ Родиона Раскольникова, морально-философские проблемы романа «Преступление и наказание». Роман о преступнике, который восстает против обыденной жизни и в конце концов добровольно принимает на себя нравственное наказание. Социальные и религиозно-философские истоки бунта героя. Утрата веры в Бога — в центре внимания Достоевского. Сюжет романа и система персонажей. Преступление. Болезнь. Испытание. Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе. Петербург Раскольникова. Идейный смысл романа.

Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.

Л. Н. Толстой

Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская литература конца XIX века как часть мировой литературы, особая роль творчества Толстого. Мир ребенка глазами юного героя: трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзорно). Диалектика души. Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире: «Казаки». Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». Произведения, написанные после «арзамасского ужаса» (обзор). Назидательность и художественность: ро ман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (обзор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд Киплинг. «Маугли».)

Эпопея «Война и мир» — синтез художественных исканий русской литературы XIX века. «Война и мир». Роман-эпопея. Историческое повествование Толстого и традиция исторических романов Вальтера Скотта. Смысл названия. Сюжетное по строение. Особенности композиции. Историософские отступления. Образ повествователя. Система персона жей. «Мысль народная». Особенности поэтики Толстого. «Диалектика души». Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера.

Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея

А. П. Чехов

Личность писателя, творческий путь: от журналистики к сатире, от сатиры к юмору, от юмора к социальной философии. Русская литература конца XIX века и кризис жанра романа. Рассказ как форма, выражающая содержание современности. Человек в художественном мире Чехова: создатель социальной среды и ее жертва. Типичный чеховский герой: средний человек, провинциальный интеллигент. Проблема рассказчика и нравственно-философские идеалы писателя. Драматургия и поэтика чеховской прозы. Юмор и лиризм. Мастерство Чехова-рассказчика и европейская новелла его времени. (Гиде Мопассан. «Пышка» — фрагменты). Мастерство Чехова-драматурга.

Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

«Чайка». Комедия. Мечты и реальность, трагическое и комическое в образах главных героев пьесы. Особенности сюжетного построения пьесы. Комическая ситуация. Смещное и трагическое в пьесе.

«Вишневый сад». Комедия. Особенности жанра. Развитие интриги. Комизм драматических героев. Значение образов-символов в пьесе. Главный герой пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Художественное мастерство писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, комизм, драматизм

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ


Оценка устных ответов учащихся


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.


Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка письменных работ учащихся

Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.


Примерный объем текста изложений и сочинений


класс


Объем текста для


подробного изложения1


классного сочинения


5


100-150 слов


0,5 – 1,0 страницы


6


150-200 слов


1,0 – 1,5 страницы


7


200-250 слов


1,5 – 2,0 страницы


8


250-350 слов


2,0 – 3,0 страницы


9


350-450 слов


3,0 – 4,0 страницы



1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.


С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной

мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.


оценка


Основные критерии оценки


содержание и речь


грамотность


«5»


1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета


Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка


«4»


1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.


Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки


«3»


1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

или

7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки


«2»


1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.


«1»


В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.


Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Техника чтения


Класс


Вслух


Про себя


5

6

7

8

9


120

140

140 – 150

150

150


140 – 170

170 – 210

210 – 250

250 – 260

260 – 280
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена...
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Лебедева Ю. В. (М. «Просвещение»,...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...

Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»)...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...

Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной»
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.) и учебника «Литература 9...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа села Росташи
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа 1 вида по литературе составлена на основе...
Директор мкоу «сош №1» Зам директора по ур на заседании мо учителей русского языка и
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск