Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e





Скачать 63.29 Kb.
НазваниеОтдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e
Дата публикации24.09.2014
Размер63.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы



МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБДУЛИНСКИЙ РАЙОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « НИКОЛЬКИНСКАЯ СОШ»

461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e-mail: 12_ou29@mail.ru
Эссе

«О синтезе эстетического и нравственного»

Кузьмина М. А, учитель

литературы

Оренбургская область

Абдулинский район

Село Николькино

О синтезе нравственного и эстетического.




«Литература учит быть человеком. » ( В.Г. Белинский)
С какой целью я иду в класс, что в первую очередь донесу до своих учеников, изучая то или иное произведение? Эти вопросы я задаю себе вновь и вновь. Ушли в прошлое приоритетные идеологические установки, но осталась привлекательная задача воспитания высоконравственной личности. Хотя очевидно, что это непосильная задача не только для одного учителя, но и для всего школьного образования. Результаты воспитательного воздействия могут сказаться лишь спустя годы. Возможно, именно поэтому в школьной практике возобладала тенденция, делающая упор на чисто формальные знания в литературе. Я отнюдь не отрицаю важность и необходимость основ литературоведения. Опасна крайность , когда свод теоретических знаний о литературе (чаще без чтения самой литературы) становится самоцелью литературного образования.

Одна из основных задач преподавания литературы в нашей стране и в наше время есть воспитание серьёзного, в известном смысле даже сакрального, отношения к слову. Евангельское «В начале было Слово»- не фраза, а истина.

В нашу эпоху информации, когда деградирует язык, немало зависит от преподавания литературы. Русская литература- это, помимо всего прочего. противоядие пошлости и нравственному уродству. Смысл изучения литературы вовсе не в том, чтобы научить детей писать так же гениально, как Пушкин, а, прежде всего, в высокой культуре. Культура требует труда души. Леонид Хейфиц недавно сказал жёстко и точно: высокую культуру надо навязывать! Многие скажут: а как же свобода? На что я отвечу: когда твой ребёнок упрямо идёт на красный свет - тащи его за шиворот, и никакой свободы! Свобода – положительная ценность только тогда, когда занимает своё место в системе других ценностей: правды, любви, ответственности.

И свою роль как словесника я вижу в приобщении детей к духовному богатству, заложенному в классике. Но для этого прежде всего надо пробудить интерес к литературе, приучить читать . Как достичь этой задачи ?

Как учитель с немалым стажем работы, убеждена: только благодаря личной заинтересованности, кропотливому труду самого учителя, только через непосредственный контакт с художественным текстом, через эмоциональное воздействие на душу подростка и соотнесение литературного произведения с реальной жизнью.

По мнению Е. Ильина, «о милосердии не нужно говорить, его нужно воспитывать – тончайшими, молитвенными процессами». И вот эти «тончайшие …процессы» совершаются на уроках литературы только тогда, когда учитель собою, своими эмоциями « оживит» изучаемое произведение и поможет учащимся не просто понять поднимаемые автором проблемы, но прочувствовать их. Иногда мне кажется, что мы ведём с ребятами один большой разговор, который начинается в 5 и заканчивается в 11 классе. О чём он? Да, конечно, о вечных ценностях: о любви и доброте, о том, «что мы в ответе за тех, кого приручили» и что « всё живое страдает одним и тем же страданием». Кто сегодня, кроме учителя литературы, говорит с детьми о порядочности, доброте, чувстве собственного достоинства?

Любовь к своему предмету, заинтересованность в изучаемой теме, по моему глубокому убеждению, сыграть нельзя. Детей обмануть невозможно, сквозь любое актёрское мастерство они разглядят фальшь. И тогда все преподнесённые учителем истины будут подвергнуты сомнению, и уроки нравственности превратятся в уроки лицемерия, а не исключено, что и цинизма.

Отсутствие искреннего интереса к произведению не удастся скрыть за использованием наглядности, технических средств обучения. Психологи говорят о том, что в преподавании литературы технические средства должны применятся осторожно и оправданно. Можно прослушать одно и то же стихотворение в исполнении разных артистов с целью сравнить варианты. Но заменить живое исполнение учителя прослушиванием записи самого талантливого мастера было бы ошибкой.

Я боюсь пафоса, патетики. Помните, базаровская фраза: « Об одном прошу тебя, друг мой Аркадий Николаевич, не говори красиво!» Работая с детьми, я убедилась в том, что не обязательно о высоком говорить высокими словами. Видимо, в официальной ситуации такие слова уместны, но учитель литературы может себе позволить быть человеком, который говорит о том, что чувствует, простым человеческим языком. Уроки, перешедшие в задушевную беседу, (по теме, естественно) дорогого стоят, но запланировать их невозможно. То, что получилось с одним классом, может провалиться с другим.

Анализ текста - основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом (глаголом, прилагательным) и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе "Муму" Тургенева - это глаголы действия, ведь именно они позволяют судить о богатом душевном мире немого дворника ("улыбается, мычит, махает руками"). Я вижу необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, я объединяю задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения.

Это сложная задача - вести анализ нравственного содержания и художественной формы в единстве, не превращая теоретико-литературные знания в «довесок» к роману. В 11 классе, например, обязательно проводим сопоставительный анализ булгаковского романа с трагедией Гёте «Фауст», выявляем формы выражения авторской позиции, говорим о синтезе фантастического и реального, о роли сатирического начала. Особое внимание уделяем стилю писателя, афористичности языка. Принципиально важно при этом, что школьники получают и эстетическое удовольствие от того, « как сделано» произведение.

На уроках всегда учу искать литературные параллели, соотносить произведения разных авторов, разных эпох и жанров, находить в них общие проблемы. Тема жизненного и нравственного выбора объединяет такие разные в жанровом отношении произведения , как эпопеи « Война и мир», « Тихий Дон»и , например , маленький бунинский рассказ « Чистый понедельник».

Хороши задания на осмысление психологических ситуаций. Вникая в психологию героев, переживая с ними, дети учатся понимать людей, в том числе и самих себя. При изучении « Отцов и детей» пытаемся проникнуть в душевное состояние Базарова после отказа Одинцовой в ответ на его признание, пишем сочинение « Страницы из дневника Базарова». В основном ученики с интересом пишут подобные сочинения творческого характера. Одна из разновидностей – « Сочинение стилизаций в духе изученных литературных жанров». В 10 классе пишем сказку в стиле Салтыкова- Щедрина. Для правильного выполнения задания прежде всего надо разобраться в особенностях щедринского стиля.

Вообще, ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемный вопрос) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится и в поступке. Подбирая темы сочинений , всегда стараюсь сформулировать их так ,чтобы вызвать учеников на откровение, размышление , сотворчество. Например, после изучения « Войны и мира» многие ребята выбирают для себя тему « Что нового в жизни, в людях, в самом себе открыл мне Л.Н.Толстой?» Такого сочинения уже не спишешь, оно требует личного отклика. В конце выпускного класса предлагаю последнее сочинение: «Расставаясь, хочу сказать…» Ребята откликаются очень живо: им есть что сказать, на пороге новой жизни их переполняют мысли и чувства. С волнением читаю их размышления, откровения, признания. И хотя это не оговаривалось, многие пишут о том, чему научила, как повлияла на них литература. Во всех признаниях сквозит единая мысль: в первую очередь литература учит жить. А, значит, не зря я каждый день вхожу в класс. Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью. Ведь душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Долгие разговоры о душе у учащихся могут вызвать циничные замечания, да и вообще дети не любят, когда их открыто воспитывают. Воспитываем не мы, а искусство, оно гораздо убедительнее нас.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петропавловская сош, 157653, Костромская область, Павинский район, деревня...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconТехнология развития критического мышления на примере урока информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гребневская средняя общеобразовательная школа (мбоу гребневская сош), Московская...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Публичный доклад «моу сош №3» в 2011-2012 учебном году» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Салаватский районный отдел образования муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconОбразовательная программа начального общего образования мбоу сош №13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconОтчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconОтчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconРеферат. Тема: «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»
Муниципальное учреждение отдел образования администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Муниципальное...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconУроках математики
...
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconКрасногорский муниципальный район Московская область Муниципальное...
План-график мероприятий по организации предпрофильной подготовки учащихся моу сош №15
Отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «николькинская сош» 461778, Оренбургская область, Абдулинский р-он, с. Николькино, 56тел.(35355) 33-3-12, e iconМоу сош №26 межмуниципальный фестиваль педагогического мастерства
Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск