Скачать 64.72 Kb.
|
МОУ СОШ № 26 МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ. Учитель физики сош № 26 Сенцова М.А. Балаково, 2008 «Не бойся врагов- в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей- в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных- они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Б. Ясенский Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства россиян, в первую очередь молодого поколения. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования- важных факторов формирования патриотизма. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Государственная общественная потребность в патриотическом воспитании личности зафиксирована в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 года №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание у граждан Российской Федерации». В этом постановлении патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины . При этом патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать в наших учениках глубокие чувства настоящих патриотов, достойных граждан России, полезных для государства. Необходимо, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя качества человека-создателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия. Патриотическое воспитание включает в себя следующие аспекты:
Арсенал средств патриотического воспитания школьников богат. Его можно условно классифицировать: - наглядно-декоративные( оформление кабинета физики, портретные галереи); -вербально- акустические(использование на уроке исторических примеров, видеофильмы); -структурно-логические( значимость физических теорий, формул). Одним из способов формирования у школьников чувства патриотизма на уроках физики является ознакомление их с жизнью и творчеством отечественных ученых, которых отличало замечательное качество- преданность отчизне, стремление развивать науку своей Родины. Например, при изучении молекулярно-кинетической теории строения вещества необходимо познакомиться с жизнью замечательного русского ученого М.В.Ломоносова, или при изучении давления света – П.Н.Лебедева, при изучении ядерного реактора и применения ядерной энергии- И.В.Курчатова и т.д. Для обеспечения эффективности использования биографического материала при обучении необходимо учитывать следующее: Во-первых- эти сведения должны быть минимальными по объёму содержания и затратам учебного времени, что позволяют современные ИКТ. Во-вторых- необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала будет более эффективна, если фигуры ученых предстанут со своими конкретными чертами личности, например М.В.ломоносов благодаря природному трудолюбию. Целеустремленности и силе духа смог не только подняться до уровня величайших представителей науки, но и личным примером убедить, что «…Может собственных Платонов И быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать…». В-третьих- биографический материал должен быть одновременно связан с изучаемым материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала. В-четвёртых- биографический материал стимулирует овладение учащимися сложного учебного материала, если изучение начать с эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. В-пятых- важно показать стремление ученых применять полученные результаты для практических нужд. Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники позволяет формировать чувство гордости за свою Родину. Формы и методы патриотического воспитания многообразны и различны по своему воздействию. Одной из форм является формирование качеств гражданина и патриота на трудовых и боевых традициях нашего народа- труженика, победителя на всех этапах нашей истории. Ежегодно я провожу с учащимися экскурсии на предприятия нашего города( ГЭС, хлебозавод, ЕМК, РТИ, информцентр АЭС), где учащиеся знакомятся не только с физическими явления встречающимися на данном производстве, но и с историей строительства, с самоотверженным трудом нашего народа, в том числе молодого поколения. Особое внимание следует уделить воспитанию учащихся на примерах героических страниц Великой Отечественной войны. Например, при изучении движения тела брошенного под углом к горизонту , я говорю о том что благодаря нашим советским ученым в годы войны были созданы гвардейский миномет БМ-13, известный нам как «Катюша», танк ИС-2, самолеты ИЛ-2, Ту-2. Создание новой военной техники в годы войны послужило великому делу разгрома фашизма. В преддверии праздника День победы я провожу физический вечер для учащихся старших классов «В борьбе с врагом нам помогали знания и смекалка», на котором учащиеся более подробно знакомятся с работой и изобретениями ученых в годы Великой Отечественной войны. Школьный курс физики даёт возможность формировать у школьников социально-гражданскую компетентность и патриотизм не только при изучении теоретического материала, но и через решение задач с техническим содержанием, что позволяет осуществить политехническую подготовку учащихся и способствует профориентации. Для этой работы я использую задачи из сборника И.М.Низамова «Задачи по физике с техническим содержанием», М.-Просвещение, 2001. Решая такие задачи у учащихся формируется мышление творческой личности с активной жизненной позицией. В содержании курса физики есть ряд тем, на базе которых можно наиболее эффективно провести уроки экологического образования и воспитания знания по предметам естественно-научного цикла. Такие уроки позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, необходимости при разработке любого направления научно- технического прогресса, прежде всего предусматривать все возможные экологические последствия, выработать ответственное отношение к окружающей среде, воспитывают человека, способного жить в гармонии с природой. Вместе с тем. Они дают возможность учесть интересы каждого ученика и его наклонности, что способствует максимальному развитию инициативы и творчества ребят, повышают мотивацию на образование через успешность и привлекательность деятельности. Форма проведения таких уроков ( семинар, диспут, конференция) наиболее соответствует особенностям юношеского возраста, способствует осуществлению условий в образовательном процессе для формирования у старшеклассников коммуникативных умений( вести диалог, дискуссию, публично выступать по теме). Интегрированные уроки экологической направленности я использую при обобщении следующих тем : «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», «Производство электроэнергии», « Атомная энергетика» и т.д. Так как патриотическое воспитание предполагает формирование у учащихся здорового образа жизни , то при каждом удобном случае необходимо обращать внимание учащихся на то, как можно сохранить свое здоровье используя знания законов физики. Начиная с 7 класса , я на конкретных примерах показываю значимость знания законов природы: почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом? Учащиеся зная о явлении инерции легко могут объяснить почему этого делать нельзя. Или при изучении вопроса об электромагнитных излучениях я не только останавливаюсь на свойствах, применении того или иного излучения, но и говорю о том какое влияние оказывает данное излучение на организм человека и как этого можно избежать. Итак, воспитание патриотизма, гражданственности, неравнодушия молодежи- это необходимое и достаточное условие возрождения России как великого процветающего государства. Но следует отметить, что данная работа может быть эффективной лишь при систематическом подходе. В нашей школе с 2002 года учащиеся обучаются в кадетских классах «Юный спасатель». В этих классах патриотическому воспитанию отводится особое место, так как многие учащиеся после окончания школы мечтают связать свою дальнейшую жизнь со служением Отечеству. Литература:
|
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Открой свое сердце!» (далее – Фестиваль) является формой распространения и... | ||
График проведения дня педагогического мастерства в моу сош №31 г. Иркутска Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Происхождение, многообразие, особенности строения | Участие в конкурсах педагогического мастерства учителей моу гимназии... Участие в конкурсах педагогического мастерства учителей моу гимназии №8 г. Тихорецка | ||
Положение о городском фестивале профессионального мастерства педагогов Фестиваль профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (далее Фестиваль) проводится с целью поддержки творческих инициатив... | Татьяна Леонидовна Терёхина учитель начальных классов мбоу «сош №3» «Интегрированный урок Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация... | ||
Публичный отчет директора моу сош №3 за 2010-2011 учебный год Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующих в единое целое вею систему работы школы, является методическая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Международный фестиваль педагогического мастерства «Образовательные технологии нового поколения» | ||
Районный Фестиваль педагогического мастерства Доклад учителя физической культуры Межовской средней общеобразовательной школы Васильева Сергея Ивановича «Здоровый образ жизни как... | Об утверждении Положений Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация... | ||
Положение о II межулусном профессиональном конкурсе педагогического... «Центр педагогического мастерства Урдэл» (далее – «Организатор») при поддержке Министерства образования рс (Я), гбоу рс(Я) «Верхневилюйская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальный фестиваль педагогических идей «Делимся секретами педагогического мастерства» (организатор мбдоу №8 «Якорек); открытый... | ||
Информация о фестивале 1 февраля 2013 г прошел II республиканский... Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор... | Основы педагогического мастерства Учебное пособие Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям... | ||
Анализ работы шмо учителей енц моу «сош с. Карасу» на 2010-2011 уч г. В 2010 2011 учебном год Целью мо является повышение уровня педагогического мастерства учителей и их компетенции в области новых образовательных технологий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Межмуниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов "Современный урок-2011" (далее конкурс) проводится в целях |