Результаты проекта





Скачать 124.89 Kb.
НазваниеРезультаты проекта
Дата публикации26.09.2014
Размер124.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

«ВЫХОДЕЦ ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ»: ИНТЕРВЬЮ С ЖЕНЩИНОЙ-ШАМАНОМ
(РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА)




Л.В. Биртанова, А.А. Ярлыкова


Черемховский педагогический колледж, Иркутская область

Научный руководитель Ж.П. Черкасова
В самом разгаре урок по «Фольклору Сибири». Мы слушаем предельно внимательно. Тема захватывает. Учитель интересно рассказывает о шаманах, их способностях, их умениях, атрибутах. Сидим, слушаем и удивляемся: как много непостижимых загадок еще в мире? Как много мы не знаем. Как на многое не обращаем внимание!

– Немногие из нас видели живого шамана. Но, мы уверены, что почти каждый из нас живо представляет себе картину, известную по книгам и кинофильмам: по полутёмной юрте в иступленной пляске мечется человек в причудливых одеждах. Он бьёт колотушкой в большой бубен, призывая духов. Его лицо искажено, глаза закрыты. Вот удары становятся чаще и сильнее, вот он увёртывается от невидимого врага. В конце сеанса шаман падает без чувств. Потом он расскажет сидящим в юрте людям о своей встрече с духами.

Учитель пытается нам сказать, что не только сейчас, но и много раньше шаман представлялся в общественном сознании темным и страшным шарлатаном, обманывающим невежд. Шаманов часто называли «выходцами из социальной нормы», людьми, страдающими нервными расстройствами. «Взгляд на шамана как на человека нервно или психически больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике» [7, 57]– ссылается учитель на слова Е. Ревуненковой, которая написала много книг по исследованию шаманства. Подобным образом объясняется феномен шаманизма в «Энциклопедии Религии и Этики».

В работе, посвященной шаманизму в Ост-Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман – это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто – безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно – к сомнамбулизму» [1, 230].

«Что нервнобольные в Сибири – шаманы, всем известно и в особых доказательствах не нуждается» – безоговорочно утверждал в 1936 году Д.К. Зеленин [4, 16]. А ставший впоследствии видным представителем советской этнографической науки В. Г. Богораз еще в 1910 году писал в журнале «Этнографическое обозрение»: «Изучая шаманство, мы, прежде всего, наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших... Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это – форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых» [2, 3-5].

Датский религиовед О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера «полярная истерия».

Учитель на секунду останавливается, потом продолжает:

– С этими утверждениями можно и нужно не соглашаться. Все намного сложнее. Существуют доказательства и обратные. На самом деле шаманы очень интеллектуально и духовно развитые, способные люди, наделенные не совсем обычными данными. Например, Мирче Элиаде, известный ученый настаивает во всех своих исследованиях, что мнение о шаманстве как о психической болезни совершенно не верно.

В период шаманской инициации посвящаемый имеет вид душевнобольного, – подчеркивает М. Элиаде, – но когда посвящение позади, шаман более крепок, здоров и памятлив, чем иные люди его племени [9].

Существуют многочисленные доказательства того, что признаки эпилепсии и других душевных болезней, отмечающих призвание в шаманство, изглаживаются после посвящения.

О том же свидетельствует и Анна Смоляк: «Шаманы нанайцев и ульчей в большинстве случаев были уважаемыми односельчанами людьми... все они – сильные, волевые люди, во многом сведущие, опытные в житейских делах, в промыслах» [8].

Мы, с увлечением слушавшие учителя, задумались. А ведь, шаманы существует и в настоящее время. Было бы очень интересно пообщаться с ними, что называется из первых уст услышать «тонкости».

– А у меня бабушка шаманка! – раздался голос Любы, как будто-то прочитав наши мысли.

Группа загалдела. Все начали задавать ей вопросы.

Учитель остановил нас:

– А может быть мы возьмем у нее интервью? Наверняка, ответы приоткроют некоторые тайны шаманов.

Так родилась идея проекта: взять интервью у женщины – шаманки и на основании его анализа попытаться понять, можно ли действительно шаманов назвать «выходцами из социальной нормы».

Для реализации данной идеи необходимо было:

  • Познакомиться с шаманом.

  • Сформулировать вопросы интервью.

  • Проанализировать ответы шамана.

  • Сделать вывод: действительно ли он является «выходцем из социальной нормы»?

Тип проекта: социально-исследовательский

Социальная значимость проекта: шаманство интересно для нас не только как осколок истории, помогающий лучше понять далёкое прошлое человечества. Шаманство - это всё ещё актуальная проблема сегодняшнего дня. Знать шаманство - значит уметь правильно оценить особенности современного религиозного сознания в нашей стране, в том числе и на территории нашего сибирского региона.

Длительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: студенты 2-ого курса, изучающие дисциплину «Фольклор Сибири».

Нашим респондентом стала Трофимова Софья Фадеевна1935 года рождения. Родиной ее является Улус Бильчир Нукутского района. Ныне Софья Фадеевна проживает в с. Аляты Аларского района Иркутской области. Она, ветеран труда, в прошлом учитель русского языка и литературы (40 лет стаж работы), Отличник Просвещения.

- Шаманизм – это наследственность или навык, который все же можно как-то обрести?

С.Ф. Шаманизм – это наследственность, приобретение невозможно – это шарлатанство.

- Скажите, подобный дар всегда передается по наследству?

С.Ф. Шаманом становятся по собственному желанию, исходя из наследственного дара.

- Шаманом становятся по собственному желанию?

С.Ф. По собственному желанию можно не принять, если даже есть наследственность.

- А как вы стали шаманкой, с самого раннего детства или нет?

С.Ф. В раннем детстве невозможно такое, за пятьдесят лет стала ощущать чувства недомогания, стала болеть, как будто слышать какой-то голос (были болезни, операции, головные боли, главное бессонница). Поехала на родину (Нукутский район), там троюродный брат Трофимов Трофим Николаевич (шаман Тороха, его отец был признанным шаманом в Иркутской области в военные годы) подсказал, что надо принять обряд и начинать шаманить, иначе жизнь будет короткой.

- Вы можете более подробно рассказать о первом обряде посвящения?

С.Ф. Обряд введения в шаманство проводился в 90-м году. На родине в Нукутском районе между двух гор Туроон и Хашхай, на реке Унге. Закололи барана, варили мясо в котле. Были приглашены родные – сестры, братья, сельчане. Шаман Тороха очень серьезным, громким голосом вызывал духов этих гор и духов рек, долины, всевышнего бога. Он обращался к герою легенды бурятской Гэсэру, ко всему старшему поколению бильчирцев, которые давно ушли в иной мир. Приносил им жертвоприношение в виде почетного куска мяса, капал молочным тарасуном (разновидность легкого алькольного напитка бурят), капал много молока. Капал (подносил капельки напитка, или по-русски брызгал верх). Большие угли бросал во все четыре стороны, прыгал босиком на земле, вокруг меня, обводил огнем с благовонием (на сковороде), затем обводил всех присутствующих. Только потом приступили к торжественной трапезе.

- Как шаманы могут помочь людям?

С.Ф. Из своего опыта могу сказать, что обращавшиеся ко мне уходили успокоенными, довольными и у них дела налаживались, проблемы разрешались. Сознательно (то есть почувствовала силу) последние 20 лет помогаю людям, стала ездить по приглашению людей в другие деревни, села и даже города.

- Настоящих потомственных шаманов, которые действительно могут исцелять, говорить с духами, видеть и чувствовать какие-то иные силы - их много?

С.Ф. Думаю, что мало. Много есть людей, считающих себя шаманами. Наверно, что-то они имеют, но настоящих, по-моему мнению, все-таки мало.

- По поверьям шаман должен быть старым, грязным, облезлым, обязательно узкоглазым, ходить в лохмотьях и жить в отшельничестве, в лесу. Вы согласитесь или опровергните это.

С.Ф. В древности такие наверно были – настоящие отшельники. Узкоглазыми являются все буряты. Современность вносит коррективы – глаза стали шире. Сейчас современные шаманы при галстуках ходят, женщины духами пользуются.

- Кто чаще становится шаманом: женщина или мужчина? Есть ли разница в том, кто шаман: женщина или мужчина?

С.Ф. Без разницы кто становится шаманом. Как женщины, так и мужчины. Единственно – женщина должна быть в возрасте, то есть не детородной, то есть как мужчина. Разницы есть – мужчина – сильный пол. Мужчина сам может приносить жертвоприношение. А женщине надо иметь при себе такого работника, чтобы совершить полностью обряд: заколоть по всем правилам овцу, коня. Я всегда беру с собой рядом такого работника, иногда двух.

- Может ли шаман иметь семью? Расскажите и о своей семье, о предках.

С.Ф. Да шаман может иметь семью. У меня шестеро детей, внуков – 16, правнуков – 6. Все они находятся под моей защитой. Предки – материнской линии был Гурсэп (моя мама была 7 колено после него. Он был предсказателем: он предвидел появление тракторов, телеф. связи, цивилизационные изменения), сама мама (Красовская Марина Гавриловна была травницей, знала разные лекарственные травы, сама собирала, ее мать по роду была по рождению с гор (Окинский район, предгорья Саян), была шолушаманкой, умела все делать, а мама – Красовская М.Г. лечила людей от разных болезней. По отцовской линии – Трофимовых был Солдонка-боо (шаман), Никола-боо, Няхала-боо, Тороха-боо, Моисей-боо и сам отец _ Фадей Дмитриевич-боо.

- Что должен уметь делать настоящий шаман?

С.Ф. Шаман должен понимать людей, быть добрым, любить детей, уважать каждого человека, хранить природу, бережно относиться ко всему живому миру, не думать плохо о людях, никому не желать, а тем более делать зла.

- Есть ли «авторитеты» в шаманском мире для вас?

С.Ф. Авторитетов как таковых нет.

- С какими проблемами к вам обычно приходят?

С.Ф. Обращаются по болезни, по горю, когда обращаются в дальний путь – в армию (отправляла в Чечню, еще куда-нибудь), выезд в дальний путь – за границу, поступать в вузы и т.д.

- Как шаман узнает, сколько болезней у человека?

С.Ф. Сколько болезней у человека – знает только человек. Это шаману нельзя узнать, в общем можно определить – болеет человек или нет.

- В церковь не ходите? А во что-нибудь верите?

С.Ф. Религия вся святая, шаманизм совпадает с буддизмом – один бог, хотя буддистская церковь не принимает нас – ламы считают, что мы-шаманисты общаемся с миром мертвых. А мы обращаемся с нашими предками – духами-хранителями. Если к ним не обращаться, не молиться им, они могут разгневаться.

- Может ли шаман помогать людям другой национальности?

С.Ф. Людям другой национальности можем оказывать помощь, особенно если они живут на бурятских шаманских землях.

- Почему шаманы не строят церквей, дацанов для совершения своих молебнов?

С.Ф. Шаманам не нужны такие строения, сама природа – храм святой. В ней есть святые места – особенно, места поклонения. Поэтому не нужно там храма. Там всегда должно быть чисто, опрятно, люди не должны мусорить там. Это и есть настоящий живой храм.

- Вы часто ездите по миру, с какой целью?

С.Ф. По миру – в другие села, города езжу, если попросят. Так выезжала в Иркутск, Улан-Удэ, поселки Кутулик, Новонукутск. Да и ко мне приезжают из других районов – из Осинского района, с. Осы, Боханского района, с. Тараса (у кого предки из нашего места).

- Расскажите о своих атрибутах, как они вам помогают?

С.Ф. Пользуюсь скромными атрибутами – пояс отцовский, деревянные чашки для молока, тарасуна всегда с собой и травы (пихта, чабрец, с помощью которых проводится обряд очищения огнем).

- Что такое Камлание для шамана?

С.Ф. Камлание – по научному, перевод получается шаманского обряда. Это как молитва. Камлание – молитва на русский лад.

- Какую реальную силу для шамана имеет слово?

С.Ф. Слово имеет очень большое значение, оно поднимает у человека дух любви, исцеления, освобождения и т.д.

- Получается, слова никуда не исчезают, не испаряются в воздухе, а всегда материализуются?

С.Ф. Слова никуда не исчезают, они материалистичны.

- Кто такие ловцы душ? Как распознать ловцов душ сегодня?

С.Ф. Ловцы душ есть. По-русски они занимаются черной магией. По-русски – такие люди вызывают в человеке сильный страх, то есть они выводят людей из равновесия неожиданно, чтобы украсть их душу, с которой им станет жить лучше. А у того человека наступит апатия ко всему, он может заболеть и вскоре умереть.

- Есть ли специализация шаманов – черный шаман, белый шаман? С каким из них вы ассоциируете себя.

С.Ф. Да есть черные шаманы, есть белые. Черные, я думаю, это шарлатаны. Те люди, кто принял такой сан, совершают обряды ради денег, заработка. Это черные шаманы. Они приносят вред, прежде всего самому себе. Я исхожу из белых шаманов. По черному пути я просто не могла пойти.

- Голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман – это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто – безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно – к сомнамбулизму». Есть ли правда в этих словах?

С.Ф. Г. Вилкен – отчасти прав, есть шаманы, уходящие в экстаз, они это делают намеренно, чтобы загипнотизировать людей.

- Почему шаманов называют выходцами из социальной нормы? Чем они отличаются от обычных людей?

С.Ф. В обычной жизни шаманы ничем не отличаются. Они такие же люди.

- Один из шаманов заявил о себе так «Я езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки». А о себе как вы можете сказать.

С.Ф. Шаман не баба Яга, он обычный человек. Это больше сказка. Езжу на машине сейчас, иногда на тракторе – во время сезонов дождей, распутицы, приходилось на бензовозе, молоковозе, то есть на всех видах транспорта, иногда на коне в телеге выезжала. Раньше-то шаманы ездили на конях, повозках. Сейчас время иномарок.

- Сегодня в обществе изменилось отношение к шаману по сравнению с советским временем?

С.Ф. Да, сейчас другое время – свободное. В Советское время это было запрещено, шаманили по ночам. Помню с детства Билбуун Баянов-шаман, который приходил ночью к нам и шаманил.

- Не пора ли организовать обучение шаманов в каком-нибудь Вузе России?

С.Ф. Обучение шаманству невозможно. Шаманство считается даже не религией в классическом религиоведении, хотя это и религия, и вера.

- В литературе описывается, что в прошлом шаманы успешно искали потерянных людей, домашних животных. Сейчас такое возможно?

С.Ф. Чтобы искать людей, животных – надо быть не шаманом, а экстрасенсом. В старину такое про шаман говорили. Сейчас люди обращаются к бабкам-знахаркам.

- Кстати, говорят, что настоящий мастер никогда не возьмет плату за свои дела.

С.Ф. Настоящий шаман никогда не устанавливает плату.

- А вам платят за обряды?

С.Ф. Шаманы не имеют права брать оплату. Иное дело – подарки. Что люди могут подарить, это и есть их благодарность.

- Для вас, как для шамана, существуют какие-то табу или правила?

С.Ф. Правила и табу есть – в болезни не надо шаманить, особых нет.

- Какова роль шаманизма в нашем бурном мире?

С.Ф. Роль шаманизма большая – вернуть людей к памяти народной, генетическому самоопределению, сохранению мира в обществе и в природе.

Мы поблагодарили Софью Фадеевну за интересное интервью и, проанализировав ответы, пришли к выводу: наверное, шаман, действительно выходит из социальной нормы своего общества, и в этом смысле он ненормален, хотя внешне они создают впечатление обычного человека. Но, скорее всего, правы те ученые, которые настаивают на его психическом здоровье. Трудно представить, что все множество сообществ шаманского типа, существующих по всему земному шару, состоят из душевнобольных людей. Ведь не только сам шаман, но и его соплеменники, коль скоро они верят ему, должны иметь сходный психический строй.

Считать их всех на этом основании сумасшедшими не больше причин, чем атеисту полагать безумцем любого христианина, участвующего в евхаристическом таинстве. А если признать хотя бы субъективную реальность духовного мира, то тогда феномен шаманства становится легко объяснимым: общаясь каждодневно с духами, принимая их в себя, восходя и нисходя в их обители, шаман обязательно будет казаться «странным», «одержимым», «экстатичным». Такой он и есть. Но странность и одержимость объясняются его принадлежностью одновременно к двум мирам – миру человеческому и миру демоническому. Сам шаман и его соплеменники уверены в этом безусловно.

Шаман является выходцем из социальной нормы, хотя все его поступки пронизаны внутренней логикой – так неправильные поступки создают дисгармонию в человеке и мире, разрывая связь, соединяющую все три мира. И целью жизни шамана является восстановить эту нарушенную связь, приведя все миры в равновесие и исполнив даже в нижнем из миров волю высших богов. Поэтому долгом шамана является не оказание «одноразовой помощи», а заботится о сохранении «божественного равновесия» и помогать людям, оказавшихся выведенными из этого равновесия и страдают разными психофизическими заболеваниями, что и объясняет причину многих болезней и других человеческих несчастий – нарушение принципов жизни, определенных древними богами во времена сотворения мира.

Шамана можно назвать никем иным как сталкером, проводником между мирами, и поэтому он должен будет готов выполнить любую задачу, которую поставят ему боги – целить, предсказывает погоду, читает любовные заклятия и т.д. В этом нет ничего особенного – это просто одна из составных частей великого повторяющегося космологического цикла, в который верили древние цивилизации. Он должен поддерживая контакт с духами-опекунами, являясь как бы «специалистом по духам».
Библиографический список

  1. G.A. Wilken. Het schamaniwsme bij de volken van den lndischen Archipel // Verspreide geschriften. D. III. s'Gravcnhage, 1912. P. 325. 

  2. Богораз. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. М., 1910. № 1–2. С. 3–5. 

  3. Гомбоев С.Ж. Под Вечным Синим Небом. Шаманизм. Святая неугасимая вера./ С.Ж. Гомбоев. – Улан-Удэ: н-п, 2010. – 336 с. C. 240-241]

  4. Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири // Пережитки тотемизма в идеологии сибирских шаманов. М.-Л., 1936. С. 363. 

  5. Зеленин Д.К. Идеология сибирского шаманства.// Известия АН СССР. Сер.общ.наук. 1935.№ 8.

  6. Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. М.-Л., 1936.

  7. Ревуненкова Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980.

  8. Смоляк А. Происхождение И Смысл Понятия Шаманизм http://www.freereligion.ru/religions-392-1.html

  9. Элиаде М. Космос и история... С. 167–168. 

  10. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974. С. 178.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Результаты проекта iconКраткое содержание проекта Проект «Ярмарка туристических идей»
Организация деятельности обучающихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового проекта (презентация, буклет), в котором...
Результаты проекта iconЛитература
Книга представляет результаты многоступенчатого проекта по созданию тестового инструмента для диагностики учебной успешности в начальной...
Результаты проекта iconОсновные методы работы, технологии реализации проекта 19 Система...

Результаты проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Любая работа, выполненная студентом письменно, является письменной учебной научной квалификационной работой, излагающей результаты...
Результаты проекта iconКраткое содержание проекта
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, рефераты, доклады) в...
Результаты проекта iconТемы Вашего учебного проекта
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, статьи) в котором отражены...
Результаты проекта iconТемы Вашего учебного проекта
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, статьи) в котором отражены...
Результаты проекта iconКлючевые слова
Ческого пространства (проект «Геокосмос»), выполнявшемуся в течение 2006-2007 гг. В первой части отчета приведены краткие материалы...
Результаты проекта icon8 Результаты участия в олимпиадах и конкурсах 30
Реализации Регионального проекта комплексной модернизации образования в московской области
Результаты проекта iconТемы вашего учебного проекта (Проект тақырыбы: )
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения (Дидактикалық мақсаты/ Күтілетін нәтиже)
Результаты проекта iconПлан график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс
Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,...
Результаты проекта iconОписание Субпроекта
Краткое описание проекта (выделите цели, направления деятельности, ожидаемые результаты и перспективы их воспроизводимости)
Результаты проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационная карта проекта Социальный паспорт участников проекта Диагностическое обоснование проекта
Результаты проекта iconПояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История...
Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1
Результаты проекта iconИ краткое описание проекта. Цели и задачи проекта
Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса
Результаты проекта iconТема проекта
Создание мини-групп в классе, распределение тем проекта по группам, определение ответственных в каждой группе за выполнение каждой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск