Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.





НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.
страница1/4
Дата публикации28.09.2014
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

-«Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

-К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»;

-М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);

-С.А.Есенин «Пугачев»;

И.С.Шмелев «Как я стал писателем».

Перечисленные выше произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Цель изучения предмета литературы- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и

зарубежной лит-ры, ознакомление учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими

художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие

нравственные чувства.

Результатом обучения лит-ре является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои

суждения в процессе анализа.

План рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

-итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося., теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление0; мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

-видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

-комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

-различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

-определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведений;

-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

-выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

-осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

Видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

-находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

-выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

-сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в2ч. – М.:Просвещение, 2008.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. – М.:Просвещение, 2006.

  3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM/ Сост.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.:Просвещение, 2003.


Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2004.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С.. Коровин В.И. Литература6 8 класс: Методические советы. – М.: Прсвещение, 2008.

  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2008.

  5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2008.

  6. Турьянская Б.И. и д. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007.


Администрация Комсомольского района Чувашской Республики

Муниципальное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»


Утверждаю
Директор школы: Г.Е. Длинов
Приказ № ________ от _____________________


Рабочая учебная программа

по русской литературе для 8 класса

Срок реализации программы: 2009/ 2010 уч. год

Данная программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-11 классов

Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина;

под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008

Программу составила: Басырова И.Х.
Рабочая учебная программа принята на заседании ШМО учителей русского языка и литературы,

с. Комсомольское – 2009

Календарно-тематическое планирование. 8 класс




п/п

Тема урока

Кол-

во

ча-

сов

Содержание

учебного материала

Виды учебной деятельности

Результаты

образования

Внутрипредметные и

межпредметные

связи

Способы и формы оценки достижения результатов

Домашнее

задание

Сроки

проведение





























План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ВВЕДЕНИЕ (1час)

1

Русская

литература

и история

1

Интерес рус-

ских писателей

к историческому

прошлому своего народа.

Значение художественного

произведения

в культурном наследии страны

Рецептивная: чтение вводной статьи

«Русская литература и история»;

репродуктивная:

ответы на вопросы, составление тезисов лекции, плана статьи, пересказ

Знать: понятие «художественная литература»;

Понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества

Русский язык:

словарная работа (народность, гражданственность, историзм)

Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений

Групповые задания: повторить материал о жанрах устного народного творчества: сказках, былинах, пословицах и поговорках







УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)

2

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

1

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен

Рецептивная: чтение статьи «Русские народные песни», исторических песен;

репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: сообщение о жанрах устного народного творчества, выразительное чтение;

поисковая: комментирование художественного текста;

исследовательская: сопоставление исторических песен с былинами

Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре;

уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств

Литература: жанры устного народного творчества: в чем сходство и различие народной исторической песни и былины?

Найти устоявшиеся поэтическая формулы в песнях

Групповые задания: прочитать в книге «Читаем, думаем, спорим..» статью «Как создаются народные песни», рассказ М.Горького о создателях песен. Подготовить пересказ статей







3

Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная…», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метет…»

1

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр

Репродуктивная: пересказ статей, ответы на вопросы;

продуктивная,

творческая: выразительное чтение, инсценирование обрядовой песни;

поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки;

исследовательская: сопоставление текста авторского стихотворения с народной песней

Знать: виды народных песен, их тематику;

уметь объяснять

особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, многозначность поэтического образа, оценивать исполнение народных песен (Ф.Шаляпин и С.Лемешев «Ноченька», н.Обухова и Ж.Бичевская «Матушка моя, что во поле пыльно?..»

Музыка: народная песня в творчестве русских композиторов: М.Мусоргский «Исходила младешенька…» в опере «Хованщина» и П.И.Чайковский «Я ли в поле да не травушкой была…»

Объяснить смысл слов В.Г.Белинского: «Песни лирические – это «простодушные излияния горя или радости сердца». Проследить роль народной песни в художественном тексте (А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Дубровский»

Подготовить собственный текст частушки на школьную тему. Выучить любую песню наизусть







4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений)

Рецептивная: чтение преданий;

репродуктивная: ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: устное словесное рисование, выразительное чтение;

поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследовательская: сопоставление преданий и народных сказок, определение сходства и различия

Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности;

уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходство и отличное

История: эпоха царствования Ивана грозного (события 16 века). Емельян Пугачев и восстание под его предводительством. Историческая справка «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем с товарищами».

Литература: в чем сходство и различие преданий и народных сказок?

ИЗО: репродукция

В.Сурикова «Покорение Сибири

Ермаком»: так ли вы представляли

себе эпизод покорения

Сибири, как его изобразил

художник?

Выразительное чтение

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику







ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

5

«Житие

Александра

Невского»

1

История написания

«Жития..». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литературы (начальные представления)

Рецептивная: чтение статьи о древнерусской литературе;

репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: чтение по ролям отдельных фрагментов;

поисковая: комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследовательская: сопоставление с произведениями устного народного творчества

Знать: определения понятий: «летопись», «житие»;

уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие…» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией

История: исторический, историко-культурный, историко-литературный комментарий; связь древнерусской литературы с фольклором и историей.

Русский язык: словарная работа (песнотворец, насад, схима, сродник).

ИЗО: иллюстрации П.Корина, Г.Семиградского, В.Серова: таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем?

Репродукция картины К.Васильева «Александр Невский»: есть ли общие черты в облике князя в «Житии…» и на картине?


Составить словарик характерных для текста «Жития..» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас.

Найти в тексте традиционные житийские мотивы ( явления святых, чудеса) и эпизоды, характерные для воинской повести (описание удали Александра, подвигов дружинников)

Подготовить письменную характеристику князя Александра Невского, используя художественные средства повести. Ответить на вопрос: сохранились ли традиции древнерусской литературы в литературе современной? Если сохранилисьто какие и в чем они проявляются







6

Урок внеклассного чтения

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1

Изображение действительности и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление)

Рецептивная: чтение статьи учебника,

репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ эпизодов;

поисковая: комментирование художественного произведения; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности;

уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести

ИЗО: иллюстрации к повести «Шемякин суд»: выбрать несколько эпизодов, изображенных на них, пересказать близко к тексту

Выразительное чтение. Ответить на вопросы: почему произведение называется «Шемякин суд»? В чем заключаются особенности выразительного чтения любого памятника древнерусской литературы?

Подготовить повесть к выразительному чтению в классе; подготовить рассказ о Н.М,Карамзине, прочитать повесть «Наталья, боярская дочь».

Инд. Задание: Карамзинские места в России (сообщение, заочная экскурсия), подготовить характеристику главных героев по плану










ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА


7

Н.И.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

1

Слово о писателе. Понятие о сентиментализме как литературном направлении

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного произведения;

репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: выборочное чтение по ролям

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, определение понятия «сентиментализм»;

уметь: анализировать текст, называть героев

Исторический комментарий (Карамзинская реформа русского языка);

ИЗО: портрет Н.М.Карамзина

Ответить на вопросы

Перечитать повесть «Наталья, боярская дочь»,

подумать над вопросами и заданиями в конце повести на стр. 67

Инд. Задание: подготовить рассказ о романтизме







8

События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев

1

Понятие о романтизме как литературном направлении.

Понять о чем рассказывается в повести; проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести

Продуктивная, творческая: чтение отдельных фрагментов;

поисковая: самостоятельный поиск ответов на отдельные вопросы;

исследовательская: выписать в тетрадь эпитеты, определить их функции

Знать:черты

сентиментализма и романтизма, что такое эпитеты;

уметь: находить эпитеты в тексте

ИЗО: репродукция картины И.Пчелко «Наталья, боярская дочь»

Выразительное чтение понравившегося эпизода, аналитическая беседа по содержанию повести, подготовить рассказ о боярской дочери Наталье, выписать в тетрадь эпитеты и их функции

Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода; дать развернутый ответ на один из вопросов:

-чем было вызвано обращение Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

Сопоставьте описание древней Москвы в повести с ее изображением на форзаце;

подготовьте характеристику одного из героев повести: Натальи или Алексея






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. Я. Коровина
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы:...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка к программе по литературе в 5 «В» классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПрограмма по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе 5 класс. Пояснительная записка
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск