Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан





Скачать 209.82 Kb.
НазваниеГ. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан
Дата публикации29.09.2014
Размер209.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

г. Лаишево, Лаишевского района

Республики Татарстан


«Согласовано»

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор ЛСШ №2

_______/_____________

по учебной работе

Королев А.Н.

ФИО

Москаленко Л.А.

Приказ №____ от

Протокол №____ от

«____»__________20__г.

«____»__________20___г.

«____»_________20___г.








Рабочая программа



по литературе 6 класс

учителя литературы I квалификационной категории

Аникиной Надежды Григорьевны



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____ от

«____»____________2011 г.


2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы литературного образования под редакцией Коровиной В. Я. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

* воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

* освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

* овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.



№№ по пор-ку

Тема урока

Кол-во часов

Предпол. дата прохожд.

Фактич. дата прохожд.



1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.

11.
12.

13.

14.

15.


16.
17.
18.


19.
20.
21.

22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

29.
30.


31.

32.
33.
34.
35.
36.


37.


38.

39.


40.
41.

42.

43.

44.

45.


46.

47.
48.

49.
50.
51-53.
54.

55.
56.

57.


58.


59.

60.

61.

62.

63.


64.
65.


66.

67.
68.
69.


70.
71.

72.
73.
74.


75.

76.
77.

78.

79.

80.
81.

82.
83.

84.


85.

86.
87.
88.
89.

90.

91.
92-93.

94.
95.

96.


97.

98-99.

100.

101.

102.




1 четверть (9х3=27)

Введение. Художественное произведение и автор.

Обряды и обрядовый фольклор.

Вн. Фольклор нашего края.
Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества.

Р. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Древнерусская литература.
«Сказание о белгородском киселе». Отражение реальных исторических событий и вымысел.

Вн. «Повесть временных лет» - выдающийся памятник древнерусской литературы.

Русская басня. И. И. Дмитриев. Басня «Муха».
И. А. Крылов «Осел и соловей».

Смысл басен И. А. Крылова «Листы и корни» и «Ларчик».

Р. Работа над выразительным чтением басен Крылова.
А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Лицейские друзья Пушкина. Стихотворение «И. И. Пущину».

Двусложные размеры стиха.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Роман «Дубровский». Изображение русского барства.

Дубровский – старший и Троекуров. Отец и сын.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Композиция.

Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши.

Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского.
Р. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Вн. А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
Вн А. С. Пушкин «Станционный смотритель».

Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Парус».

Особенности изображения чувства одиночества в лирике Лермонтова. Стихотворения «Тучи», «Листок», «Утес».
2 четверть (7х3+27=48)

«Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. Трехсложные размеры стиха.

Вн. Кавказ в произведениях М. Ю. Лермонтова.

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Знакомство с рассказом.
Природа в рассказе «Бежин луг».

Р. «Бежин луг». Анализ рассказов детей.

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», «Листья». Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе.
А. А. Фет. Выражение переживаний и мироощущения поэта в стихотворениях «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «еще майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у березы…».

Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева и Фета.

Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа.
«Железная дорога». Сочетание реальных и фантастических картин. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей.

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». Размеры стиха.

Р. Работа над выразительным чтением отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова.
Н. А. Некрасов. «Дедушка». Историческая основа поэмы.

Поэма Н. А. Некрасова «Дедушка».

Н. С. Лесков. «Левша». Сказ как форма повествования.
Изображение Александра 1-го и атамана Платонова. Секрет тульских мастеров.

Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

Р. Особенности языка произведения. Работа над сочинением – миниатюрой «Лесков- «писатель будущего».
Вн. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

А. П. Чехов – автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий».

Р. Инсценированное чтение рассказа.
3 четверть (10х3+48=78)

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-го века.

Р. Выразительное чтение наизусть стихов о природе.

А. С. Грин. «Алые паруса».
А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».
М. М. Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца».

Сказка и быль в «Кладовой солнца».

Нравственная суть взаимоотношений

Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.
Смысл названия произведения. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Образы Травки и Антипыча.

Вн. Рассказы Пришвина.

Р. Работа над сочинением – рассказом о домашнем животном.
К. М. Симонов – военный корреспондент. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Вн. Стихотворения и песни российских поэтов о Великой Отечественной Войне.
Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой».

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи.

Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга.
Вн. В. П. Астафьев. Сборник рассказов «Конь с розовой гривой».

В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского».

Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя.
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

Р. Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»».

В. М. Шукшин «Срезал».
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в стихотворениях поэтов 20-го века.
Р. Выразительное чтение наизусть стихов о природе.

Произведения Г. Тукая.

Лирика К. Кулиева.
4 четверть (8х3+78=102)

Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла». «Скотный двор царя Авгия».

«Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки.

Вн. Мифы о богах и героях древней Греции.
Легенда. Геродот «Легенда об Арионе».

«Илиада» и «Одиссея» - великие древнегреческие поэмы. Древнегреческие аэды.

«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Храбрость, хитроумие Одиссея.
М. Сервантес. Слово о писателе.

«Дон Кихот». Душевное величие и наивная простота героя романа.

Дон Кихот и Санчо Панса.
Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

И. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Баллада Шиллера в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского.
П. Мериме. «Маттео Фальконе». Понятие новеллы.

Анализ новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе»

.

Антуан де Сент–Экзюпери. «Маленький принц».

Мечта о высоком предназначении человека в сказке «Маленький принц».

Ироническое изображение неизменных человеческих качеств в произведении А. де Сент-Экзюпери.
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Итоговый урок по сказке «Маленький принц».

Р. Сочинение-отзыв на одно из произведений, прочитанных за год.
Подведение итогов года.

Что читать летом.

Резервный урок.




1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1


1
1
1


1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1


1

1
1
1
1
1


1


1

1


1
1

1

1

1
1

1


1

1
1

1
1
3
1

1
1

1


1


1

1

1

1

1


1
1


1

1
1
1


1
1

1
1
1


1

1
1

1

1

1
1

1
1

1


1

1
1
1
1

1

1
2

1
1

1


1

2

1

1

1









ЛИТЕРАТУРА


  1. Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. /

(авт.-сост. В. П. Полухина и др.); под ред. В. Я. Коровиной.- 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику – хрестоматии Полухиной В. П. «Литература. 6 кл.»: Методическое пособие / О. А. Еремина.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

  2. Егорова Н. В. Литература 6 класс: Поурочные разработки.- М.: Вако, 2004.

  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: Вако, 2004.

  4. Журнал «Литература в школе».

  5. «Уроки литературы» / приложение к журналу «Литература в школе».

  6. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». – М.: Просвещение,2009.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

г. Лаишево, Лаишевского района

Республики Татарстан


«Согласовано»

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор ЛСШ №2

_______/_____________

по учебной работе

Королев А.Н.

ФИО

Москаленко Л.А.

Приказ №____ от

Протокол №____ от

«____»__________20__г.

«____»__________20___г.

«____»_________20___г.









Рабочая программа


по литературе 8 класс

учителя литературы I квалификационной категории

Аникиной Надежды Григорьевны



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____ от

«____»____________2011 г.

2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы литературного образования под редакцией Коровиной В. Я. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

* воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

* освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

* овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

№№ по пор-ку

Тема урока

Кол-во часов

Предпол. дата прохожд.

Фактич. дата прохожд.



1.
2.

3.
4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.
14.

15.
16


17
18.


19.

20.
21.

22.

23.

24.
25.

26.


27.
28.

29.

30
31.

32.


33.

34.


35.
36.
37.

38.

39.

40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.

51.
52.


53.

54.

55.

56.
57.

58.

59.
60.
61.
62.

63.
64.
65.


66.
67.
68.


1 четверть (9х2=18)

Вводный урок. Русская литература и история.

Устное народное творчество. Русские народные песни.
Предания. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Из древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр.
«Повесть о житии… А. Невского».

Р. Характеристика А. Невского (устное сочинение).
«Шемякин суд» - сатирическое произведение 17-го века.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
Проблемы гражданственности, образования и воспитания в комедии «Недоросль».

И. А. Крылов. Басни. «Лягушки, просящие царя», «Обзор»

.

Р.Работа над выразительным чтением басен И. А. Крылова.

К.Ф.Рылеев. Думы. «Смерть Ермака».
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. «История Пугачевского бунта».

А. Пушкин. «Капитанская дочка».

История создания повести.
Формирование характера Петра Гринёва.

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка».
Изображение народной войны и её вождя.

Пётр Гринёв и Маша Миронова. Смысл названия повести.
2 четверть (7х2+18=32)

Р. Сочинение в жанре письма от лица литературного героя (по повести «Капитанская дочка»).

Лирика А. С. Пушкина.
Вн. А. С. Пушкин «Пиковая дама».

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри».

«Мцыри как романтическая поэма.
Н. В. Гоголь – писатель – сатирик. Идейный замысел и композиция комедии «Ревизор».

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.
Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ 4-го действия.

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
Р. Сочинение в жанре интервью с литературным героем (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).

Н. В. Гоголь «Шинель».
Вн. Н. В. Гоголь «Нос».

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
3 четверть (10х2+32=52)

Н. С. Лесков «Старый гений».

Л. Н. Толстой «После бала».

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа «После бала».
Моральная ответственность человека за все происходящее.

Поэзия родной природы.
А. П. Чехов «О любви».

Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
И. А. Бунин «Кавказ».

А. И. Куприн «Куст сирени».
Р. Сочинение «Тема запретной любви в произведениях Чехова и Бунина».

.А. А. Блок «На поле Куликовом».
Р. Работа над выразительным чтением стихов А. А. Блока.

С. А. Есенин «Пугачев».
И. С. Шмелев «Как я стал писателем».

И. С. Шмелев «Московский говор».
М. А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

Журнал «Сатирикон».
Тэффи «Жизнь и воротник». Зощенко «История болезни».

А. Т. Твардовский «Василий Теркин». История создания поэмы.
Героика и юмор в поэме «Василий Теркин».

Р. Выразительное чтение отрывков из поэмы «Василий Теркин».
4 четверть (8х2+52=68)

А. П. Платонов «Возвращение».

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Вн. Тема Великой Отечественной войны в произведениях отечественных писателей. Урок – семинар.

В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Литературные места России.

Русские поэты и поэты Русского зарубежья о Родине.
Р. Обучение анализу лирического стихотворения.

У. Шекспир. Писатель и его время.
Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Д. Свифт «Путешествие…Гулливера».
«Путешествие…Гулливера» - карикатура на монархический строй, парламентские партии, церковные разногласия.

В.Скотт «Айвенго». Рыцарский роман.
История романтической любви в романе «Айвенго».

Подведение итогов года. Задания на лето.



1
1

1
1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1


1
1


1

1
1

1

1

1
1

1


1
1

1

1
1

1


1

1


1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1


1

1

1

1
1

1

1
1
1
1

1
1
1


1
1
1









ЛИТЕРАТУРА


  1. Литература. 8 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.- сост.В. Я. Коровина и др. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- 2-е изд..- М.: «Вако», 2004.

  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: Вако, 2004.

  4. Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  5. Журнал «Литература в школе».

  6. «Уроки литературы» / приложение к журналу «Литература в школе».

  7. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс». – М.: Просвещение, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconЛаишево лаишевского муниципального района республики татарстан
Охватывает период с конца XV по XVIII в
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconГ. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан
Рабочая программа по истории составлена на основе стандартов первого поколения 2004 года для 9-х классов и обязательного минимума...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе (программа «Школа России»)
«Рождественская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского района Республики Татарстан
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан icon«Центр внешкольной работы» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на дополнительных занятиях по информатике, предоставлен в данном плане, и этим определяется...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconО конкурсе "Лучший интернет-сайт в составе Портала Правительства Республики Татарстан"
В целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Республики Татарстан и органов исполнительной власти Республики...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Татарстан среди учащихся 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан (далее – Конкурс) учреждается и проводится...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconЗакон республики татарстан о государственных наградах республики...
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconОбразовательная программа основного и среднего общего образования
Высокогорской средней общеобразовательной школы №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан «Учхозская средняя общеобразовательная...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconОтчета о результатах самообследования
«Старо-Тахталинская средняя общеобразовательное школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан, утверждён Исполнительным...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республики Татарстан, утверждён Постановлением исполнительного комитета Атнинского муниципального района Республики Татарстан №719...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сокуровская...
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Город Волгодонск»,...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconРуководитель мку «Управление образования исполнительного комитета...
Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconОтчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Киртелинская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан, утверждён Постановлением...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconРеспублики татарстан
Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на...
Г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан iconВолжско-Камский государственный природный заповедник создан в 1960 году
Заповедник расположен в Прикамье, на левобережных террасах Волги, на территории Зеленодольского и Лаишевского районов Республики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск