Скачать 62.03 Kb.
|
ГБС(К)ОУ «Супоневская школа-интернат 6 вида» Тема урока: «Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» 4 «а» класс Учитель музыки: Акулова Н.В. Тема урока: «Н.А.Римский-Корсаков-композитор-сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» Цели:
Ход урока: Вход в класс под музыку Н.А.Римского-Корсакова (по выбору учителя). Организация класса. Учитель: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том; И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо- песнь заводит, Налево- сказку говорит… - А сказка эта…о ком? Учащиеся: О царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди. (СЛАЙД - 1) Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД – 2) Почему Римского-Корсакова называют композитором – сказочником? Учащиеся: Им написано большое количество опер на сюжеты сказок. Учитель: Как называется опера, о которой пойдёт сегодня речь? Учащиеся: «сказка о царе Салтане». Учитель: Прежде чем продолжить нашу работу, скажите, что называется оперой? Учащиеся: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Учитель: Десятая опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» была написана в 1899 году. Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого композитор преклонялся и на чьи стихи неоднократно писал музыку … (СЛАЙД – 3) Итак, в «Сказке о царе Салтане» Римского – Корсакова привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и , конечно, сам пушкинский стих удивительно напевный. Все мы с раннего детства любим эту сказку. Вы совсем недавно знакомились с ней на уроках чтения и наверняка многие строки из неё знаете наизусть. - Сможете напомнить нам их? (учащиеся читают отрывки наизусть) (СЛАЙД – 4) - Вы помните, что в сказке А.С.Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном (СЛАЙД – 5) И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком. (Прослушивание фрагмента арии Царевны – Лебедь) (СЛАЙД – 6) - Что называется арией? Учащиеся: Ария – музыкальный номер в опере, который наиболее полно и разносторонне раскрывает мысли, характер и поступки главных действующих лиц оперы. Учитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Но Гвидон тоскует по отцу. Глядя в след кораблю, что «весело бежит в царство славного Салтана», он признаётся Лебедю: «Грусть – тоска меня съедает, Одолела молодца, Видеть я б хотел отца…» - Как поступает царевна Лебедь? Учащиеся: Превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за кораблём к царю Салтану. Учитель: Как композитор изобразил этот эпизод? Он написал музыкальный эпизод «Полёт шмеля». Музыка замечательно передаёт жужжание и лёгкий, как ветерок полёт шмеля. (Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля») - ЧТОБЫ ЦАРЮ САЛТАНУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕХАТЬ К ГВИДОНУ, ЮНОША МЕЧТАЕТ ЗАВЕСТИ У СЕБЯ НА ОСТРОВЕ НЕВИДАННЫЕ ЧУДЕСА. ВОТ О НИХ МЫ И ПОГОВОРИМ ПОДРОБНЕЕ НА НАШЕМ УРОКЕ. ДЛЯ НАЧАЛА ОПЕРЫ И ВСЕХ ДЕЙСТВИЙ РИМСКИЙ – КОРСАКОВ ПРИДУМАЛ ФАНФАРЫ. (НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «ФАНФАРЫ») ФАНФАРЫ – ЭТО СИГНАЛ ТОРЖЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА. ТРУБЫ ИЗОБРАЖАЮТ ЗВУЧАНИЕ ФАНФАРЫ. ТРУБЫ ПОЮТ, ПРИКАЗЫВАЮТ: «СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!» пОСЛЕДНЕЙ КАРТИНЕ ОПЕРЫ ПРЕДШЕСТВУЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ АНТРАКТ, КОТОРЫЙ КОМПОЗИТОР НАЗВАЛ «ТРИ ЧУДА» (НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «АНТРАКТ») АНТРАКТ – НЕБОЛЬШОЕ ОРКЕСТРОВОЕ ВСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ КАКОГО – ЛИБО ДЕЙСТВИЯ. В ЭТОМ АНТРАКТЕ ТРИЖДЫ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ, ИЗВЕЩАЮЩИЕ О КАЖДОМ ЧУДЕ. ВОТ ПОЯВИЛАСЬ ПРАЗДНИЧНАЯ, ВСЯ В СВЕРКАНЬЕ КОЛОКОЛЬНОГО ПЕРЕЗВОНА ТЕМА СКАЗОЧНОГО ГОРОДА ЛЕДЕНЦА С ЕГО «ЗЛАТОГЛАВЫМИ ЦЕРКВАМИ, С ТЕРЕМАМИ И САДАМИ» (слайд – 7) - ПЕРВОЕ ЧУДО. ВЫ ЗНАЕТЕ КАКОЕ? УЧАЩИЕСЯ: БЕЛОЧКА. УЧИТЕЛЬ: ЕСТЬ ТАМ БЕЛКА, ЧТО ПРИ ВСЕХ ЗОЛОТОЙ ГРЫЗЁТ ОРЕХ, ИЗУМРУДЕЦ ВЫНИМАЕТ, А СКОРЛУПКУ СОБИРАЕТ, КУЧКИ РОВНЫЕ КЛАДЁТ И С ПРИСВИСТОЧКОЙ ПОЁТ ПРИ ЧЕСТНОМ, ПРИ ВСЁИ НАРОДЕ «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ…» (слайд – 8) - КАКУЮ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ ИСПОЛЬЗОВАЛ Н.А.РИМСКИЙ – КОРСАКОВ В ЭТОМ ФРАГМЕНТЕ» (УЧИТЕЛЬ НАИГРЫВАЕТ ПЕСНЮ НА ФОРТЕПИАНО, ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕРВОГО ЧУДА – «БЕЛОЧКА») - В КАКОМ РЕГИСТРЕ ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ? ПОЧЕМУ? УЧАЩИЕСЯ: В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ, ТАК КАК БЕЛОЧКА МАЛЕНЬКАЯ, ДЛЯ НЕЁ ПОДХОДИТ ВЕРХНИЙ РЕГИСТР. УЧИТЕЛЬ: ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ САМА ПЕСНЯ И КАК? УЧАЩИЕСЯ: ИЗМЕНЯЕТСЯ. ОНА ЗВУЧИТ ПО-РАЗНОМУ. УЧИТЕЛЬ: И ТАК, ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО ПЕСЕНКА ЗВУЧИТ С ИЗМЕНЕНИЯМИ. ТАКОЕ ПОСТОЯННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МЕЛОДИИ, НО С РАЗЛИЧНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НАЗЫВАЕТСЯ ВАРИАЦИЯМИ. (НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «ВАРИАЦИИ») - КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ «ПРИСВИСТЫВАЕТ» БЕЛОЧКЕ? УЧАЩИЕСЯ: ФЛЕЙТА – ПИККОЛО. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ) УЧИТЕЛЬ: В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. А КАКУЮ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ В ОБРАБОТКЕ РИМСКОГО – КОРСАКОВА МЫ ЗНАЕМ? (УЧАЩИЕСЯ ИСПОЛНЯЮТ РУС. НАР. ПЕСНЮ «хОДИЛА МЛАДЁШЕНЬКА» УЧИТЕЛЬ: И ОПЯТЬ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ И ПОЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОЕ ЧУДО. МОРЕ ВЗДУЕТСЯ БУРЛИВО, ЗАКИПИТ, ПОДЫМЕТ ВОЙ, ХЛЫНЕТ НА БЕРЕГ КРУТОЙ, РАЗОЛЬЁТСЯ В ШУМНОМ БЕГЕ И ОСТАНУТСЯ НА БРЕГЕ В ЧЕШУЕ, КАК ЖАР ГОРЯ, ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ. (ПРОСЛУШИВАНИЕ ВТОРОГО ЧУДА, слайд – 9) - ЧТО ВЫ УСЛЫШАЛИ В ЭТОЙ МУЗЫКЕ? УЧАЩИЕСЯ: СЛЫШИТСЯ ШУМ МОРЯ, ПОД МАРШ БОГАТЫРИ ВЫХОДЯТ ИЗ МОРЯ. УЧИТЕЛЬ: ПОЧЕМУ ИМЕННО МАРШ ИСПОЛЬЗУЕТ КОМПОЗИТОР? УЧАЩИЕСЯ: БОГАТЫРИ ДОЛЖНЫ ОХРАНЯТЬ ГОРОД ЛЕДЕНЕЦ, А МАРШ ПЕРЕДАЁТ СИЛУ И МОЩЬ ЗЗ БОГАТЫРЕЙ. физминутка. (ДЕТИ МАРШЕРУЮТ) УЧИТЕЛЬ: В ТРЕТИЙ РАЗ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ. ТРЕТЬЕ ЧУДО – ПРЕКРАСНАЯ ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ. ТАМ ЦАРЕВНА ЕСТЬ, ЧТО НЕ МОЖНО ГЛАЗ ОТВЕСТЬ; ДНЁМ СВЕТ БОЖИЙ ЗАТМЕВАЕТ, НОЧЬЮ ЗЕМЛЮ ОСВЕЩАЕТ, МЕСЯЦ ПОД КОСОЙ БЛЕСТИТ, А ВО ЛБУ ЗВЕЗДА ГОРИТ. А САМА-ТО ВЕЛИЧАВА, ВЫСТУПАЕТ БУДТО ПАВА, СЛАДКУ РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ, БУДТО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ .- ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА И ПРОСЛУШАЙТЕ… (ПРОСЛУШИВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ЧУДА – «ЛЕБЕДЬ») - ЧТО ВЫ УВИДЕЛИ, СЛУШАЯ ЭТУ МУЗЫКУ? УЧАЩИЕСЯ: МУЗЫКА РИСУЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ПТИЦЫ-ЛЕБЕДЬ В КРАСАВИЦУ ЦАРЕВНУ. (слайд – 10) УЧИТЕЛЬ: КРАСИВАЯ, НЕЖНАЯ МЕЛОДИЯ ЦАРЕВНЫ – ЛЕБЕДЬ УСИЛИВАЕТ РАДОСТНОЕ И ВЕСЁЛОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ОПЕРЫ. КАК ВСЕГДА В СКАЗКЕ ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. СЕГОДНЯ МЫ БЫЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ НЕРАЗРЫВНОГО ЕДИНСТВА МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ И ПУТЕШЕСТВОВАЛИ В «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» .ИТОГ УРОКА МЫ ПОДВЕДЁМ НЕОБЫЧНЫМ СПОСОБОМ, РАЗГАДАЕМ КРОССВОРД. (слайд – 11) (ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ КРОССВОРД, ПОД МУЗЫКУ РИМСКОГО – КОРСАКОВА ВЫХОДЯТ ИЗ КЛАССА) |
Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. Римский –Корсаков по Пушкину хор из оперы «Сказка о царе Салтане» «Белка» испол. Хор 2 класса | ||
Разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: А. С.... Тема: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне... | Урок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе... «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | ||
П. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка», фрагменты: «Проводы Масленицы», игра «Гори, гори ясно!» | ||
Закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности Фонохрестоматия Три чуда (фрагменты из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А. Римского-Корсакого Белочка, Богатыри, Царевна Лебедь) | Классный час во 2-3 классах «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил... | ||
Курьянова Любовь Тимофеевна учитель русского языка и литературы Цели:... Звучит мелодия “Три чуда” из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” | Тема урока Тип урока Слушание: Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»; И. Дунаевский «Колыбельная»; И. Крутой «Колыбельная Сашеньке» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить знания учащихся о биографии А. Пушкина, вспомнить содержание сказки «Сказка о царе Салтане», стихотворений: «Зимний вечер»,... | Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | ||
Сказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея В. А. Жуковский. Сказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея | Урок по теме: «Опера- сказка» Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Тема: Опера самый значительный жанр вокальной музыки Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера,... |