Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане»





Скачать 62.03 Kb.
НазваниеТема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане»
Дата публикации30.09.2014
Размер62.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ГБС(К)ОУ «Супоневская школа-интернат 6 вида»

Тема урока: «Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник.

Опера «Сказка о царе Салтане»


4 «а» класс

Учитель музыки: Акулова Н.В.


Тема урока: «Н.А.Римский-Корсаков-композитор-сказочник.

Опера «Сказка о царе Салтане»
Цели:

  • учебная: продолжать знакомство с творчеством русского композитора Н.А.Римским-Корсаковым;

  • учить детей анализировать характер музыкальных отрывков, способствовать формированию познавательной активности и интереса у учащихся;

  • воспитательная: формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия;

  • коррекционная: коррекция памяти, мышления на основе разгадывания кроссворда, коррекция воображения через прослушивания музыкальных отрывков.


Ход урока:
Вход в класс под музыку Н.А.Римского-Корсакова (по выбору учителя). Организация класса.
Учитель:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо- песнь заводит,

Налево- сказку говорит…

- А сказка эта…о ком?
Учащиеся: О царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди. (СЛАЙД - 1)
Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве русского композитора

Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД – 2)

Почему Римского-Корсакова называют композитором – сказочником?

Учащиеся: Им написано большое количество опер на сюжеты сказок.
Учитель: Как называется опера, о которой пойдёт сегодня речь?
Учащиеся: «сказка о царе Салтане».
Учитель: Прежде чем продолжить нашу работу, скажите, что называется оперой?
Учащиеся: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Десятая опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» была написана в 1899 году. Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого композитор преклонялся и на чьи стихи неоднократно писал музыку

(СЛАЙД – 3)

Итак, в «Сказке о царе Салтане» Римского – Корсакова привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и , конечно, сам пушкинский стих удивительно напевный.

Все мы с раннего детства любим эту сказку. Вы совсем недавно знакомились с ней на уроках чтения и наверняка многие строки из неё знаете наизусть.

- Сможете напомнить нам их?

(учащиеся читают отрывки наизусть) (СЛАЙД – 4)

- Вы помните, что в сказке А.С.Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном (СЛАЙД – 5)

И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком.

(Прослушивание фрагмента арии Царевны – Лебедь)

(СЛАЙД – 6)
- Что называется арией?
Учащиеся: Ария – музыкальный номер в опере, который наиболее полно и разносторонне раскрывает мысли, характер и поступки главных действующих лиц оперы.
Учитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

Но Гвидон тоскует по отцу. Глядя в след кораблю, что «весело бежит в царство славного Салтана», он признаётся Лебедю:
«Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца,

Видеть я б хотел отца…»
- Как поступает царевна Лебедь?
Учащиеся: Превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за кораблём к царю Салтану.
Учитель: Как композитор изобразил этот эпизод? Он написал музыкальный эпизод «Полёт шмеля». Музыка замечательно передаёт жужжание и лёгкий, как ветерок полёт шмеля.

(Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля»)
- ЧТОБЫ ЦАРЮ САЛТАНУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕХАТЬ К ГВИДОНУ, ЮНОША МЕЧТАЕТ ЗАВЕСТИ У СЕБЯ НА ОСТРОВЕ НЕВИДАННЫЕ ЧУДЕСА. ВОТ О НИХ МЫ И ПОГОВОРИМ ПОДРОБНЕЕ НА НАШЕМ УРОКЕ. ДЛЯ НАЧАЛА ОПЕРЫ И ВСЕХ ДЕЙСТВИЙ РИМСКИЙ – КОРСАКОВ ПРИДУМАЛ ФАНФАРЫ.

(НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «ФАНФАРЫ»)
ФАНФАРЫ – ЭТО СИГНАЛ ТОРЖЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА.

ТРУБЫ ИЗОБРАЖАЮТ ЗВУЧАНИЕ ФАНФАРЫ.

ТРУБЫ ПОЮТ, ПРИКАЗЫВАЮТ: «СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!»

пОСЛЕДНЕЙ КАРТИНЕ ОПЕРЫ ПРЕДШЕСТВУЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ АНТРАКТ, КОТОРЫЙ КОМПОЗИТОР НАЗВАЛ «ТРИ ЧУДА»

(НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «АНТРАКТ»)
АНТРАКТ – НЕБОЛЬШОЕ ОРКЕСТРОВОЕ ВСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ КАКОГО – ЛИБО ДЕЙСТВИЯ. В ЭТОМ АНТРАКТЕ ТРИЖДЫ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ, ИЗВЕЩАЮЩИЕ О КАЖДОМ ЧУДЕ.

ВОТ ПОЯВИЛАСЬ ПРАЗДНИЧНАЯ, ВСЯ В СВЕРКАНЬЕ КОЛОКОЛЬНОГО ПЕРЕЗВОНА ТЕМА СКАЗОЧНОГО ГОРОДА ЛЕДЕНЦА С ЕГО «ЗЛАТОГЛАВЫМИ ЦЕРКВАМИ, С ТЕРЕМАМИ И САДАМИ»
(слайд – 7)

- ПЕРВОЕ ЧУДО. ВЫ ЗНАЕТЕ КАКОЕ?
УЧАЩИЕСЯ: БЕЛОЧКА.
УЧИТЕЛЬ:

ЕСТЬ ТАМ БЕЛКА, ЧТО ПРИ ВСЕХ

ЗОЛОТОЙ ГРЫЗЁТ ОРЕХ,

ИЗУМРУДЕЦ ВЫНИМАЕТ,

А СКОРЛУПКУ СОБИРАЕТ,

КУЧКИ РОВНЫЕ КЛАДЁТ

И С ПРИСВИСТОЧКОЙ ПОЁТ

ПРИ ЧЕСТНОМ, ПРИ ВСЁИ НАРОДЕ

«ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ…»

(слайд – 8)

- КАКУЮ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ ИСПОЛЬЗОВАЛ Н.А.РИМСКИЙ – КОРСАКОВ В ЭТОМ ФРАГМЕНТЕ»

(УЧИТЕЛЬ НАИГРЫВАЕТ ПЕСНЮ НА ФОРТЕПИАНО, ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕРВОГО ЧУДА – «БЕЛОЧКА»)
- В КАКОМ РЕГИСТРЕ ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ? ПОЧЕМУ?
УЧАЩИЕСЯ: В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ, ТАК КАК БЕЛОЧКА МАЛЕНЬКАЯ, ДЛЯ НЕЁ ПОДХОДИТ ВЕРХНИЙ РЕГИСТР.
УЧИТЕЛЬ: ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ САМА ПЕСНЯ И КАК?
УЧАЩИЕСЯ: ИЗМЕНЯЕТСЯ. ОНА ЗВУЧИТ ПО-РАЗНОМУ.
УЧИТЕЛЬ: И ТАК, ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО ПЕСЕНКА ЗВУЧИТ С ИЗМЕНЕНИЯМИ. ТАКОЕ ПОСТОЯННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МЕЛОДИИ, НО С РАЗЛИЧНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НАЗЫВАЕТСЯ ВАРИАЦИЯМИ.

(НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «ВАРИАЦИИ»)
- КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ «ПРИСВИСТЫВАЕТ» БЕЛОЧКЕ?
УЧАЩИЕСЯ: ФЛЕЙТА – ПИККОЛО.

(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
УЧИТЕЛЬ: В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. А КАКУЮ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ В ОБРАБОТКЕ РИМСКОГО – КОРСАКОВА МЫ ЗНАЕМ?

(УЧАЩИЕСЯ ИСПОЛНЯЮТ РУС. НАР. ПЕСНЮ «хОДИЛА МЛАДЁШЕНЬКА»
УЧИТЕЛЬ: И ОПЯТЬ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ И ПОЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОЕ ЧУДО.

МОРЕ ВЗДУЕТСЯ БУРЛИВО,

ЗАКИПИТ, ПОДЫМЕТ ВОЙ,

ХЛЫНЕТ НА БЕРЕГ КРУТОЙ,

РАЗОЛЬЁТСЯ В ШУМНОМ БЕГЕ

И ОСТАНУТСЯ НА БРЕГЕ

В ЧЕШУЕ, КАК ЖАР ГОРЯ,

ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ.

(ПРОСЛУШИВАНИЕ ВТОРОГО ЧУДА, слайд – 9)
- ЧТО ВЫ УСЛЫШАЛИ В ЭТОЙ МУЗЫКЕ?

УЧАЩИЕСЯ: СЛЫШИТСЯ ШУМ МОРЯ, ПОД МАРШ БОГАТЫРИ ВЫХОДЯТ ИЗ МОРЯ.
УЧИТЕЛЬ: ПОЧЕМУ ИМЕННО МАРШ ИСПОЛЬЗУЕТ КОМПОЗИТОР?
УЧАЩИЕСЯ: БОГАТЫРИ ДОЛЖНЫ ОХРАНЯТЬ ГОРОД ЛЕДЕНЕЦ, А МАРШ ПЕРЕДАЁТ СИЛУ И МОЩЬ ЗЗ БОГАТЫРЕЙ.
физминутка. (ДЕТИ МАРШЕРУЮТ)
УЧИТЕЛЬ: В ТРЕТИЙ РАЗ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ.

ТРЕТЬЕ ЧУДО – ПРЕКРАСНАЯ ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ.

ТАМ ЦАРЕВНА ЕСТЬ,

ЧТО НЕ МОЖНО ГЛАЗ ОТВЕСТЬ;

ДНЁМ СВЕТ БОЖИЙ ЗАТМЕВАЕТ,

НОЧЬЮ ЗЕМЛЮ ОСВЕЩАЕТ,

МЕСЯЦ ПОД КОСОЙ БЛЕСТИТ,

А ВО ЛБУ ЗВЕЗДА ГОРИТ.

А САМА-ТО ВЕЛИЧАВА,

ВЫСТУПАЕТ БУДТО ПАВА,

СЛАДКУ РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ,

БУДТО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ
.- ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА И ПРОСЛУШАЙТЕ…

(ПРОСЛУШИВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ЧУДА – «ЛЕБЕДЬ»)
- ЧТО ВЫ УВИДЕЛИ, СЛУШАЯ ЭТУ МУЗЫКУ?
УЧАЩИЕСЯ: МУЗЫКА РИСУЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ПТИЦЫ-ЛЕБЕДЬ В КРАСАВИЦУ ЦАРЕВНУ.

(слайд – 10)

УЧИТЕЛЬ: КРАСИВАЯ, НЕЖНАЯ МЕЛОДИЯ ЦАРЕВНЫ – ЛЕБЕДЬ УСИЛИВАЕТ РАДОСТНОЕ И ВЕСЁЛОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ОПЕРЫ.

КАК ВСЕГДА В СКАЗКЕ ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.

СЕГОДНЯ МЫ БЫЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ НЕРАЗРЫВНОГО ЕДИНСТВА МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ И ПУТЕШЕСТВОВАЛИ В «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

.ИТОГ УРОКА МЫ ПОДВЕДЁМ НЕОБЫЧНЫМ СПОСОБОМ, РАЗГАДАЕМ КРОССВОРД.

(слайд – 11)
(ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ КРОССВОРД,

ПОД МУЗЫКУ РИМСКОГО – КОРСАКОВА ВЫХОДЯТ ИЗ КЛАССА)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. Римский –Корсаков по Пушкину хор из оперы «Сказка о царе Салтане» «Белка» испол. Хор 2 класса
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconРазработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: А. С....
Тема: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне...
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconП. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике...
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка», фрагменты: «Проводы Масленицы», игра «Гори, гори ясно!»
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconЗакрепление знаний о средствах музыкальной выразительности
Фонохрестоматия Три чуда (фрагменты из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А. Римского-Корсакого Белочка, Богатыри, Царевна Лебедь)
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconКлассный час во 2-3 классах
«Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил...
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconКурьянова Любовь Тимофеевна учитель русского языка и литературы Цели:...
Звучит мелодия “Три чуда” из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconТема урока Тип урока
Слушание: Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»; И. Дунаевский «Колыбельная»; И. Крутой «Колыбельная Сашеньке»
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить знания учащихся о биографии А. Пушкина, вспомнить содержание сказки «Сказка о царе Салтане», стихотворений: «Зимний вечер»,...
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconСказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея
В. А. Жуковский. Сказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconУрок по теме: «Опера- сказка»
Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный...
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconТема: Опера самый значительный жанр вокальной музыки
Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск