Встречи





Скачать 216.75 Kb.
НазваниеВстречи
Дата публикации02.10.2014
Размер216.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Традиционные и инновационные формы работы

с молодежью в библиотеке им. А.С.Макаренко:
В молодежной среде, как в капле воды отражаются все происходящие в обществе процессы.

Работу с молодежью - это ведущая тема работы нашей библиотеки, мы организовываем, планируем комплексно, чтобы каждый библиотечный процесс: индивидуальная, информационная, справочно-библиографическая, массовая работа в библиотеке содержал работу с данной читательской группой. Составляется отдельный план работы.

Конечно, 22 года работы по этой теме – это большой отрезок времени, жизни.

Началось все в 1987 году. В то время в библиотеке был подростковый читательский актив, который помогал сотрудникам библиотеки в посещении читателей-задолжников на дому и в расклейке объявлений - приглашений. Все они были из разных школ зоны обслуживания. Их объединяло любовь к книге и к нашей библиотеке. Мы дорожили таким отношением. Нам хотелось, чтобы ребята продолжали дружить, встречаться и общаться в библиотеке. В эти годы в городе очень активно создавались различные объединения и клубы по интересам. И мы тоже решили создать для этих ребят, которые уже стали старшеклассниками, свой клуб.

В сентябре 1987года мы с сотрудником читального зала Белоусовой Г.А., посетив ряд библиотек других систем города, которые работали активно с клубами по интересам для пенсионеров или подростков 6-7 классов, познакомились с их опытом и организовали свой молодежный клуб. Тогда клубов для молодежи в городе практически не было. Назвали мы свой клуб «Литературный четверг». Спонсором клуба являлось Добровольное Общество Любителей Книги при администрации района.

Цель клуба: Расширить знания старшеклассников в современном литературном процессе. Знакомство с новыми литературными именами. Членами клуба стали учащиеся 9-10 классов средней школы № 170 и 179.

Из программы встреч видно, что каждое занятие включало в себя:

  1. Обязательно книжную выставку по теме встречи

  2. Литературно-музыкальную композицию, устный журнал, литературный вечер, поэтический турнир, викторину и др. – вот такие разные формы массовых мероприятий мы использовали при проведении занятий.

Первое организационное занятие было посвящено творчеству А.С.Пушкина. На этой встрече был избран актив клуба. И сама встреча проходила в неформальной обстановке. Мы первые в городе начали проводить встречи для читателей за чашкой чая.

Членам клуба было предложено обсудить темы следующих встреч. Было решено, что на каждую встречу будет приглашен гость. И уже на следующей встрече присутствовал писатель В.С.Рыжаков, который принял участие в разговоре о первом юношеском чувстве - любви.

Гостем нескольких встреч была молодая поэтесса Марина Кулакова, на тот момент она считалась поэтом-авангардистом. Необычность ее стихов вызвала большой интерес у старшеклассников. Надолго запомнилась членам клуба встреча с журналистом молодежной газеты «Ленинская смена» Александром Блудышевым, который эмоционально и увлекательно рассказал о своей профессии. Встреча проводилась в форме читательской конференции, т.к. обсуждалась его статья о проблемах молодежи.

К 70-летию Советской армии была организована встреча с Героем Советского Союза, участником ВОВ Волковым Н.А., который интересно рассказал ребятам о своем нелегком пути полкового разведчика.

Клуб продолжал работать, темы встреч были самыми разными, интересными для молодежной аудитории. Естественно расширялся и круг наших гостей. Творчество Шолохова М.А. мы обсуждали вместе с литературоведом из университета им. Н.Лобачевского, а популярную в то время книгу В.Титова «Всем смертям назло», книгу о мужестве и трудовом подвиге мы представляли старшеклассникам вместе с заслуженным орденоносцем рабочим ГАЗА. Чтобы лучше узнать интересы старшеклассников, выявить темы для обсуждения на заседаниях клуба мы включали в программу встречи различные опросы и анкетирования: «Ваш любимый писатель и поэт современности», «Любите ли Вы читать классическую литературу?», «Поэзия – это актуально?», «Знаете ли Вы писателей-диссидентов?» и другие.

Именно с создания этого клуба ведущей темой работы нашей библиотеки стала комплексная работа с молодежной аудиторией.

Время шло, работа с молодежью велась активно, интересно, планово, нестандартно. И поэтому в феврале 1990 года директором ЦБС Копыловой В.М. был издан приказ. «В целях распространения передового опыта и улучшения работы библиотек-филиалов ЦБС со старшеклассниками по привлечению их в библиотеки, развитию их читательских интересов приказываю:

Открыть на базе ЦБ им. А.С.Макаренко в первом квартале 1990 года районную школу передового опыта (РШПО) по теме: «Организация работы со старшеклассниками в зоне обслуживания библиотеки».

В рамках этой школы передового опыта нами проводились открытые мероприятия с молодежной аудиторией для начинающих библиотекарей ЦБС.

В 1991 году наш клуб «Литературный четверг» стал участником городского конкурса по работе клубов по интересам и занял в нем почетное второе место. Конкурсное мероприятие было посвящено Ленинскому комсомолу, оно проходило в форме диспута: «Быть ли комсомолу сегодня?».

Гостями клуба были – телеведущая горьковского телевидения, журналист Н.В.Зверева и секретарь комитета комсомола горьковской области Е.И.Якимов. Ребята очень оживленно вели обсуждение с гостями, спорили, задавали вопросы.

Н.В.Звереву восхитила активность участников клуба и их умение отстаивать свое мнение, и во время обсуждения мероприятия было предложено открыть в библиотеке еще один молодежный клуб, но уже дискуссионного характера.

Да, эти мероприятия носили актуальный характер и мы поняли, что такой клуб именно дискуссионного характера, будет интересен и нужен старшеклассникам.

И в 1994 году в библиотеке заработал такой клуб для старшеклассников и назвали его «Вокруг темы». С открытием нового клуба появились и новые формы мероприятий: диалог у книжной выставки, час откровенного разговора, актуальный репортаж, открытый микрофон, урок-предупреждение, разговор на острую тему, спор-час, этико-психологическая игра, трибуна для полемики, разговор о наболевшем.

Не на все вопросы молодежной аудитории мы могли компетентно ответить сами и тогда гостями этого клуба стали специалисты: наркологи, венеролог, инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники городской службы «Телефона доверия», преподаватели ВУЗов, представители из райвоенкомата, юрист, участковый милиционер.

В программу встреч так же постоянно включались и традиционные библиотечные формы: обсуждение спорных статей из молодежной периодики или художественных произведений. Например: литературный суд по произведению В.Астафьева «Людочка», читательская конференция по произведению Е.Шишкина «Бесова душа», на которой присутствовал сам автор, спор – час с поэтессой С.Леонтьевой «Актуальна ли поэзия в век компьютера». Клуб живет и сейчас, ему уже 15 лет.

Формы клубной работы заставили посмотреть на работу с молодежной аудиторией более вдумчиво и планировать её комплексно. На абонементе

открылась кафедра, обслуживающая молодых читателей.
Давайте посмотрим, как организуется работа с молодежью на абонементе. Сначала о цифрах: всего читателей – молодежи в этом году записалось – 710 человек, это составляет 54,4% от общего числа читателей абонемента, из них старшеклассников – 325 человек. В школах зоны обслуживания – это №128 и №170 школы учится 119 человек ( 10-11 классы) – все они являются читателями нашей библиотеки (100% охват), 206 человек читателей-старшеклассников – учащиеся других школ района. 259 чел. – студенты высших учебных заведений, 126 человек – читатели – учащиеся техникумов, ПТУ, колледжей. Давайте, сравним, в 1987 читателей - молодежи было 1080 человек, из них 878 человек старшеклассников, 118 – студентов, 84 человека – учащиеся ПТУ и техникумов. Красноречиво говорят цифры читателей-старшеклассников, их стало меньше за эти годы на 553 человека. Что объяснимо временем.

Читательская картотека на абонементе разделена на две читательские группы: взрослые читатели и молодежь; разделители картотеки выделены разным цветом (желтый и зеленый). Это давало нам возможность отслеживать читательскую активность этой группы, выявлять читательскую задолженность, а также было удобно анализировать читательские формуляры старшеклассников.

Ежегодно в нашей библиотеке проводится анализ чтения старшеклассников по читательским формулярам – берется срез - 100 формуляров.

Цель этого анализа:

- выявить наиболее спрашиваемую литературу, причины спроса, а также % отказа на литературу;

Например:

Художественная литература является наиболее спрашиваемой у данной читательской группы, она составляет 87% . Высок интерес молодежи к фантастической литературе. 45% увлекаются чтением произведений Лукьяненко, Головачева, Перумова, Семеновой, Орловского и т.д.

В 2009 году спрашивались и читались современные авторы: Акунин, Улицкая, Пелевин, Прилепин, Коэльо, Майер.

К сожалению, литература по школьной программе не вызывает интереса у данной группы, часто спрашивают краткое изложение произведения.

- отразить связь массовых мероприятий, проводимых для данной аудитории, с читательскими интересами и запросами по различным темам;

Неоценима роль массовых мероприятий в пропаганде литературы. Побывав на литературном вечере, посвященном творчеству, например Н.В.Гоголя, старшеклассники разобрали литературу о его жизни и творчестве, т.к. это вызвало у них живой интерес. Эффективность мероприятия:

Книговыдача: на кн/в «Загадочный, мистический, смешной» было представлено – 26 экз. - 17 экз. были выданы после мероприятия.

Конечно, повышается интерес к отраслевой литературе и после встреч со специалистами: такими как психологи и наркологи.

Вот, например, после встречи с пожарным многим участникам встречи захотелось больше прочитать об этой профессии. Но, к сожалению, литературы очень мало.

- выявить, как влияют на чтение старшеклассников другие формы

библиотечной деятельности:

Например:

Рекомендательная беседа. Вот совсем недавно, 10 ноября мы проводили День Библиографии. Нами была организована кн/в «Твой ровесник советует прочитать» поставленная по буклету чтение в Интернет, у которой проводились рекомендательные беседы по книгам: Р.Фраермана «Дикая собака динго», Г.Белых «Республика Шкид», А.Макаренко «Педагогическая поэма». Беседы по книгам проводились профессионально грамотно, но, вежливо прослушав библиотекаря, мнению которого они доверяют, молодые читатели выбрали на выставке книги Короткова Ю. , С.Лукьяненко, П.Коэльо, Г.Орловского, С.Майера, это говорит о том, что новое поколение выбирает новых авторов.

Хочется отметить, что с каждым годом увеличивается % читателей-старшеклассников, которые читают исключительно произведения школьной программы. Если в 1999 г. их насчитывалось 24,5%, то в 2008 году – 50,1%. Это говорит о том, что время изменилось, и сегодняшнее поколение старшеклассников более загружено подготовкой к школьным занятиям, учебой на курсах или просто сидят дома у компьютера. Но мы стараемся различными формами работы привлечь к чтению, развить вкус к хорошей литературе.

Да, мы понимаем: меняется время, меняемся мы, изменились и наши молодые читатели. И мы, чтобы идти в ногу со временем, лучше понимать их, разговаривать с ними на одном языке, знать их интересы, стараемся в индивидуальной работе с этой молодежной аудиторией применять различные формы, интересные им: анкетирование, тестирование, опросы, блиц-опросы, интервью, недописанный тезис, индивидуальные рекомендательные беседы по книгам, беседы о культуре чтения.

Темы тоже самые разнообразные, но назовем наиболее интересные: Блиц-опрос «Молодежный слэнг в русском языке», блиц-опрос «Неформалы: кто они?»; опрос «Бранные слова в нашей речи», анкета «Чтение и книга в моей семье»; недописанный тезис «Я читаю только потому, что…», «У нас дома нет (много) книг, потому что…», «А что сделаешь ты, если узнаешь, что твой друг наркоман?»; интервью «Читаем всей семьей» и т.д.

Я хочу привести пример:

В блиц-опросе «Неформалы: кто они?» из 35 опрошенных о неформальных группировках знают 25. А на вопрос «Хотели бы быть членом какой-либо группировки» положительно ответили – 5 человек, отрицательно ответили – 20 человек, а вот 10 респондентов затруднились ответить. После этого опроса мы решили запланировать встречу со специалистом, который бы рассказал о всех молодежных течениях.

Еще пример из анализа опроса «Бранные слова в нашей жизни»:

Вопрос: Нравится ли Вам, когда Ваш(а) молодой человек (девушка) нецензурно выражаются?

Отрицательно ответили на этот вопрос– 80,6% респондентов что, конечно, очень радует. Значит в личных, интимных отношениях друг с другом, в общении им не нравится слышать из уст любимого человека брань. Грустно и жаль, что - 19,4% опрошенных, остались равнодушными к тому, что их любимый человек ругается матом.

Вопрос: Хотите ли Вы, чтобы бранные слова исчезли из разговорной речи?

- да – 72,2%

- нет – 13,9%

- мне все равно – 13,9%

Вывод: 72,2% - эта цифра красноречиво говорит о желании молодых людей не употреблять в своей речи бранные слова, они за то, чтобы русский язык избавился от ненормативной лексики. Пугает 13,9% респондентов, которым

не режет ухо бранное слово и которые сами его употребляют.

Считаем, что подобные опросы среди молодежной аудитории полезны, т.к. заставляют задуматься над проблемой, посмотреть на себя и свое окружение со стороны. И решили пригласить к старшеклассникам Жукова Б.Н. для беседы о русском разговорном языке.

Чтобы уметь грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, не стесняться высказывать свое мнение, мы применяем в индивидуальной работе такую форму, как Недописанный тезис.

Вот, например: Старшеклассникам было предложено дописать предложение: «Я читаю только потому, что…».

Проанализировав ответы, мы увидели, что из 25 старшеклассников 8 человек читают только потому, что:

заставляет мама;

нужно по школьной программе;

это скучно, читают только «ботаники» (А сам брал книгу по шк. программе)

просто надо!

Потому что меня заставляют родители и учителя. Они говорят, если я не буду читать, то они меня побьют. Так что я читаю!!!!!! Я сжег бы все книги! Герасим, 17 лет.

Но все-таки, можно сделать оптимистичный прогноз: 17 человек 2/3 опрошенных- ответили, что им нравиться читать. Вот, что они написали:

Вижу в книге приятного собеседника, друга;

развивается общий кругозор;

для меня это душевный отдых;

можно поразмышлять о жизни.

Одной из форм «скрытого» диалога с молодым читателем являются также книжно-иллюстративные выставки.

В информационном пространстве открытого доступа абонемента в Год Молодежи выделен постоянно действующий стеллаж «Молодежь в фокусе времени», на котором представлена литература по интересам молодежи: образование, профориентация, здоровый образ жизни, досуг. Литература на этом стеллаже постоянно обновляется в течение всего текущего года.

Кроме этого, для того чтобы привлечь внимание молодежи к какой-то проблеме, мы организовываем тематические книжные выставки: «Я – солдат, мама…», «Маленький человек и большой мир», «Трудные девочки: проблемы воспитания», «Это классное внеклассное чтение», «На вопросы отвечает психолог» и т.д

Для привлечения читателей-старшеклассников в библиотеку нами была придумана и апробирована следующая форма работы – информационный десант. Проводилась она в учебном заведении. 4-5 библиотекарей читального зала и абонемента готовили экспресс-обзоры по новым книгам в помощь изучения школьной программы по различным отраслям знаний: литературоведение, история, естественные науки, обществоведение и т.д. Экспресс-обзоры проводились одновременно в нескольких параллельных классах в течение 10-15 минут. Учителя всегда откликаются на проведение данных мероприятий, т.к. они занимают мало времени от урока и дают много нужной и полезной информации. Следует отметить, что данную форму мы используем с 2000 года. Она была нами придумана в рамках программы «Библиотека. Информация. Молодежь.»

Наша библиотека неоднократно являлась инициатором введения новых форм работы с читателями у нас в ЦБС. Например: Праздник перевода читателей с детского отделения на взрослый абонемент. Выбирался наиболее читающий и активный класс. Работа с данным классом велась с 1 по 9 класс. Они принимали участие в различных мероприятиях детского отделения. Проводились анализы чтения, выступали на родительских собраниях и рассказывали родителям, что и как читают их дети. Так как же проводился этот праздник? Библиотекарями детского отделения подготавливалась книжная выставка по читательским формулярам данного класса. Готовились призы, сюрпризные моменты: встреча с литературным героем, выполнение шуточных заданий, проведение конкурса на лучшего знатока русской народной сказки, проверка на знание русского фольклора. В игровой форме проводился розыгрыш их будущих номеров читательских формуляров. Библиотекарь детского отделения прощался и «передавал» своих читателей нам, библиотекарям взрослого абонемента, мы знакомили их с новыми правилами пользования книгой.

Один из ребят зачитывал торжественную клятву читателя взрослого абонемента. Каждый участник праздника получал подарок как символ детства – книжку-малышку и воздушный шарик. Каждый раз праздник проходил весело, эмоционально, не оставляя никого равнодушным.

В помощь изучению школьной программы по литературе в 2006 году у нас создан факультатив «Литературные имена» для старшеклассников 128 школы. Программа факультатива «Литературные имена» рассчитана на 2 года. Корректируется преподавателем литературы.

Цель факультатива:

-Помочь учащимся в изучении школьного курса литературы

-Дать дополнительный материал , расширить рамки школьного урока

-Помочь в подготовке к выпускным и вступительным экзаменам

-Сделать их интересными вдумчивыми собеседниками, настоящими

книголюбами.

Каждое занятие факультатива включает в себя:

- книжную выставку по творчеству писателя, которому посвящено занятие

- основную часть – рассказ о жизни и творчестве писателя; формы изложения материала используем разные (вечер, литературно-музыкальная композиция, поэтический час, час литературного портрета, час памяти, час литературной критики и др.)

- комментированные фрагменты из художественных фильмов по творчеству писателей по просьбе преподавателя для глубокого и эмоционального восприятия произведения.

В следующем блоке нашего выступления мы хотим рассказать о литературном направлении в работе с молодежью.

Мы расширяем кругозор, знакомим с новыми именами, с различными литературными течениями и применяем в работе с молодежной аудиторией как традиционные, так и инновационные формы проведения массовых мероприятий.

Конечно, все вы используете в своей работе по пропаганде художественной литературы такие формы как литературные вечера, часы литературного портрета, литературно-музыкальная композиция, премьера новой книги, поэтические часы и т.д. Мы тоже это делаем. О востребованности наших мероприятий красноречиво говорит тот факт, что вечер – портрет «Одинокий гений» мы повторяли 9 раз для всех 9 и 10-х классов 2-х школ. А встреча, посвященная творчеству В.Шукшина «Творчество как песня» была проведена 4 раза. У нас не возникает проблемы поиска аудитории. Существует тесная связь с преподавателями школ зоны обслуживания, которые являются своего рода пропагандистами наших мероприятий. А есть такие мероприятия, которые стали для нашей библиотеки традиционными.

Это мероприятия, связанные с именами А.Пушкина, В.Высоцкого и С.Леонтьевой.

Хочется рассказать об инновационных формах работы в нашей библиотеке, которые помогают привлекать читателей в библиотеку своей необычностью и новизной.

Вот уже 17 лет в Святочные вечера для девушек-старшеклассниц мы проводим вечер гаданий. За столько лет они организовывались по-разному, и единственным неизменным элементом каждого вечера является книжная выставка, на которой представлены произведения писателей-классиков, книги по русскому фольклору, статьи о Святках и гаданиях.

Следующая форма - Экскурсия к памятнику: «Дань признательной любви», посвященная 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в которую были включены костюмированные театрализованные моменты, в которых принимали участие старшеклассники.

Театрализованные моменты по произведению Б.Васильева «А зори здесь тихие» также были включены в обзор по книжной выставке – театру «Мы Победу возьмем в молодые и сильные руки». Героинь повести играли девушки из 10 класса. Каждый раздел выставки начинался сменой почетного караула, юноши и девушки были одеты в военную форму.

Интересно и насыщено проводятся Дни писателя в библиотеке: например День А.Макаренко в библиотеке посетило 112 человек

В программу дня входило:

- книжные выставки

«А.С.Макаренко- человек, писатель, педагог» - абонемент

«Рыцарь коммунизма» - читальный зал

- презентация «Его имя носит наша библиотека» - выставочный зал

- беседа «Перечитывая Макаренко»

- документальный фильм «Семейная тайна Антона Макаренко»

- комментированные фрагменты из художественного фильма

«Педагогическая поэма»

- экскурсии по библиотеке

Также насыщенно проводились Дни В.Высоцкого, С.Михалкова и Н.Гоголя.

А вот День современного нижегородского писателя В.Ф.Карпенко проводился в форме литературного марафона с присутствием самого писателя. Марафон начался в 9 часов утра и закончился в 16.00. За это время на встречу с писателем пришли 6 классов старшеклассников 128 школы и просто читатели. В этот день он рассказал о своем творчестве и представил свои новые книги.

Одной из новых и прижившихся форм работы в нашей библиотеки можно считать встречи в бард-кафе.

«Дорогами бардовской песни», «Единица измерения – Песня», «Дон Кихоты ХХ века» - так в разное время назывались встречи в бард-кафе с представителями авторской песни: Геннадием Патаракиным, Андреем Голубевым, Игорем Мусихиным, Владимиром Галкиным, Владимиром Грошевым и Дмитрием Берестневым- участниками фестивалей авторской песни. Стихи и манера исполнения этих бардов очень разная, но всегда с огромным интересом их выступления принимались молодёжью. Так Андрей Голубев, не только прекрасно исполнял свои произведения, но и очень живо, увлекательно рассказывал ребятам об истории бардовского движения. А Владимир Галкин, единственный исполнитель песен А.Галича, принимал участие в литературном вечере, посвященном творчеству этого поэта.

Баллады, романсы в исполнении Игоря Мусихина и Владимира Грошева тоже не оставили слушателей равнодушными. Песни в исполнении молодого барда Дмитрия Берестнева нашли горячий отклик у старшеклассников, т.к. по возрасту и выбору тем он им наиболее близок. А заразительная манера исполнения Геннадия Патаракина просто подталкивала участников встреч к совместному пению и вся аудитория с удовольствием подхватывала припевы его песен. Очень часто ему приходилось исполнять свои произведения на бис.

Кроме того, с молодыми читателями проводятся литературные вечера-встречи с писателями и поэтами нашего города.

Нашими гостями в разное время были: поэты – Марина Олеговна Кулакова, Виктор Кириллович Кумакшев, Николай Горшунов.

Поэтическое утро «Просто я стихами говорю», вечер «Провожатая во Вселенной», диалог о поэзии «Творя словами красоту» - все это встречи с поэтессой Светланой Геннадьевной Леонтьевой. Они проходят в нашей библиотеке ежегодно с 1998 года. Несмотря на очевидную сложность её поэзии, встречи со Светланой Леонтьевой неизменно вызывают огромный интерес у молодых слушателей.

Как правило, сборники стихов, которые она приносит на встречи, раскупаются слушателями полностью.

Михаил Владимирович Садовский- поэт, руководитель литературного объединения, преподаватель НАМТа частый гость в нашей библиотеке.

Если Михаил Владимирович говорит о писателях- классиках, можно быть уверенным, что из его рассказа мы почерпнем массу интересных и неизвестных фактов. Урок памяти «Уходят поэты в последнюю осень» с его участием, который проходил у нас в 2005 году никого не оставил равнодушным.

Ярким событием в жизни библиотеки была встреча с московским писателем, преподавателем литературного института, членом редколлегии журнала «Наш современник» Евгением Васильевичем Шишкиным. Читательская конференция по его книге «Бесова душа» для старшеклассников прошла с успехом в 2004 году.

Именно от Евгения Шишкина, мы впервые услышали о молодом подающем надежды писателе Захаре Прилепине, которому он предсказывал большое будущее.

Бывая в гостях у своих друзей в Нижнем Новгороде, Е.В.Шишкин всегда находит возможность передать для читателей нашей библиотеки свои новые публикации: роман «Концерт», повести «Монстры и пигмеи», «Критические заметки очевидца».

В «Книге рекордов Гиннеса» в разделе «Человек – литературная сенсация» вы можете найти имя писателя-нижегородца Николая Александровича Культяпова. Во время презентации новой книги «Внезапно смертен…» участники встречи задавали много вопросов автору, о том, как он пишет свои произведения, каждое слово, в которых начинается на одну и ту же букву.

Николай Александрович не только представил старшеклассникам свои произведения, но и говорил с ребятами о проблемах молодежи, об опасности наркомании, алкоголизма, криминала в среде молодежи.

Андрей Вячеславович Плеханов – автор фантастических романов. Он был гостем нашей библиотеки и представлял свой новый роман «Особо опасная особь». Эта встреча открывала День Фантастики в библиотеке.

Добрым другом нашей библиотеки был нижегородский писатель Варлаам Степанович Рыжаков. Ежегодно с 1987 год он был приятным собеседником, мудрым советчиком, сказочником для наших читателей.

26 ноября 2005 года единственные в городе мы проводили день памяти Варлаама Степановича. Мы рассказывали молодым читателям об этом чудесном человеке, вспоминали встречи с ним, слушали отрывки из его произведений, рассматривали детские рисунки к его книгам, которых накопилось множество за все эти годы, посмотрели о нем фильм.

Поэтические вечера, дискуссионные часы о современных направлениях в литературе, которые стали доброй традицией нашей библиотеки. заставляли старшеклассников не только наслаждаться прекрасным слогом, но и думать, рассуждать, уметь отстаивать свою точку зрения.

Мне всегда хотелось приблизить «центр города» к микрорайону «Мончегорский», чтобы сам зав. литературной частью Театра Драмы приехал на встречу с молодежью на окраину города, чтобы сама музейная выставка приехала к нам в библиотеку.

И поэтому, листая страницы альбома встреч с интересными людьми, мы вспоминаем мероприятия из цикла «Встречи с нижегородской интеллигенцией», который проводились в 1996 году. Героями этих встреч были: заведующий литературной частью Нижегородского театра драмы им. А.М.Горького Жучков Вячеслав Ильич («На театральных подмостках Нижнего»), внучатая племянница Н.А.Добролюбова, профессор строительной академии, ведущая телепередачи «Нижегородская открытка» Виноградова Татьяна Павловна («Вокруг Добролюбова»), корреспондент газеты «Автозаводец» Т.Шестерова («С блокнотом и карандашом»), сотрудник музея им. Н.А.Добролюбова Г.А.Дмитриевская («В гармонии рисунка и стиха» - выставка рисунков Т.Г.Шевченко). Этот цикл открыл для читателей библиотеки добрую традицию встреч с интересными людьми нашего города.

Четырежды гостем нашей библиотеки был вице-президент Международного Шаляпинского центра из г.Санкт-Петербурга Пономаренко Юрий Антонович. Большой поклонник творчества Федора Шаляпина Юрий Антонович привозил к нам следующие выставки: «Федор Шаляпин в творчестве художников» и «Рисунки Ф.И.Шаляпина», а также фильм – интервью с дочерью Шаляпина Мариной Федоровной.

Все жители микрорайона «Мончегорский» имели уникальную возможность познакомиться с рисунками самого Ф.И.Шаляпина, послушать записи арий в его исполнении и подробнее узнать о его жизни.

В юбилейный год, посвященный 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, мы организовали литературно-музыкальный вечер с участием заслуженного артиста России, солиста Нижегородского театра оперы и балета, композитора А.Богданова. Он исполнял свои романсы на стихи А.С.Пушкина.

Многолетняя дружба связывает нашу библиотеку с детско-юношеской экологической организацией «Зеленый парус». Координаторы этой организации Л.Хабибуллина и Н.Чубарова были приглашены на эко-урок «Человек и природа: союзники или враги» к 10-классникам 128 школы. А старшеклассники 170 школы узнали о профессии эколога, побывав на часе профориентации, который для них проводила Кузьмина Тамара Ивановна – инспектор городского комитета по охране окружающей среды.

Практически ежегодно на протяжении многих лет в библиотеке проводились уроки-предупреждения об опасности религиозных сект. О том, как избежать этой беды и не попасть в сети сектантов, рассказывал профессор кафедры религоведения Нижегородской консерватории, читатель нашей библиотеки Панфилов Олег Михайлович. Проведенные им уроки-предупреждения «Осторожно, СЕКТА!», «От иллюзии к бездне» уберегли от опрометчивого шага многих молодых людей.

Что такое МЧС, пожарная охрана, какие опасности подстерегают каждого из нас дома, на улице, в школе рассказал начальник пожарной части Архипов Александр Анатольевич. Его рассказ вызвал много вопросов у старшеклассников: как стать пожарным, где нужно учиться, как с мобильного телефона вызвать службу спасения, какие фейерверки можно использовать, а какие не стоит и т.д. Эта встреча была особенно актуальна т.к. проходила в преддверии Нового 2009 года.

Главным героем часа «Моя профессия – кинорежиссер» был тележурналист Нижегородского телевидения, академик Ю.Б.Беспалов. Старшеклассники узнали, как создается документальный или художественный фильм, телепередача, чем занимается помощник режиссера, редактор, директор картины, увидели отрывки из фильмов Ю.Беспалова, получили компетентные ответы на свои вопросы о телевидении.

Много внимания уделяют библиотекари проблеме наркомании среди молодежи. «Разговор на острую тему», «Урок вне расписания», «Поговорим откровенно», «Беседы с наркологом» - вот такие формы работы были организованы для старшеклассников в разное время. Приглашались специалисты из наркологической службы района и города: О. Майсюк, В.Григорьев, И.Остапенко, Невежкина и др. Их беседы были проиллюстрированы отрывками из документальных и художественных фильмов. А нарколог Зайцев С.Н не только провел 10 встреч с подростками и их родителями, но и подарил свои книги из серии «Зеркало».

«Спасибо библиотекарям, что пригласили меня с сыном на встречу с наркологом С.Зайцевым. Я знаю, что записаться к нему на прием у меня нет возможности, т.к. это очень дорого. А здесь в библиотеке я смогла и сына показать, и узнать всё об этой беде – наркомании». Без подписи.

Имя, которое носит наша библиотека, обязывает ко многому. Мы рады, что в 2005 году нам довелось встретиться с внучатым племянником А.С.Макаренко кинорежиссером, поэтом, преподавателем ВГИК Антоном Сергеевичем Васильевым-Макаренко и организовать встречу с ним для молодых читателей нашей библиотеки.

«Последний коммунар» - так назывался вечер с воспитанником коммуны им. Ф.Э.Дзержинского Токаревым Иваном Демьяновичем. Этой коммуной в далекие 30-е годы руководил А.С.Макаренко. Иван Демьянович увлекательно рассказал старшеклассникам о том, как он попал в коммуну, о жизни в ней, о том, какую роль в его жизни сыграл А.С.Макаренко, показал свой фотоархив и переписку с другими коммунарами. Молодые люди больше узнали о том трудном времени, когда жил и работал А.С.Макаренко, о его жизни и творчестве.

Заслуженный учитель России, поэт, литературовед Жуков Борис Николаевич любит встречаться с молодежью. Надо отметить, что и для молодых людей эти встречи всегда интересны, ведь так живо, образно о русском языке не может рассказать никто кроме него. «Язык в эпоху перемен», «Незнакомый знакомый русский язык» - о молодежном сленге, «К истокам языка родного» - эти и другие темы обсуждались на наших встречах.

Неизменный интерес у молодых читателей вызывают встречи с художниками нашего города и знакомство с их работами. Здесь уместно вспомнить сотрудничество с музеем им. Н.А.Добролюбова, в частности с его сотрудником Дмитриевской Галиной Алексеевной. Когда в 1997 году у нас появился выставочный зал, музей ежемесячно доставлял нам экспозиции картин нижегородских художников. В нашем зале свои картины выставляли художники: Дмитрий Алямовский (выставка-спектакль «Прощайте, братцы, мне в дорогу»), Владимир Логинов (выставка-путешествие «Странствия живописца»), Алексей Полетаев («Мой Нижний»), а также были представлены подборки картин по разным темам: А.С.Пушкин в творчестве нижегородских художников, А.Ахматова, Т.Шевченко. В нашей библиотеке показывали свои картины молодые художники – автозаводцы Александр Павлов и Сергей Сметании, а. также в разное время устраивались экспозиции дипломных работ выпускников художественного училища.

Неоднократно для читателей организовывались встречи с добрым другом библиотеки художником Алексеем Федоровичем Александровым. На этих встречах молодые люди узнали его не только как художника, но и как коллекционера и интересного человека.

Уникальную выставку вышитых картин «Гармония души и рук»

Смирновой Дианы Евгеньевны не смог пропустить ни один читатель нашей библиотеки. Работы рукодельницы вызвали неподдельное, искреннее восхищение у каждого посетителя, независимо от возраста. А специально для молодых девушек Диана Евгеньевна провела несколько экскурсий и мастер-класс.

Мы стараемся для молодежной аудитории приглашать в нашу библиотеку известных, интересных, увлеченных людей не только с целью пропаганды их деятельности и творчества, не только с целью утверждения имиджа нашей библиотеки в микрорайоне. Мы хотим этими встречами показать молодежи, что есть культурные ценности, о которых можно узнать в библиотеке.

Заканчивая рассказ о нашей работе, хочется сказать, что коллектив библиотеки работает по всем направлениям с данной читательской группой (правда, не все направления нами были раскрыты и показаны) и всегда находится в творческом поиске новых нестандартных и неординарных форм. Работа с молодежью останется ведущей темой работы нашей библиотеки и дальше.

Хасянова О.Г., зав.б-кой им. Макренко,

Яровикова Г.П., зав. сектором б-ки им. Макренко,

Сизова Г.И., гл.библиотекарь б-ки им. Макаренко

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Встречи iconУрок литературного чтения во 2 классе
Внимательно прочитай слова и выражения. Над словами и выражениями, которыми автор описывает поведение Павлика до встречи со стариком,...
Встречи iconУрок с применением технологии проблемно- диалогического обучения....
В рамках проекта «Школа – поликультурное пространство» учащиеся 7х классов принимают участие в различных событиях: приём делегаций...
Встречи iconПротокол встречи членов Академического студенческого совета с администрацией от 22. 01. 2013

Встречи iconСценарий праздничного вечера встречи выпускников
Видеоряд по ходу сценария воспроизводится программой для презентаций Microsoft PowerPoint
Встречи iconЛ. Г. Бредихиной от 11. 03. 2014 №166
Мероприятия, связанные с внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, конкурсы, выставки, встречи, акции и т д
Встречи iconВнеклассное мероприятие «Рождественские встречи» Сухалова С. П., Юсова Е. Б. Аннотация
Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»
Встречи iconПо волнам нашей памяти
Цель Встречи – определение основных приоритетов в деле сохранения и развития системы детского и молодёжного отдыха
Встречи iconПротокол рабочей встречи №1 молодежной администрации волгограда
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
Встречи iconПлан проведения Недели «Музей и дети»
Классные часы «Летопись. Листая школьный альбом», посвященные Вечеру встречи школьных друзей
Встречи icon«Встречи с музыкой В. Я. Шаинского»
Цель: сформировать представление о жизни и творчестве Владимира Яковлевича Шаинского
Встречи iconПлан мероприятий по военно- патриотическому воспитанию
«Есть такая профессия – Родину защищать» (встречи с офицерами армии, ветеранами вов, воинами-афганцами)
Встречи iconСоциально-педагогический проект «каникулярные встречи»
Средние общеобразовательные школы №№15, 20, 27, 50, 66, 73, 90, 94,138, 187, 191, «Эврика», Специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Встречи iconКак избежать встречи с синдромом профессионального выгорания
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости
Встречи iconВечер встречи выпускников 2014г
В добрый вечер, дорогие выпускники, уважаемые учителя и гости нашего праздника
Встречи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация встречи с ветераном труда (Наварская С. Б. – заслуженный работник узтм)
Встречи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сценарий встречи школьного педагога-психолога с родителями дошкольников и первоклассников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск