Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда»





Скачать 131.24 Kb.
НазваниеУрок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда»
Дата публикации18.08.2014
Размер131.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Тема: Социальная среда подростка.

(«Мы» и «они»: принципы взаимодействия).

Учитель – Лазарева Алина Леонарьевна

Учебное заведение – МОУ «Гимназия №5» г.Чебоксары

Предмет – обществознание.

Класс – 7-й (обучаются по образовательной системе «Школа 2100»)

Авторы УМК – Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Предварительная работа:

  1. В рамках проекта «Школа – поликультурное пространство» учащиеся 7х классов принимают участие в различных событиях: приём делегаций из разных стран, совместное, с детьми из разных стран, обучение, «Мосты Дружбы», встречи со сверстниками из сельских школ, из других стран, Интернет – встречи и т.д.

  2. Ежегодно, в рамках Международного Дня толерантности, в гимназии проводятся мероприятия, посвящённые формированию у подростков норм толерантного поведения.

  3. В школе действует добровольческая команда, которая оказывает поддержку детям из Дома Малютки, школы для слабослышащих, детям – инвалидам и организует для них различные мероприятия.

  4. Курс «Обществознание» преподаётся с 6 класса; в 5-6 классах ведётся курс «Технология общения»;

  5. В школе действует ученическое самоуправление.

Методика – урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения.

Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» и «толерантное поведение» в ней.

В ходе занятия учащиеся смогут:

  1. поработать с основными понятиями урока через практические задания;

  2. объяснить понятия: социальная среда, социальная группа, социальные отношения, «мы» и «они», «свои» и «чужие», «иные» и «другие»;

  3. сформулировать принципы мирных, справедливых взаимоотношений между людьми;

  4. дать определение понятию «толерантное поведение».

  5. сформулировать правила толерантного поведения для своего коллектива.

Примечание: Календарно – тематическое планирование по обществознанию в 7 классе составлено таким образом, что первую главу «Личность подростка» - преподаёт психолог, а остальные темы - учитель обществознания. Поэтому получается, что это первый урок обществознания в 7 классе


Анализ

Учитель

Ученик

Доска

Актуализация

Здравствуйте ребята! Мы начинаем изучение темы «Подросток в социальной среде». Откройте учебник на стр.73.

Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под выражением «социальная среда»?
- запишите это определение в тетрадь, пользуясь текстом параграфа.

- подростка окружают люди, которые имеют прямое и косвенное, близкое и дальнее отношение к нему. Назовите, кого вы причисляете к близкому окружению?

-почему?


- теперь назовите тех, кого вы относите к дальнему окружению

- Вы сказали, близкие – это «свои», «такие», «мы». Подберите синонимы к слову «чужой».

- что означают для вас эти слова?
- Таким образом, подростка окружают очень разные люди, различные социальные группы. Они прямо или косвенно оказывают на него влияние. Попробуйте дать качественную характеристику «социальной среде подростка». (приём «мозговой штурм»)


- а среда, которая вас окружает, больше какая: жестокая или добрая?

Приём «Яркое пятно».

Послушайте рассказ об одном случае, который случился первого сентября 2007 года в одной из школ Воронежской области. Сын пастора протестантской церкви семилетний Давида Перов, был жестоко избит своими одноклассниками, после того как во время православного молебна, проведённого православным священником в День Знаний в школе, отказался принять листок с написанным на ней текстом молитвы. В избиении участвовал и сын православного священника, тоже первоклассник. Избивали мальчика и после 2-го и 3-го урока, т.к. узнали, что он «иноверец», «сектант», а значит «чужой».
- какие вы видите факты?

- вернёмся к нашей схеме. Описанная ситуация с мальчиком происходит в ближнем круге общения или в дальнем?

- какой ещё видим факт?

- почему так получилось?

- посмотрите на самую первую запись по теме в тетради. Социальная среда это место для развития личности.
- о чём не знали подростки? Чего не понимали?

-«социальная среда» - это то место где мы живём

- это те люди, которые нас окружают

«социальная среда» - это круг людей, которая предоставляет условия для развития личности, удовлетворения её культурных потребностей.

- это семья, друзья, родственники, одноклассники, хорошо знакомые, «свои», такие же как я, «мы» …

- потому что они нас понимают, я их понимаю

- я им доверяю, у нас общие интересы …
- это вся школа, СМИ, незнакомые, чужие, я с ними не общаюсь, другие люди, соседи по двору ….
- «иной», «другой»

- не такие как мы, отличаются от нас взглядами, внешним видом, поведением …
- активная, познавательная, виртуальная, дружная, недружная, понимающая, непонимающая, интересная, бывает жестокая, бывает добрая …

- добрая

- когда как

- например, меня окружают люди, которые меня любят и уважают

- и у нас бывают непонимания, небольшие конфликты

- одноклассники в день праздника избили своего одноклассника

- жестокость по отношению к «иному», другому, не такому как все.
- с одной стороны в ближнем, они одноклассники; с другой стороны в дальнем – они «чужие»

- он не стал «своим», остался «чужим»
- у детей были разные взгляды, разная религия

- они не поняли друг друга

- дети не проявили терпимость, они не толерантны
- среда не стала для него местом для развития личности
- что каждый человек имеет право на то, чтобы быть самим собой

- что люди имеют право верить в любую религию, это их право

- как написано в учебнике, они не понимали что «чужие» это не всегда «враги», они просто «иные», «другие» чем «мы» или «они»


- чертится схема: в центре рисуется человечек, под ним указывается возраст подростка 11-15 лет; всё это обводится в круг, затем ещё один круг по больше, затем ещё один большой круг.

- слова записываются в первый круг на схеме
- записываются во второй круг

.

- характеристики записываются на левом ушке доски, ниже основных понятий урока



Постановка проблемы

- какой возникает вопрос (проблема)?

- какова будет тема урока?



- как строить отношения с другими, чтобы все чувствовали себя комфортно и уютно?

- какая социальная среда будет считаться комфортной и для «своих» и для «чужих»?

- Социальная среда подростка


- в центре доски появляется запись проблемы:

- В центре доски, сверху записывается тема урока

«Социальная среда подростка»

Поиск решения

- что мы уже знаем по этому вопросу?


- каких знаний нам не достаёт?

- это и будет план нашего урока, нашего исследования.

- как мы будем искать ответы на наши вопросы?


- как оформим полученные знания?

- хорошо. Сейчас вы индивидуально и в парах в течение 10 минут ознакомитесь с содержанием тех текстов, которые вам даны, т.е. указаны в листе заданий. А затем будет устное обсуждение и оформление результатов работы.

- итак, приступаем к обсуждению.

- чем отличаются «чужие» от «своих»?

- есть «другие» - это просто посторонние, к которым мы относимся нейтрально, а есть «иные». Кто они и как нужно к ним относиться?

- всегда ли существует чёткая граница между «своими» и «чужими»?

- а если между людьми существуют непримиримые, полностью противоположные взгляды и убеждения?

- именно так в жизни и происходит. Поэтому международное сообщество и разработало документ об основных принципах толерантности. Как он называется?

- когда он принят и почему?

- как в документе прописана сущность понятия «толерантность»?


- если бы дети (из нашего примера) были знакомы с текстом Декларации, если бы они осознали его содержание, могло ли это их удержать от жестокости?

- сформулируйте свои правила взаимодействия в социуме.

- знаем, что такое «социальная среда»

- знаем, какие группы окружают подростка

- знаем, какие бывают межличностные отношения, что обычно влияет на характер взаимоотношений

- знаем как вести себя в группе
- почему кто-то становится «чужим»?

- как вести себя с «иными», «другими»?

- что такое толерантность?

- прочитаем в учебнике, спросим взрослых

- узнаем у учителя

- прочитаем в книжках
- напишем правила поведения и общения для подростков
Примечание: в начале урока учащиеся получают индивидуальные листы заданий. Ученики сидят парами и разделены учителем на группы на местах (не сидят группами). Сами они не знают кто, в какой группе, у них просто задания составлены как для групп, поэтому работа в группах не делится между участниками.

- работа с текстами (см.Приложение)

- «чужой» означает противоположный мне

- это не просто незнакомец, т.е. человек, которого мы вообще не знаем, а наоборот мы его должны хорошо знать, чтобы сказать: он мне чужд по взглядам, убеждению, образу жизни и поведению

- он не «свой», потому что придерживается других взглядов

- «иные» - это те, кто отличается от меня мировоззрением, нормами и моделями поведения.

- это могут быть и и иностранцы и представители своего народа

- «иной»означает просто «другой»

- относиться нужно к ним нормально, как к тем, кто просто на меня чем-то не похож

- для них мы тоже «иные», поэтому есть золотое правило - «поступай с ними так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе»

- нет. В жизни часто бывает, что «чужой» становится своим, и наоборот

- это уже враждебные взгляды и ценности. Такого человека называют врагом, но не чужаком.

- если я придерживаюсь доброго, а он - злого, то ситуация ясна. Но чаще всего люди придерживаются отличных от моих, но не враждебных взглядов.

- вряд ли люди бывают полностью противоположны

- различаются в одном, но могут сходиться в чём-то другом

- Декларация принципов толерантности

- принята 16 ноября 1995 года

- толерантность – это когда люди живут вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи

- толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности


- они могли об этом знать, но до конца не понимать

- они слишком маленькие, чтобы этот документ прочитать

- их нужно было воспитывать в уважении к «иным»

- родители должны были объяснить, что не все люди одинаковые, есть не похожие на них и к ним нужно относиться уважительно

- ко всем людям нужно относиться терпеливо и уважительно

- нужно стремиться, чтобы окружающие люди для нас становились «своими».


  1. доверять окружающим

  2. быть терпеливым и чутким

  3. чувство юмора

  4. научись слушать и слышать других

  5. не осуждай других, постарайся понять

  6. помни, что у каждого человека есть право быть самим собой



План записывается на правом ушке доски:

  1. почему кто-то становится «чужим»?

  2. как вести себя с «иными», «другими»?

  3. что такое толерантность?


- в центре, рядом со схемой, записываются варианты


Рефлексия


Продолжите фразу: «Я толерантный человек, потому что …»




- на правом ушке доски написать дом. задание: прочитать §§ 13, 14. Практикум на стр.103 письменно.


Оформление доски

Левое ушко

Центральная часть

Правое ушко

О.П.: - социальная среда

- социальные группы;

- «Я», «Мы», «Они», «Свои», «Чужие», «Иные», «Другие».

- толерантность

- взаимопонимание.

Тема: Социальная среда подростка.

П
Правила толерантного взаимодействия:

1.

2.

3.

4.

5.
роблема: какая социальная среда будет считаться комфортной и для «своих» и для «чужих»?



План урока:

  1. почему кто-то становится «чужим»?

  2. как вести себя с «иными», «другими»?

  3. что такое толерантность?


Дом. задание:

- прочитать §§ 13, 14.

- письменно выполнить задания практикума на стр.103.


Приложение.

Лист заданий №1.

  1. Прочитайте п.2 §13 «Свои» и «чужие», стр.93-94; вывод на стр.95;

  2. Кого обычно называют «свои»?

  3. Кого называют «чужие»?

  4. Продолжите фразу: «Свои» отличаются от «чужих» …»

  5. Продолжите фразу: «К «иным» лучше относиться …»


Лист заданий №2.

  1. Прочитайте п.5 §14 «Защита «своих», стр.101-102.

  2. Согласны ли вы с мнением о том, что «своих» нужно защищать при любых обстоятельствах?

  3. «Свой среди чужих, чужой среди своих» - так называется фильм известного режиссёра Н.Михалкова. Как вы понимаете это выражение?


Лист заданий №3.

  1. Прочитайте п. 4 §14 «Чужие» и «чужак».

  2. Чем отличается «чужой» от меня?

  3. Какой «чужой» может считаться врагом?

  4. Как нужно относиться к врагам?


Лист заданий №4.

  1. Прочитайте сокращённый текст Декларации принципов толерантности.

  2. С какой целью, по вашему мнению, ООН приняла декларацию?

  3. Как понимается толерантность по документу?

  4. Актуален ли текст Декларации для нашей жизни?


ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ 

Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО

от 16 ноября 1995 года

Преамбула


Государства-члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября – 16 ноября 1995 года,

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

напоминая, (…) что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, (…)

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, (…), расизма, (..дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, (…) а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, (…)

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,

преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:

Статья 1 — Понятие толерантности

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.(…)

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. (…) Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в процессе освоения учащимися ос «Школа 2100»
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» icon«Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода
Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием...
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconУрока Тема. Хождение за три моря
Базовые технологии: методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных...
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconТехнологическая карта урока с позиции реализации проблемно-диалогического обучения
Цель урока: развитие умения построения логической цепи рассуждений при разборе слова по составу, регулятивных ууд
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии:, технология проблемно-диалогического обучения, элементы технологии развития критического мышления, икт
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconУрок в Образовательной системе «Школа 2100»
Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в...
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconУрок музыки во 4 классе Урок разработан в рамках программы «Музыка»
Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского...
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроке русского языка
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» icon«Технология проблемно-диалогического обучения в ос «Школа 2100» как...
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по организации проблемного обучения в школе
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconКонспект урока. Третий закон Ньютона Цель урока: восприятие учащимися...
Обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих ос­новных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных...
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение элементов технологии развивающего, проблемно диалогического, опережающего обучения с использованием икт позволяют не допускать...
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconПрограмма мастер-класса зоновой людмилы алексеевны
«Технология проблемно-диалогического обучения как способ формирования познавательной мотивации старшеклассников»
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconСамостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная...
Технология проблемно-диалогического обучения описана Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, г. Москва....
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconИнтегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного...
Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок с применением технологии проблемно- диалогического обучения. Цель урока: осознание учащимися понятий «социальная среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид урока: проблемно-исследовательский с применением интерактивных средств обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск