Скачать 406.51 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Шухободская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по литературе 7 класс Учитель русского языка и литературы Мишина Нина Викторовна 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от05.03.2004 за номером 1089) и федеральных БУП для общеобразовательных учреждений и Программой по литературе для 5-11 классов авторов: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев "Литература. 5-11 класс".- М.: “Русское слово” 2012 г. Преподавание ведется по учебнику-хрестоматии "Литература 7 кл." В двух частях. Авт. - сост. Г.С. Меркин. - М.: “Русское слово”, 2010 гг. Курс рассчитан на 68 часов. Отбор содержания проводился на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе с учетом регионального компонента. Он включает в себя произведения мифологии, УНТ, знакомство с древнерусской литературой, углубление знаний о литературе 19 и 20 веков, а также продолжение знакомства с зарубежной литературой. На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др. Цель литературного образования – формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Цели учебного курса:
Учитываются основные направления модернизации российского образования в области литературы : - соответствие содержания образования возрастным особенностям учащихся; -личностная ориентация содержания образования; -деятельностный характер образования; -формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать умения, знания, способы деятельности в реальной жизни; -усиление духовно-нравственной и эстетической функции предмета. Формирование общеучебных умений (компетенций) Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: - сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации; - эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо; - развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения; - использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; - информационная переработка текста; - культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме); - культура разговорной речи. Методы: словесно-наглядно-практический, исследовательский, эвристический, проблемно-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Для объективности оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности используются следующие формы контроля: сочинение, комплексный анализ текста, самостоятельные и проверочные работы, тестовый контроль. Исследовательский уровень осуществляется за счет исследования художественного текста, подготовка докладов, написания сочинений на основе и по мотивам художественных произведений. Сводная таблица распределения учебного времени по видам работ
Предлагаемая программа предполагает практическую направленность обучения: изучение литературы как искусства слова, что ведёт к самореализации в деятельностной сфере. Поэтому она направлена на выработку следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения; - владение умениями выразительного чтения; - восприятие произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно- следственных связях; - умение видеть в произведении автора авторское отношение к героям и событиям, к читателю; - умение выделить этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения; - умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова; - умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции); - умение грамотно строить монологическое высказывание различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи; - умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса (разработаны на основе требований федерального компонента государственного стандарта): Учащиеся должны знать и применять на практике
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны
Семиклассник должен знать/понимать - творческую историю изучаемых произведений; - основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; уметь - интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, его проблематику; - составлять тезисы и план прочитанного, составлять планы и тезисы статей на литературные темы; - готовить учебно-исследовательские работы на заданную тему; - раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - написания сочинений разнообразных жанровых форм, написания рецензий на художественный и публицистический текст. В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности: Познавательная деятельность Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний разных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана статьи учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Содержание учебного материала 7 класс Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год Количество разделов -7 Введение (1 час) Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Теория литературы: литературные роды. Из устного народного творчества (3 часа) Былины (2час) «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). |
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Программа по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,... | Рабочая программа по литературе 10 класс Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;... | ||
Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н ... | Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004) по примерной программе основного образования... | Рабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене... Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального компонента Государственного стандарта основного... | ||
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | Рабочая программа по литературе. 6 Класс «Б» Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина 1 составлена... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература... | Рабочая программа по литературе 5 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе... | ||
Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной |