Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера)





Скачать 58.52 Kb.
НазваниеВальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера)
Дата публикации07.10.2014
Размер58.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Шелыганова Т.В.,

преподаватель русского языка и литературы,

учитель высшей категории школы №658 с элементами

вальдорфской педагогики, г. Санкт-петербург

Вальдорфская педагогика

(Педагогика Р. Штайнера)



Полный обзор педагогической системы Штайнера можно найти в ряде книг, которые можно назвать уже основополагающими для русского заинтересованного читателя. Это «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (пер. с немецкого), М., 1993 г., «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), М., 1995 г. и, наконец, «Вальдорфская педагогика», антология (под ред. А.А. Пинского), М., «Просвещение», 2003 г. основные положения вальдорфской педагогической системы представлены также на сайтах вальдорфских школ России и СНГ.
Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?

- возрастная ориентация учебного плана и методов обучения;

- принцип классного учителя («для ребенка учитель много важнее предмета»);

- традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса;

- выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования (рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и др.);

- отмена системы отметок в баллах и второгодничества, установки на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;

- «гигиена преподавания» - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» - концентрация учебного материала с целью его органического преподавания и восприятия;

- преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию);

- еженедельные учительские конференции – как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом;

- совместная работа учителей и родителей – повышение роли родителей в деятельности школы.

- особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т.н. вальдорфский) интерьер.
Остановимся на некоторых положениях более подробно.

Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы – души, мысли, чувства, воли – ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на голову но на всего человека в целом. Интеллект – лишь она из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням. Р. Штайнер уже в начале XX века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить его интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.
1. Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо прежде всего глубокое знание человеческой природы. «Основная задача антропологии состоит в том, чтобы выявить то специфическое, что… определяет человека как человека (в отличие от бытия других живых существ)». Т.о. педагогическая антропология рассматривает человека в его становлении в процессе воспитания и обучения.
2. Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого «Не информация, а стремление к истине».

Сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон.

Важный принцип обучения – «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях. Это экономический принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются; место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.
3. Каждый учебный день в каждом классе начинается с т.н. «главного урока» (у нас – 1. 40 мин.) В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т.д.) Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно – своего рода метод погружения.

Существуют также уроки упражнений: предметы, которые требуют постоянных упражнений – языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия – выстраиваются по недельному графику.
4. Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений. Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т.о., элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. (Рассказ учителя – законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение музыкальных произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощении е явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т.п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т.д.).
5. В начале XX века Р. Штайнер почувствовал исходящую от все возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас – тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов – связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной, ремесленной.
6. Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя. До 7-в класса классный учитель (т.е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т.д.) ведет по возможности большинство предметов.

Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединение разных дисциплин, осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения в обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.
7. Вальдорфская школа – это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах ребенка», когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т.е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого – выдача информации и контроль, оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция. В такой ситуации говорить об интересе и стремлении к учебе не приходится.

«Школа в интересах ребенка» - это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивая ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:

- открыть ребенку мир науки и искусства таким образом, чтобы, повзрослев, он хотел читать Достоевского и Пушкина, стремился воспринимать музыку Моцарта, картины Рембрандта и не отвергал Шнитке и авангард;

- научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои проступки;

- проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию –

то есть воспитать свободного человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по...
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: педагогическая деятельность, личностные качества педагога, функции педагога, педагогика принуждения, педагогика...
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconВопросык зачету по курсу «Социальная педагогика и педагогика межнационального...
Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconОсновная образовательная программа: 050700. 62 Педагогика с профилем Социальная педагогика

Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconХарламов И. Ф. Педагогика
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 13
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconПлан-конспект открытого урока
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconРазработка учебного занятия учебная
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»
Вальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера) iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск