Скачать 67.88 Kb.
|
Технология коммуникативного моделирования на уроках литературы Карягина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 163 г.о. Самара Общаясь, люди создают друг друга. Д.С. Лихачёв Урок литературы - это особый по сути и по форме процесс, отражающий взаимодействие различных мнений, восприятий, личностных смыслов, литературно-критических откликов, культур… В школьной практике урок литературы может быть стандартной дидактической схемой, или может стать талантливым речевым произведением учителя и учащихся. Одна из главных задач современной педагогики – формирование целостной картины мира в сознании человека. Построение продуктивной модели урока литературы должно, на мой взгляд, опираться на эстетические и коммуникативные закономерности общения с художественным текстом. Я считаю, что решение задач коммуникативного моделирования на уроке литературы способствует общению учеников с художественным текстом как с уникальной многосмысловой системой. По мнению Н.С. Болотновой, текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации, а художественный текст - формой художественной коммуникации. Художественная коммуникация – явление, которое включает в себя и авторское смыслопорождение, и ответное читательское понимание, и продуцирование личностных смыслов прочитанного текста, и расширение смыслового поля текста (за счет межкультурных взаимодействий). Этапы изучения художественного произведения и структура коммуникативного процесса взаимообусловлены. Исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в моделируемой практике», позволяющей, по его мнению, «прорабатывать смысловые ориентиры», воплощать практический интеллект в «формы приобретаемого опыта». Построение и изучение моделей является сферой человеческой деятельности, которая называется моделированием. Само по себе моделирование является одним из ключевых видов деятельности человека. Прежде чем браться за любую работу, нужно четко представлять себе отправной и конечный пункты деятельности, а также ее примерные этапы. То же можно сказать о моделировании. Моделирование — творческий процесс, все этапы которого определяются поставленной задачей и целями моделирования, поэтому заключить данный процесс в формальные рамки очень трудно. В общем случае процесса построения и исследования коммуникативной модели нужно, на мой взгляд, придерживаться теории линейной модели коммуникации Г.Лассуэла, которая включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: постановка задачи, формализация задачи, разработка модели, эксперимент, анализ результатов моделирования. Используемая мной технология коммуникативного моделирования на уроках литературы опирается на алгоритм описанный выше:
В современном педагогическом процессе понятие «коммуникативное моделирование» на уроках литературы приобретает весьма важный статус. Опираясь на него, можно эффективно познавать разные сложноорганизованные системы: личность, сообщество, общество в целом. При помощи данной технологии учащиеся познают мир и самих себя, они сохраняют в виде моделей результаты познания, общения и творчества, закрепляют их в текстах и в самой структуре выработанного ими языка интерпретации мира. В основе моей работы на уроках литературы лежит подход коммуникативного моделирования. На своих уроках я вместе с учениками рассматриваю произведения художественной литературы как средство диалогического общения автора и реципиента; рассмотрение читателя не как пассивного объекта художественного воздействия произведения, а как «продуктивного потребителя», для которого процесс присвоения художественного смысла - творчество. Опираясь на закономерности эстетической коммуникации, модели художественного произведения, представленные в современном литературоведении, мы вместе с учениками ищем ключевые позиции, делающие возможным взаимообогащение - приращение смыслов художественного текста. Следовательно, технология коммуникативного моделирования на уроках литературы дает возможность современному школьнику «примерить» на себя различные коммуникативные роли и позиции (литературоведа, педагога, методиста, культуролога, режиссера, оратора и т.п.). Примерные схемы уроков литературы с использованием технологии коммуникативного моделирования Урок литературы, посвященный повторению и закреплению теоретических понятий и терминов. Этапы урока: 1) знакомство с текстом художественного произведения + анализ Анатолий Приставкин. Банальная история (отрывок). 1. Владислав Андреевич человек занятой: прибежит затемно, сжует какой-то бутерброд и в постель. 2. Но слышно, как временами не спит, ворочается, вздыхает. 3.Однажды разговорились, и он рассказал про одного из курсантов, Петю Сыроежкина, который с ними сюда приехал. 4. Ночью плохо себя почувствовал, живот, побежали за фельдшером. 5. Достучаться не смогли: не открыла дверь. 6. Побежали на теплоход «Комсомолец», он пришвартовался ночью. 7. Через час вернулись с медсестрой, сделали укол. 8. А далее? 9. В сознание Сыроежкин не приходил, повезли в Иркутск… 10. И еще два часа. 11. Сперва повезли в инфекционную, там не приняли. 12. Повезли к токсикологу. 13. Тот осмотрел, симптомов отравления не нашел, велел отвезти в областную больницу. 14. А было уже час дня. 15. Семь потерянных часов. 16. В областной больнице не оказалось дежурного врача. 17. Вместо него пришел невропатолог. 18. А зачем он? 19. Стали ждать. 20. Появился, наконец, терапевт, хирург… 21. Время шло. 22. Стали гадать, кто возьмет Сыроежкина. 23. И еще час миновал. 24. Наконец согласился хирург, повезли в реанимацию. 25. В лифте прекратилось дыхание. 26. Сыроежкин скончался… 27. Такова история, но на этом она не кончилась. 28. Владислав Андреевич дал телеграмму маме. 29. Она прилетела на самолете. 30. Заказали цинковый гроб, тоже проблема. 31. Пароходство наотрез отказалось оплачивать перевозку тела. 32. «Вы сюда больного привезли, а мы-то тут причем?» - сказал бухгалтер. 33. Отряд снял с книжки свои заработанные здесь деньги, семьсот рублей, оплатил перевозку. 34. А везти кому? 35. Маме? 36. А она инвалид второй группы, в отчаянном состоянии, сама жить не хочет. 37. Владислав Андреевич метался между отрядом, который работал, и Иркутском. 38. Бегал по начальству. 39. Те вопрошали: 40. – Зачем же такого нам привезли? 41. – Какого такого? 42. – Больного. 43. – Я же не медицинский работник, - оправдывался Владислав Андреевич. – С каждым может случиться. 44. – А мы платим такие деньги! – говорили ему, - а вы больного! 45. – Да человек-то подороже ваших денег! – доказывал он. 46. Не дали. 47. Ни денег, ни сопровождающего. 48. Гроб цинковый грузили вчетвером, а отправили сопровождать одного курсанта, друга Сыроежкина. 48. Жизнь порта не прекращалась и ночью, и все спешат, и никому нет дела до умершего Сыроежкина. 2) постановка учебной задачи: трансформировать данный художественный текст в: - жанр фольклорного произведения (например, в сказку); - жанр древнерусского произведения (например, в летопись); - произведение классицизма; - произведение сентиментализма; - произведение романтизма - жанр детектива, фэнтези или любого другого популярного жанра современной литературы. 3) формализация коммуникативной задачи реализовывается через создание собственного текста в творческих группах 4) Разработка коммуникативной модели текста осуществляется в строго регламентированное время на уроке путем сотворчества всех членов группы 5) Коммуникативный эксперимент выражается в презентации разработанной модели текста 6) Анализ результатов моделирования проходит в форме устного обсуждения Урок литературы, посвященный изучению биографии писателя (например, по биографии М.Ю. Лермонтова).
|
Ii – Курбангалеева Т. Н., Харькова Ю. С Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные... | English(1) Grammar study. Wb p. 24-25 Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные... | ||
Тема: Present Perfect Tense Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: закрепить материал, изученный на уроках литературы; развивать интерес к творчеству Андерсена; развивать навыки коммуникативного... | ||
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | Конспект открытого урока в 6 классе по теме «A sound mind in a sound body» Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные... | ||
Конспект урока по предмету «Английский язык» 8 «А» класс гбоу сош... Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные... | Достижение Краевой семинар «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» (12. 10. 2012) | ||
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:... | Использование икт на уроках литературы Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти... | ||
Опыта Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы | Опыта Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы | ||
Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | ||
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы ... | Терехова Лариса Николаевна Год рождения: 05. 1963 Всероссийский учебный семинар «Технология коммуникативного иноязычного образования в средней школе» |