Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г. Рабочая программа по русскому языку
на 2013-2014 учебный год Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424
Класс 8 - В
Общее количество часов за год 102 ч. в неделю 3 ч.
Количество контрольных работ: сочинений 7, изложений 4, тестов 4
(указать вид работы и количество часов)
Учитель:
ФИО Умрихина Т.В.
Квалификационная категория высшая
Педагогический стаж 24 года
Составлена на основе программы авторов Ладыженской Т.А., Л.А.Тростенцовой
Пояснительная записка
Программа по курсу «Русский язык. 8 класс» составлена на основе следующих документов:
- Государственный стандарт общего образования (2004)
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
- Русский язык. 9 класс. Программы для общеобразовательных учреждений /
Ладыженская Т.А., Л.А.Тростенцова
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Применение знаний и умений в жизни.
Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.
Программа разработана в соответствии с используемым учебно-методическим комплектом:
Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский// Москва, Просвещение, 2006.
Рабочие программы по русскому языку. 5 – 11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)/сост. Г.М. Вялкова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2010.
Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2007.
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.- М.: Вако, 2008 .
Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 8 класс. – М.: Разум, 2008.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Содержание учебного курса
Общие сведения о языке (1 ч.)
Повторение пройденного в V-VII классах (10 ч.)
Синтаксис и пунктуация (81 час) I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.
II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.
Словосочетание (6 ч.)
I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (8 ч.)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения. III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Двусоставные предложения (9 ч.)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (9 ч.)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (14 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Простое осложненное предложение (30 ч.)
Однородные члены предложения (8 ч.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (14 ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (8 ч.)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Синтаксические конструкции с чужой речью (5 ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (10 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений , речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
ПО СИНТАКСИСУ:
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
o с однородными членами,
o при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
o в предложениях с прямой и косвенной речью,
o при цитировании, обращении,
o при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Учебно-методическое обеспечение
№
п/п
| Содержание
| Класс
| Автор
| Издательство
| Год издания
| 1
| Программа
Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений Рабочие программы по русскому языку. 5 – 11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)
| 8
8
| М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,
Н.М. Шанский
Сост. Г.М. Вялкова
| М.:
«Просвеще-
ние» М.: Планета
| 2006
2010
| 2
| Учебник (основной)
Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений
| 8
| С.Г. Бархударов,
С.Е. Крючков,
Л.Ю. Максимов и др
| М.:
Просвещение
| 2007
| 3
| Учебники (дополнительные)
| -
| -
| -
| -
| 4
| Учебные пособия:
|
|
|
|
|
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
| В том числе на:
| уроки
| контрольные
работы
| развитие речи
| I
| Функции русского языка в современном мире.
| 1
| 1
|
|
| II
| Повторение пройденного в V-VII классах.
| 10
| 6
| 1
| 3
| III
1
| Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
| 81
6
| 62
4
| 4
| 15
2
| 2
| Простое предложение
| 8
| 6
| 1
| 1
| 3
| Двусоставные предложения
| 9
| 8
|
| 1
| 4
| Второстепенные члены предложения
| 9
| 6
|
| 3
| 5
| Односоставные предложения.
| 14
| 10
| 2
| 2
|
6
| Простое осложнённое предложение
Однородные члены предложения
| 30
8
| 24
7
| 1
| 5
1
| 7
| Обособленные члены предложения
| 14
| 12
| 1
| 1
| 8
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения
| 8
| 5
|
| 3
| 9
| Синтаксические конструкции с чужой речью
| 5
| 4
|
| 1
| IV
| Повторение и систематизация пройденного в VIII классе
| 10
| 9
| 1
|
| V
| ИТОГО
| 102
| 78
| 6
| 18
| |