Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной





Скачать 259.36 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной
Дата публикации12.10.2014
Размер259.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Знаменская детская музыкальная школа Орловского района

Рабочая программа по учебному предмету

В.02.УП.02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области

музыкального искусства

«Народные инструменты»

Орел 2013
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.


П. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам.




    1. Требования к уровню подготовки обучающихся




    1. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

  • Критерии оценки.




  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации преподавателям;

  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.




  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;

  • Список рекомендуемой методической литературы.




  1. Пояснительная записка




  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль е образовательном процессе

Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент»

(Бас-гитара), далее «Бас-гитара», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Учебный предмет «Бас-гитара» входит в вариативную часть и направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на бас-гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Бас-гитара» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на бас-гитаре включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента, импровизации и необходимые навыки самостоятельной работы.

Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Бас-гитара» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Бас-гитара является неотъемлемым компонентом эстрадного ансамбля, поэтому для успешного обучения в «Оркестровом классе» (Эстрадный ансамбль) обучающимся на отделении народных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета для 5-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 3 года (с 3 по 5 класс).


  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Бас-гитара».

На освоение предмета «Бас-гитара» по учебному плану отводится 1 час аудиторных занятий в неделю. Программа предмета «Бас-гитара» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома бас-гитары. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течение всех лет обучения.

Таблица 1





Народные инструменты

(5 лет)

Срок обучения

3 года

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

198

Количество часов на аудиторные занятия

99

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

99



  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, продолжительность урока – 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.


  1. Цель и задачи учебного предмета «Бас-гитара»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области исполнительства на бас-гитаре.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к музыке и музыкальному творчеству;

  • овладение основными видами бас-гитарной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на бас- гитаре с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными техническими приемами;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • овладение основами импровизации, навыками чтения табулатур и аккордов по буквенно-цифровым обозначениям, необходимым для владения инструментом бас- гитара в рамках программных требований;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой;

  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.




    1. Обоснование структуры учебного предмета «Бас-гитара»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Выбор методов и приемов обучения определяется с учетом индивидуальных способностей учащихся, их возрастных и психофизических особенностей. На занятиях могут быть использованы следующие методы:

- ловесный (объяснение, рассказ, беседа, диалог, обсуждение);

- наглядный (различные дидактические материалы: плакаты, аудиозаписи, рисунки, иллюстрации);

- практический (показ учителя).

Для преодоления затруднений в процессе работы, можно принять следующие приёмы:

- приём стимулирующей помощи (содействие педагога направлено на активацию собственных возможностей учащегося для преодоления затруднений);

- приём эмоционально-регулирующей помощи (оценочные суждения педагога, одобряющие или порицающие действия ребёнка);

- приём направляющей помощи (организация умственной деятельности, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, педагог направляет действия учащегося).



  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Бас-гитара»

Для реализации данной программы ДШИ имеет: класс (более 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием:

• усилитель

• фортепиано

• акустические колонки

• бас-гитара

• электрическая розетка и удлинитель

• нотная литература

• книги по музыке, справочные издания

• стол преподавателя - 1

• стул для преподавателя и ученика - 2

• Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности и микшерного пульта.

Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся всех форм музыкального обучения на основе цифрового инструмента¬рия желательно также иметь магнитофон (аналоговый, цифровой, пишущий CD-ROM и т.п.).

Помещение для занятий имеет звукоизоляцию и соответствует противопожарным и санитарным нормам.


П. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Бас-гитара», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2

Классы:

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)







33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)







1

1

1

Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)







1

1

1


Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Бас-гитара» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – класссам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Бас-гитара» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Изучение учебного предмета «Бас-гитара» для учащихся отделения народных инструментов начинается не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

Первый год обучения соответствует:

    1. классу для учащихся на отделении народных инструментов по 5-летнему обучению.

Второй год обучения соответствует:

    1. классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения.

Третий год обучения соответствует:

    1. классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения.




Первый год обучения

Годовые требования:

Краткие исторические сведения о бас-гитаре. Устройство инструмента, усилительная аппаратура, основы техники безопасности. Настройка инструмента, исполнительская постановка, постановка рук. Апликатура. Позиции I-V, смена позиций.
Практичекая работа:

- однооктавные мажорные и минорные гаммы в пределах пяти позиций четвертными и восьмыми;

- 4-6 несложных этюдов;

На контрольном уроке в конце учебного года учащийся должен исполнить 2 произведения из пройденных в году.

Примерный репертуарный список
Этюды, упражнения

Кёппиннг Д. Этюд B (4)

Комаровский А. Этюд О (4)

Ариевич С. Этюд № 93 (1)
Эстрадно-джазовые пьесы

Гершвин Д. «Чарующий ритм» (5)

Мажуков А. «Прогулка» (5)

Чепель Т. «Твист» (5)



Второй год обучения

Годовые требования:

Работа над постановкой и звукоизвлечением. Дальнейшее изучение позиций VI-VIII, их смена. Знакомство с танцевальными ритмами эстрадной музыки. Развитие навыка чтения нот с листа.
Практичекая работа:

- 2 гаммы и арпеджио трезвучий в две октавы (по выбору преподавателя) в среднем темпе с использованием медиатора;

- 4-6 этюдов.

На контрольном уроке в конце учебного года учащийся должен исполнить 2 произведения из пройденных в году.
Примерный репертуарный список
Этюды, упражнения

Ариевич С. Этюд № 67 (2)

Куммер Ф. Этюд № 1 (4)

Шторх Э. Этюд № 39 (4)
Ритмико-стилистические этюды

Верейский В. Этюды №№ 1, 3 (4)

Хора В. Этюд 82 (5)

Шпиллер Л. Этюд № 1 (5)
Эстрадно-джазовые пьесы

Фиготин Б. «Солнечный городок» (5)

Чугунов Ю. «Марш. Свинг» (5)

Уоллер Ф. «Черный и грустный» (5)
Третий год обучения

Годовые требования:

Совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Изучение позиций VIII-XII. Знакомство с приемами звукоизвлечения «СЛЭП». Блюз.
Практичекая работа:

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником:

2 гаммы и арпеджио трезвучий в две октавы (по выбору преподавателя) в среднем темпе с использованием медиатора;

4-6 этюдов.

На контрольном уроке в конце учебного года учащийся должен исполнить 2 произведения из пройденных в году (в т.ч. возможно исполнение басовой партии по буквенно-цифровому обозначению).
Примерный репертуарный список
Этюды, упражнения

Куммер Ф. Этюд № 124 (2)

Либон Ф. Этюд № 110 (3)

Шторх Э. Этюд № 120 (3)
Ритмико-стилистические этюды

Верейский В. Этюды №№ 4, 8 (3)

Хора В. Этюд 38 (3)

Штиддер Д. Этюд № 23 (3)
Эстрадно-джазовые пьесы

Дэвис Р. «Блюз» (5)

Чугунов Ю. «Босса- нова» (5)

Чижик Л. «Звездный час» (5)

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Бас-гитара» и включает следующие знания, умения, качества.

Ученик должен знать:

  • базовые компоненты нотной грамоты;

  • элементарные музыкальные построения;

  • простые музыкальные жанры;

  • базовые компоненты музыкальной грамоты: интервалы, хроматическую гамму, аккорды и их обращения, тональности.


Ученик должен уметь:

  • правильно ставить руки в положении за инструментом сидя и стоя;

  • выстраивать целесообразные игровые движения;

  • опираться в электронном музицировании на элементарные навыки чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху и импровизации.


У ученика должны быть воспитаны следующие качества:

  • интерес к музицированию;

  • способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности: эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;

  • способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.


IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Бас-гитара» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т.п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке (в т.ч. в составе ансамбля), выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка.

Оценка ОТЛИЧНО ставится за яркое, образное музыкальное звучание, отвечающее содержанию и форме оригинала и отражающее индивидуальное отношение ученика к представленным произведениям.

Оценка ХОРОШО ставится за достаточное осмысленное музыкальное звучание, отражающее понимание особенностей содержания и формы представленных произведений. Допустимы небольшие погрешности в их аранжировке и исполнении, не разрушающие целостности музыкального образа.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за недостаточно яркое музыкальное звучание, свидетельствующее об определенных изъянах в теоретических знаниях и исполнительских навыках ученика. Погрешности в аранжировке могут быть связаны с разрывом логических связей между элементами формообразования. Исполнение сопровождается неточностями и ошибками. Слабо проявляется индивидуальное отношение к представленным произведениям.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за отсутствие музыкальной образности в озвучиваемых произведениях, грубые ошибки и плохое владение инструментом.

«ЗАЧЕТ» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

  • техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

  • художественная трактовка произведения;

  • стабильность исполнения;

  • выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Репертуар

Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению электромузыкальных инструментов, также является фактором, связывающим этот новый курс с уже существующими. В обоих случаях центральной составляющей этого репертуара оказывается классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодежной развлекательной музыкой и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса. Данная направленность при подборе учебного репертуара, разумеется, предполагает учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся.

Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, дается в годовых требованиях. С целью достижения дифференциации обучения допускается включение в учебный репертуар не только разных по трудности произведений, но и некоторое увеличение или уменьшение их количества в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.

При этом степень завершенности этой работы может быть различной - некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного показа, некоторые - для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления.

Рекомендованные произведения разделены на три группы: народная, классическая и современная музыка академического направления, музыка массовых жанров, этюды и виртуозные пьесы.

Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры учащихся жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся различных возрастных групп и особенностям современной бытовой электронной аппаратуры. Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемые для показа на академических концертах и выпускных экзаменах, отражают различное продвижение учеников.

В целях стимулирования творческой активности учащихся решение учебных задач данных программ можно осуществлять и на основе создаваемых ими самими музыкальных композиций. Эти авторские композиции могут быть включены и в индивидуальные планы учащихся, и в программы их выступлений на академических концертах, зачетах и выпускных экзаменах.


Описание методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение уроков.
Выбор методов и приемов обучения определяется с учетом индивидуальных способностей учащихся, их возрастных и психофизических особенностей. На занятиях могут быть использованы следующие методы:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа, диалог, обсуждение);

  • наглядный (различные дидактические материалы: плакаты, аудиозаписи, рисунки, иллюстрации);

  • практический (показ учителя).

Для преодоления затруднений в процессе работы, можно принять следующие приёмы:

  • приём стимулирующей помощи (содействие педагога направлено на активацию собственных возможностей учащегося для преодоления затруднений);

  • приём эмоционально-регулирующей помощи (оценочные суждения педагога, одобряющие или порицающие действия ребёнка);

  • приём направляющей помощи (организация умственной деятельности, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, педагог направляет действия учащегося).


Дидактический материал и техническое оснащение занятий.
Для успешной реализации работы программы необходим дидактический материал – нотная литература, нотная тетрадь, аудиозаписи. А также инструменты: гитара, подставка под ногу, пульт, жесткий стул, метроном, музыкальный центр.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Обучение целесообразно начинать с классической гитары, что дает возможность быстрее освоить постановочные моменты, куда входят постановка рук, посадка, звукоизвлечение. Только после этого можно переходить к обучению игре на бас-гитаре. Преподаватель должен владеть обоими инструментами, хорошо ориентироваться в различных стилях как классической, так и эстрадно-джазовой музыки.

Для развития аппарата в овладении различными приемами игры с первых же уроков необходима работа над инструктивным материалом: гаммами, арпеджио, упражнениями, секвенциями

Вначале надо изучить типовые аппликатуры в гаммах от 4-ой струны в закрытой позиции в одну, а потом в две октавы. Далее, передвигая пальцы на полтона вниз по грифу, можно исполнять гаммы в других тональностях с прежней аппликатурой до 12-го лада и обратно.

Инструктивный материал следует играть всеми видами игровых ударов, куда входят: одиночные (вниз, вверх), связные (двойные, тройные), скользящие (вниз и вверх), сочетание различных видов ударов.

В работе над упражнениями и этюдами развивается техника арпеджио, легато, баррэ, тремоло, специфические приемы игры на электрогитаре.

Работа над художественным материалом должна проводиться по следующим основным направлениям:

  • Исполнение классического репертуара на бас-гитаре в сопровождении ф-но;

  • Исполнение эстрадной и джазовой музыки соло или в сопровождении (ф-но, фонограмма, вторая гитара).

Завышенная или заниженная программа в равной степени тормозит развитие учащегося. Поэтому при подборе программы учитель должен тщательно проанализировать возможности ученика.

При первом знакомстве с произведением следует обратить внимание ученика на авторские указания темпа, размера, нюансов, динамики, охарактеризовать художественное содержание произведения, тональный план, а также наметить удобную аппликатуру, штрихи и т.д.

На первом занятии следует выявить физические данные ученика: природную приспособляемость к инструменту, связанную с растяжкой левой руки.

Педагог должен правильно подобрать инструмент по размеру в зависимости от возраста и физического развития ученика.

Посадка эстрадного и классического гитариста идентична.

Для того, чтобы играть на бас-гитаре было легко и удобно, необходимо постоянно учитывать ряд простых, но очень важных факторов: посадка, длина ремня, опора, постановка рук (и неотъемлемая её часть — звукоизвлечение) и даже состояние кожи рук в местах соприкосновения с инструментом, а также многое другое.

Ставшая классической для бас-гитаристов посадка с опорой деки (корпуса) бас-гитары на правую ногу позволяет уверенно играть слэпом, не создаёт неудобств для правой руки и требует небольшую длину ремня. Такая посадка окажется удобной не всем. Запястье л.р. при такой посадке неизбежно перегибается, вызывая напряжение. Решением вопроса может стать подъём грифа «к потолку», чтобы его крайняя верхняя точка оказалась на уровне глаз. Необходимо отметить: для того, чтобы не испытывать дополнительного дискомфорта на сцене, при игре сидя гитара в идеале должна находиться в том же положении, что и при игре стоя. В противном случае ощущения будут сравнимы разве что с игрой на совершенно чуждом инструменте.

Отдельным пунктом следует отметить высоту струн над XII-м порожком инструмента, которая не должна превышать 5 мм. В противном случае игра будет осложнена необходимостью прикладывать лишние усилия для звукоизвлечения и «украшена» фальшивыми нотами в верхних позициях за счёт излишнего натяжения струны, прижимаемой к порожку.

Существуют различные постановки рук, а также множество мнений, какая же из них является самой правильной, ведь известен многочисленный ряд примеров, когда музыканты используют совершенно разные постановки рук и при этом являются настоящими Мастерами своего дела.

Если мы внимательно проанализируем конструкцию струнных музыкальных инструментов, то увидим нечто общее: гриф с натянутыми вдоль него струнами и деку, к которой крепится гриф. А ведь история возникновения большинства известных нам «струнных» уходит корнями глубоко в прошлое. Даже такой «молодой» инструмент как стик (Stick), появившийся чуть позднее первой в мире бас-гитары Fender Precision, хоть и не имеет деки (подставка крепится непосредственно к грифу), также повторяет конструктивный принцип своих почтенных предшественников.

Ознакомившись с техниками игры на разных музыкальных инструментах, включая клавишные и ударные, можно сделать вывод: их объединяет как минимум один фактор — естественное положение рук.

Пальцы л.р., а для удобства и п.р., обозначаются арабскими цифрами: 0 — большой, 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец.

Оставив за горизонтом внимания безопорные техники игры, заключим, что опорными как для правой, так и для левой рук, являются «нулевые» пальцы. Также договоримся, что первой фалангой** будет считаться фаланга, обладающая ногтем, а третьей — растущая из кисти. В подавляющем большинстве случаев человеческий палец имеет три фаланги.

Опорой для п.р. могут служить: датчики (звукосниматели), гриф, а также сами струны (в случае с техникой переменной опоры). Для л.р. опорой «нулевого» пальца является середина ширины грифа вне зависимости от позиции. То есть «нулевой» палец не должен, как нередко бывает, «выглядывать» со стороны нижней (самой толстой) струны, дабы не затруднять движение всей л.р. вдоль грифа, и не сковывать своим нелогичным местонахождением её остальные пальцы, ведь они же ни в чём не виноваты!

Играя 1м пальцем п.р. на сильную, а 2м — на слабую доли, незадействованные 3й и 4й пальцы могут и должны выполнять очень важную роль — не допускать лишних звуков незадействованных в данный момент струн, т.к. неотъемлемым условием качественного звучания бас-гитары является отсутствие во время исполнения лишних призвуков и шумов, вызванных неправильным глушением неиспользуемых струн или же вообще его полным отсутствием. Если последний фактор присовокупить к выступлению на концертной площадке масштаба даже таких московских клубов, как «Apel'sin», «Табула раса», «Точка» или «Plan B», каждый из участников Вашего музыкального коллектива сможет испытать уникальные ощущения, сравнимые разве что с игрой под аккомпанемент взлетающего поблизости вертолёта.

Утомление, вызванное выполнением упражнения, и боль, возникающая в любой части руки или спины, являются следствиями совершенно разных причин. Возникновение утомления особенно на первых этапах обучения неизбежно и связано с нагрузкой на не столь интенсивно используемые ранее мышцы. Перед занятиями будет полезно сделать ряд разогревающих мышцы и сухожилия упражнений (начинать лучше с мышц предплечий, а завершать — массажем кончиков пальцев): потирание, аккуратное потягивание рук и непосредственно пальцев делают руки менее скованными, снижая вероятность переутомления уже в начале занятия. Большинство из них настолько просты, что позволяют выполнять их даже в условиях общественного транспорта. Однако бас-гитаристам с подозрительной внешностью делать эти упражнения прилюдно я бы всё же не рекомендовал.

Для того, чтобы не подвергать пальцы излишним нагрузкам, имеет смысл использовать кондиционер для струн (например, GHS Fast-Fret или минеральное масло Dunlop 65, а также любое другое средство, предназначенное для ухода за струнами). Помимо снижения трения подушечек пальцев и струн, эти средства увеличивают срок службы струн за счёт удаления с них грязи и создания защитной оболочки. Вообще бережное отношение к инструменту оправдывает себя не только и даже не столько его привлекательным внешним видом (согласитесь, мало кому захочется иметь дело с человеком, инструмент которого несёт на себе «культурный слой» отпечатков пальцев, пыли и других неприглядных артефактов), сколько даёт возможность его владельцу не расставаться с чем-то уже привычным и близким раньше времени, а возможно и никогда. Более того: если учесть, что бас, сделанный из качественных материалов, со временем «разыгрывается», его звук становится глубже и красивее (вряд ли Sting и Geddy Lee (Rush) до сих пор продолжают играть на весьма старых и порядком «потрёпанных временем» моделях бас-гитар по причине того, что не могут позволить приобрести себе более новые и симпатичные), подобный подход обретает ещё больше смысла.

Ученик должен знать буквенно-цифровое обозначение аккордов, их строение, функциональную систему лада, ритмико-гармонические основы аккомпанемента, характерные ритмические приемы в стилях бегин, босса-нова, джаз-вальс, баллада и т.д.
VI. Список рекомендуемой нотной литературы


    1. Ариевич С. Практическое руководство по игре на бас-гитаре. – М., Музыка, 1983

    2. Ариевич С. 24 композиции для бас-гитары – М., Музыка, 1990

    3. Ариевич С. Хрестоматия игры на бас-гитаре – М., 1989

    4. Верейский В. Некоторые принципы исполнения эстрадной музыки на бас-гитаре.– М, : Министерство культуры РСФСР

    5. Марков Е. Пьесы для бас-гитары. – Киев, 1988

    6. Смолин К. Бас-гитара для начинающих. – М.,

    7. Соболев. В. Басовая линия. – «Издательство кифара», 2002

    8. Чак Шер Импровизация на бас-гитаре и контрабасе. – М., 1997



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconРабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (электрогитара)»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение строится по групповому и индивидуальному принципу. Занятия проводятся в звеньях по 5- 6 человек, а также индивидуально,...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая образовательная программа художественно эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Гитара шестиструнная»...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconБас-гитара
Все голоса отличаются чрезвычайно. Принято не эквализировать вокал при записи по
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconПрограмма по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (гитара шестиструнная)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconРабочей программы дисциплины «Философия» по направлению подготовки...
О многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconРеферат Дёмина Юрия «9Б»
Пол Маккартни (полное имя Джеймс Пол Маккартни; р. 18 июня 1942, Ливерпуль; вокал, бас, гитара, клавишные), Джордж Харрисон (р. 25...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconПресс-релиз Благотворительного фонда помощи больным бас (директор...
М и профессиональным потенциалом. Несмотря на значительную инвалидизацию, определенное число больных бас хочет продолжать жить на...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 53. 03. 01 – Музыкальное искусство...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной icon«музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа
Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconСтоимость обучения за месяц и еженедельный учебный план факультет «бас гитара»
Если Вас интересует «студийная» форма обучения по отдельно выбранным предметам, информацию о ценах можно получить по тел. 8 (495)...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (бас-гитара)» дополнительной iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск