Тема: «удивительный мир пчел»





Скачать 176.14 Kb.
НазваниеТема: «удивительный мир пчел»
Дата публикации16.07.2013
Размер176.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАОЧНОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПЧЕЛ»


Скелинчева Анастасия

ученица 10 класса

МОУ СОШ № 2 п. Энем

Тахтамукайского района

Республики Адыгея

Руководитель: Грязнова А. Б.

учитель биологии МОУ СОШ № 2




2007-2008 учебный год

Пословицы и поговорки о пчеле.

Пчела знает, где мед брать.

Пчела далеко за каплей летит.

Одна пчела немного меда натаскает.

У пчелы голова в меду, а она еще меда ищет.

Без матки рой не держится.

Без матки пчелки – пропащие детки.

Люди рады лёту, а пчела – цвету.

Нет пчелы без жальца.

Пчела мала, и та работает.

Работяща, как пчела.

На хорошенький цветочек и пчела летит.

На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого мед берет.

Хорошая пчела не садится на опавшие цветы.

Трава красиво расцветает, чтобы пчелка на нее поглядела.

Не все пчелы мед собирают.

Заплаканное лицо и пчелы жалят.

Пчелы и муравьи артелями живут, у них и работа спора.

Трутни горазды на плутни.

Нет розы без шипов, нет пчелы без жальца.

Не на себя пчела работает.

У хорошего пчеловода рой за роем родится, у плохого – последняя пчелка переводится.

Кто любит мед, заводи пчел.

Пчела хоть и кусает, да мед дает.

Занятый, как пчела.

На барской пасеке пчел не разведешь.

Ешь мед, да берегись жала.

Пища пчелы превращается в мед, а паука – в яд.

Подле пчелки – в меду, а подле жучка – в навозе.

Домик маленький, а жителей счету нет.

Сидят чернички в темной темничке, вяжут вязеночки без иглы, без ниточки.

Стоит изба без угольца, живут люди безумны.

1. На земном шаре обитает более миллиона насекомых. Служат человеку только четыре. Назовите и опишите этих насекомых.

Медоносная пчела, тутовый и дубовый шелкопряды, лаковые червецы и кошениль – немногие примеры полуодомашненных насекомых, разводимых человеком ради доставляемых ими продуктов.

ПЧЕЛА МЕДОНОСНАЯ (Apis mellifera), насекомое отряда перепончатокрылых надсемейства пчелиных. Распространена широко. Одомашнена и разводится ради меда, воска и других продуктов пчеловодства, а также опыления растений. Живет семьями.
ТУТОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД (Bombix mori), бабочка семейства настоящих шелкопрядов. В диком виде не известен; одомашнен в Китае около 3 тысяч лет до н. э. для получения шелка. Разводят во многих странах, главным образом в Восточной, Средней и Южной Азии. Близкий вид — дикий тутовый шелкопряд — обитает в Восточной Азии, в России — в Южном Приморье.

Тутовый шелкопряд полностью одомашнен человеком и в диком состоянии не встречается. Окукливаясь, его гусеница выделяет тонкую шелковую нить, которую она обматывает вокруг себя, формируя кокон. Несмотря на замечательные достижения современной химии синтетических волокон, шелк оказывается непревзойденным еще материалом. Шелк по степени полимеризации и по зависящим от нее механическим качествам нити превосходит лучшие сорта капрона, нейлона и других синтетических волокон. Поэтому для наиболее ответственных, требующих высокой прочности изделий, - для парашютов, для герметических прокладок – натуральный шелк представляется пока лучшим материалом. Другой шелкопряд – китайский дубовый шелкопряд – дает более прочную, но более грубую нить, из которой изготавливается чесуча.

Очень ценный продукт – шеллак дают обитающие на ряде древесных пород на юго-востоке Азии лаковые червецы. Воскоподобные вещества, выделяемые этими червецами, обладают исключительными изоляционными свойствами и находят широкое применение в электротехнике, особенно в радиотехнике.
Другие червецы дают краску: как источник ценной краски кармина известны обитающие на средиземноморском дубе червецы кермесы (Kermes), значение которых было особенно велико в древности, но снизилось, когда стали добывать кармин из живущих в Мексике на кактусе опунции кошенилей (Coccus cacti). Теперь с развитием химии красителей значение этой краски несколько уменьшилось.

Литература:

1. Жизнь животных, Москва, «Просвещение», 1969.

2. Ю. Дмитриев, Соседи по планете, Москва, «Детская литература», 1977.


2. Еще наши предки научились добывать мед и слава о нем достигала Багдада и Египта. Какова история развития пчеловодства? Что вы знаете о бортевых пчелах России?

«Пчеловодство представляет собой благороднейшее занятие для мыслящих людей. Благовидность существования пчел, любопытнейшие в них явления, отличная изящность их произведений, легкость и приятное малоделие при их содержании и управлении и значительный доход, ими доставляемый, без отягощения других, - все это должно привлекать каждого хозяина к пчеловодству и возбуждать желание завести пчел»

Так еще в 1830 году писал основоположник пчеловождения и изобретатель первого разборного улья Петр Иванович Прокопович.

Пчела появилась задолго до человека. Палеонтологические исследования показали, что она существовала в третичном периоде, то есть более пятидесяти миллионов лет тому назад.

Первобытный человек – охотник и собиратель съедобного, рано познакомился с медом – этим чудеснейшим даром природы. Пчела – первое насекомое, от которого человек стал получать пользу. В Древнем Египте уже около шести тысяч лет тому назад была изображена на обелиске Флеми. В памятниках Древнего Египта – на пирамидах, обелисках, храмах и гробницах находили сведения об употреблении меда как продукта питания и применении его как лечебного средства. Пчела была приручена на заре человечества. В Древнем Египте пчеловодство было одной из развитых отраслей сельского хозяйства в долине Нила.

Почитали пчелу и в Древней Индии. По преданиям, главный индийский бог Вишна, который олицетворял небо и давал жизнь вселенной, изображался в виде пчелы, отдыхающей на цветке лотоса.

При заселении славянами Русской равнины им «достался» исключительно ценный природный ресурс – мед диких бортевых пчел. И славяне оценили его по достоинству.

В самых старых юридических документах Русского государства деревья пригодные для «лажения борти», то есть места обитания диких пчел, упоминаются как особо ценные в хозяйственном отношении. «Суд Ярославль Володимирович» или «Правда Руськая» в статье 71 гласит: «Аже кто борть разнаменает, то 12 гривен продажи» (штрафу). Для сравнения – за кражу княжеского коня взимался штраф только в 3 гривны.

И это не случайно. Еще в середине прошлого века одна пчелиная бортевая семья давала около двух пудов меда в год (1 пуд – 16,38 кг). По-видимому, в 10-15 веках продуктивность бортей диких пчел была близка к максимальной. В то время растений-медоносов было гораздо больше. Те громадные площади пашни, которые заняты сейчас посевами сельскохозяйственных культур, не дающих нектара, в те времена были заняты разнотравными степями, заливными и суходольными лугами, да и леса были мало похожи на современные осинники и березняки – пустыни для пчел.

На территории Древней Руси преобладали липовые и липово-дубовые леса – отличные поставщики нектара для пчел. Пчелы собирали в них огромное количество меда. И, опыляя растения, принимали участие в развитии природных сообществ Русской равнины.

Однако сейчас дикие бортевые пчелы практически исчезли из лесных ландшафтов. Их даже и не пытались восстановить в заповедниках. А ведь их роль неоценима – невозможно представить себе, сколько теряют ландшафты в недополучения семян в результате недоопыления растений.

Одна из причин резкого снижения численности диких бортевых пчел – увеличение народонаселения и рост потребности в обучи – в лаптях. А для лаптей годилось только липовое лыко. Поэтому уничтожение липовых лесов шло в России очень быстро. В 1889 году в лапти было обуто в России 25 миллионов крестьян. Один человек за год снашивал 40 пар лаптей, то есть требовалось 500 миллионов пар лаптей в год, для изготовления которых истребляли не менее 1,5 миллиардов липовых деревьев в год. Без липы же пчела в естественных условиях жить не может. И дело не в том, что липа – отличный медонос. Только липа предоставляет диким пчелам дупла-дома, стенки которых не растрескиваются. Пчелы боятся сквозняков и поэтому могут зимовать только в дуплах с целыми стенками. Было у липы и еще одно уязвимое место. Она обычно росла на наиболее плодородных почвах. Их-то крестьянин и облюбовал себе под пашню. Правило было простое: хочешь пашню – истреби липовый лес. И истребляли. Результаты сказались. Пчел становилось все меньше.

А ведь генофонд диких бортевых пчел представляет собой большую ценность. С точки зрения генетики – они единственные хранители всего набора генов европейской лесной пчелы. А ведь именно этот набор генов – результат длительной «работы» природы. При гибридизации же с другими видами пчел редкие гены часто теряются. К сожалению, даже в единственном заповеднике, созданном вроде бы для сохранения бортевых пчел в Башкирии, отношение к ним не на должном уровне. С 1975 года идет устойчивое снижение численности пчелосемей. Были случаи скрещивания пчел с другими видами. За время существования заповедника не было сделано даже попытки расселить пчел по другим заповедникам Русской равнины.

Остатки бортевого пчеловодства какое-то время сохранялись еще в Полесье, но за генетическую чистоту полесских бортевых пчел ручаться не приходятся. Скрещивание между дикими и домашними пчелами в Полесье – обычное явление. Домашние же пчелы в большинстве своем представляют гибриды с кавказскими пчелами.

Остается надеяться, что в Сибири, в частности в Красноярском крае, еще можно обнаружить чистые популяции диких бортевых пчел, которые были переселены туда в 19 веке и вследствие географической изоляции не скрещивались с другими видами.

Литература:

1. П. И. Прокопович, Избранные статьи по пчеловодству, М., Сельхозгиз, 1960.

2. А. А. Яхонтов, Зоология для учителя, Москва, «Просвещение», 1968.

3. П. И. Мариковский, Тайны мира насекомых, г. Алма-Ата, «Кайнар», 1966.

4. М. А. Козлов, Не просто букашки, Санкт-Петербург, «Гидрометеоиздат», 1994.

5. Справочник школьника. Биология, Москва, «АСТ», 1995.

6. А. Рыжиков, Заповедники для пчел, «Наука и жизнь», 1984 г., №4.

3. Дайте характеристику основным породам пчел. Какие породы пчел живут на Кавказе?

На территории Российской Федерации пчела медоносная представлена евросибирским, или номинативным, подвидом Apis mellifera mellifera. В европейской части России этот подвид образуют популяции, которые ученые-пчеловоды относят к среднеевропейской, или среднерусской, расе, которую еще называют темной лесной

Кавказская раса пчел.

Среднерусская раса пчел.

Литература:

1. «Биология в школе», 2007, № 4 (М. Г. Мигранов, В. Н. Сатаров, Башкирская бортевая пчела.)

4. Что такое «Танец пчелы»? По каким законам живет пчелиная семья? Какие обязанности в зависимости от возраста выполняет каждая пчела? Каких пчел называют пчелами-трутовками?

Пчелиная семья - это колония пчелы медоносной, состоящая из рабочих пчел (до 99%), плодной матки и трутней. Отдельные особи пчелиных семей не способны к самостоятельному существованию. Наибольшего размера достигает летом (до 80-100 тыс. пчел), к осени уменьшается, зимуют матка и рабочие пчелы. Сильные пчелиные семьи заготавливают за сезон ок. 150 кг меда.

Вернувшаяся с богатой добычей пчела в заметном возбужденном состоянии вбегает через леток в улей, поднимается вверх по сотам и останавливается здесь в гуще других пчел. У ее рта появляются капельки нектара, отрыгиваемые из зобика. Этот нектар немедленно всасывается хоботками подошедших пчел-помощниц, которые уносят его для укладки в ячейки, пока новая капля нектара передается другим приемщицам. После этого прилетевшая пчела начинает кружиться на сотах, описывая то вправо, то влево небольшие круги. Эти движения и были названы «танцем» пчел. Когда корм близко, пчела совершает маленькие круги, описывая на сотах нечто вроде буквы «О», а фигуры танца дальнего взятка складываются в подобие восьмерки, причем танцовщица время от времени совершает брюшком быстрое виляющее движение. По этой особенности танец был назван «виляющим», в отличие от первого, названного «круговым».

Начало и окончание танца пчела сигнализирует жужжанием. Танец повторяется около 20 раз. В полной темноте улья подруги, конечно, не видят танец разведчицы, но они прикасаются к ней своими усиками и начинают повторять ее движения. Но, конечно, не всякая пчела, прилетевшая с взятком, танцует в улье. Сборщица танцует, когда корма много. Чем обильнее источник взятка, тем дольше, тем усерднее танец, тем больше пчел вызывает он в полет.

Пока все вокруг цветет, большинство пчел неутомимо трудится. Лишь профессиональные лентяи – трутни, вообще ничего не делают, а только совершают легкие прогулки по окрестностям. Собственно, трутни нужны пчелам для оплодотворения матки-царицы. Как только произойдет оплодотворение, трутни немедленно изгоняются, а матка, окруженная своими подданными, начинает откладывать яички. Это целый ритуал. Матка в сопровождении свиты из нескольких рабочих пчел обходит все соты, как бы желая удостовериться, что в ее государстве все в порядке. Ее спутницы суетятся вокруг, беспрерывно вылизывая императрицу и поднося ей самый лучший мед. Наконец, матка останавливается у выбранной ячейки и откладывает яичко, кругленькое, полупрозрачное, около 2 миллиметров в длину. Покончив с этой ячейкой, матка отправляется к следующей, где все повторяется.

Матки живут около 4-5 лет и за это время могут отложить до 50-60 тысяч яиц. Кстати, последние исследования показали, что матка очень сильно воздействует на настроение и состояние пчел. Матка выделяет особые вещества, запах которых пчелы очень хорошо чувствуют. При помощи таких биохимических «сигналов» матка управляет всем ульем. Даже уже мертвая, истертая в порошок, матка воздействует на пчел.

Как только матка отложит яичко, работницы начинают хлопотать вокруг него. Они кладут в ячейку мед, пыльцу и воду и закупоривают ее. Уже через четыре дня из яичка вылупляется личинка, которая немедленно начинает есть. Тут для рабочих пчел начинаются горячие деньки. Они таскают обжоре еду и увеличивают ячейку, поскольку прожорливая личинка стремительно толстеет. Через некоторое время личинка окукливается, закутываясь в легкую паутину. На 21-й день после того, как матка отложила яичко, крышка ячейки приподнимается и оттуда появляется молодая пчела.

Уже через несколько минут, после того как пчела вышла из ячейки и очистила с себя остатки пленки-кожицы, она пробует чистить ячейку, помогает своим более взрослым сестрам сгрызать обрывки крышечки. Она выравнивает и сглаживает края ячейки, обмывает и чистит стенки, дно. Через час-два ячейка, очищенная и вылизанная до блеска, готова принять новое яйцо. Это очень важно: если ячейка не подготовлена, не смазана изнутри, матки не отложит в нее яйца, не зачервит ее. Впрочем, многие молодые пчелы не все и не беспрерывно занимаются подготовкой ячеек. Многие проводят время, скрывшись в пустых ячейках или отсиживаясь в сотах.

На четвертый день после рождения пчела перестает заниматься чисткой. До этого ее кормили старшие сестры, теперь она сама становится воспитательницей и принимается кормить взрослых личинок. Впервые отправляется она в район медовых ячеек и ячеек с пергой, куда раньше не заглядывала. На гладкой поверхности перги в посещенных ею ячейках остаются царапины – следы челюстей. Нагрузившись кормом, пчела спешит на соты с расплодом. Здесь она одну за одной проверяет ячейки и подолгу задерживается в тех из них, в которых дозревают старшие личинки. Когда запас кашицы из меда и перги израсходован, пчела- воспитательница возвращается к ячейкам с кормом, нагружается для нового рейса и снова отправляется кормить взрослых личинок. Этим делом пчела занимается с четвертого по восьмой день жизни, после чего она прекращает уход за старшими личинками и принимается кормить молодых личинок. Как раз в это время, начиная с восьмого и примерно по двенадцатый день, у рабочих пчел особенно хорошо бывают развиты железы, выделяющие кормовое молочко. Таким молочком кормятся и молодые пчелиные и трутневые личинки, а также маточные личинки и червящие матки. Но не следует забегать вперед… Итак, молодая пчела побывала уже и чистильщицей ячеек, и воспитательницей старших, и кормилицей младших личинок. Теперь ей предстоит быть приемщицей корма.

Одни приемщицы принимают нектар от летных пчел-сборщиц, встречая их у летка. Другие перегружают этот нектар в дальние соты и из нижних ячеек в верхние. Третьи заняты тем, что головой утрамбовывают в ячейки доставленную сборщицами пергу. Приемщицей корма пчела бывает примерно с неделю, а затем постепенно начинает заниматься очисткой улья от всякого сора. Пчела-уборщица, вынося сор, отлетает с ним подальше и сбрасывает метров за 10-20 от улья. В этом же возрасте пчелы выполняют еще одну обязанность – не то санитара, не то парикмахера. Такой санитар круглые сутки переходит на сотах от одной пчелы к другой и по очереди чистит и как бы причесывает их гребешками, приглаживает щеточками ножек, перебирая челюстями-жвалами волосок за волоском на голове, на спинке.

С двенадцатого по девятнадцатый день от роду, то есть в том возрасте, когда лучше всего развиты железы, выделяющие воск, пчелы принимают участие в строительстве сотов.

После того как у них созреет жалоносный аппарат, они становятся сторожами и у летка охраняют гнездо. Здесь у летка, заканчивается внутриульный период жизни пчелы, и она становится летной.




Случается, что некоторые рабочие пчелы, откладывают небольшое количество яичек, но из этих яичек всегда появляются только трутни (поэтому таких пчел называют «трутовками»). Известно, что рабочие пчелы не спариваются с трутнями; значит, яйца трутовок развиваются без оплодотворения – партеногенетически.

Литература:

1. Я познаю мир. Насекомые, Москва, АСТ, 1998.

2. Я познаю мир. Поведение животных, Астрель, 2003.

2. А. А. Яхонтов, Зоология для учителя, Москва, «Просвещение», 1968.

3. И. Халифман, А. Стефанов, В мире пчел, Москва, «Детская литература», 1953

4. Тайны живой природы, Москва, «Россмэн», 1998.

5. Универсальная энциклопедия школьника. Биология и анатомия, Минск, «Валев», 1995

5. Как называется продукт переработки нектара растений пчелами? Какие вы знаете продукты пчеловодства? Раскройте понятие монофлорный и полифлорный продукт.

В природе всюду рассеяны крохотные лаборатории по производству ароматного нектара – цветы. Яркими красками и чудесным ароматом они привлекают пчел, и те самоотверженно трудятся, по мельчайшим капелькам собирают его в свои ульи.

Мед – превосходный питательный продукт. Но только ли питательный? Мед – отличнейшее лекарство. Интересно, что в Африке раньше не ели меда, а употребляли для другой цели. В представлении африканцев мед обладал магическим свойством омолаживания, и им лечили преимущественно одряхлевших вождей племен. Для добычи меда на деревья вешали колоды, ожидая, когда они заселятся дикими пчелами. Затем мед смешивали вместе с личинками и воском в шарики, кипятили и приготовленной таким способом мазью покрывали тело. Быть может в связи с этим в настоящее время в Африке кое-где мед продают в скатанных шариках вместе с воском.

С древнейших времен меду приписывалось целительное действие против множества болезней. Даже в таких религиозных книгах, как библии, коране, талмуде, говорится о пользе меда. Древние пифагорийцы предохраняли себя от болезней ежедневным приемом меда. В самом древнем медицинском папирусе, написанном около 3500 лет тому назад, рекомендуется принимать мед как лекарство для успешного заживления ран и облегчения желудка. Многообразный лечебный и укрепляющий здоровье эффект приписывали меду древние индийцы. В Древнем Китае мед издавна употреблялся в качестве составного вещества для многих лекарств и как продукт диетического питания. В Древней Греции мед считался одним из самых ценных даров природы, а в мифах древних греков говорилось, что, якобы, боги были бессмертны лишь потому, что питались особой пищей – амброзией, в состав которой входил мед. В жертву богам поэтому всегда приносились фрукты, политые медом. В «Илиаде» Гомера подробно рассказывается о том, как Аголида готовила для воинов освежающий медовый напиток – кикеон. Греческий ученый Диоскорид, живший около двух тысяч лет тому назад, считал, что мед – хорошее средство против заболеваний кишечника, инфицированных ран и фистул. При кишечных заболеваниях, а также против водяного рака – номы рекомендовал мед и основатель научной медицины древнеримский врач и ученый Гален.

В медицинском трактате первой русской женщины-врачевательницы Евпраксии Зои – дочери великого князя Мстислава Владимировича, написанном в тридцатых годах двенадцатого столетия, меду уделяется также много внимания, а в старинных русских рукописях его рекомендовали для лечения болезней людей всех возрастов и считали особенно полезным для беременных женщин.

Консервирующие свойства меда были хорошо известны в древности. Тело знаменитого полководца Александра Македонского для предохранения от гниения перед отправкой на родину было залито медом. В Мьянме умершего в дождливый сезон сохраняют в меду до наступления сухого сезона, чтобы предать сожжению.

Мед в пищу использовался всеми народами. Его смешивали с молоком, сыром, хлебом, творогом и зернами. Из меда готовили всевозможные напитки, в том числе и хмельные. В Восточной Африки разведенный водой мед добавляли как фермент к пиву и вину. Древнеримские солдаты, возвращаясь домой после победы, по случаю праздника пили мед и вино. Греческие атлеты, прежде чем выступить на арене во время олимпийских игр, обязательно пили мед. Во Франции обрученные в течение целого месяца пили медовуху. Из-за этого обычая и произошло ныне широко распространенное выражение «медовый месяц», смысл которого изменился и уже не имеет никакого отношения к меду.

Но мед, собранный с ядовитых растений, опасен для здоровья. Древние ученые и писатели Аристотель, Плиний и Диоскорид сообщали, что человек, съевший такой мед, впадает в безумие. Древнегреческий ученый и историк Ксенофонт писал, как солдаты, наевшиеся сотового меда в Колхиде, болели несколько дней. Позднейшими исследованиями было доказано, что в этой местности мед с рододендронов вызывает у человека головокружение, опьянение и рвоту.

Литература:

1. Я познаю мир. Насекомые, Москва, АСТ, 1998.

2. А. А. Яхонтов, Зоология для учителя, Москва, «Просвещение», 1968.

3. П. И. Мариковский, Тайны мира насекомых, г. Алма-Ата, «Кайнар», 1966.
6. Всему живому на планете присуще электрическое поле. Какое электрическое поле у пчел? Какая связь существует между электрическими явлениями в атмосфере и поведением пчел?

Электромагнитное поле Земли воздействует на организмы вообще и пчел в частности как электромагнитные помехи, в той или иной мере нарушающие электромагнитную регуляцию физиологических функций, осуществляемую, как ныне установлено, на самых различных частотах – от инфранизких до сверхвысоких.

Опыты с насекомыми в электрическом поле, примерно в три раза большей напряженности, чем естественное, показали, что насекомые предпочитают ориентировать тело под определенным углом к силовым линиям поля, причем каждые 1-3 часа они изменяют положение тела. Кроме этого, наблюдается периодическое повышение и понижение двигательной активности насекомых. В опытах с пчелами, помещенными в поле с напряженностью в 100 раз большей, чем у электрического поля Земли, наблюдалось прекращение двигательной активности – пчелы переставали вылетать из улья.

Немецкие энтомологи Линдауэр и Мартин наблюдали нарушения ориентационного танца пчел под действием магнитного поля такой же напряженности, как и при геомагнитных возмущениях.

Литература:

1. Г. А. Мазохин-Поршняков, Зрение и визуальная ориентация насекомых, Москва, «Знание», 1980.

2. А. С. Пресман, Электромагнитные поля в биосфере, Москва, «Знание», 1971.

7. Дайте классификацию медоносных растений. Какие медоносные растения произрастают в Адыгее?

8. Какой русский царь создал музей пчеловодства и сохранился ли этот музей до наших дней? Что вы знаете об этом историческом факте?

9. По каким причинам происходит нарушение биологической целостности пчелиной семьи? Какие вы знаете методы ее восстановления?

Иногда в улье наступают критические дни. Обычно это случается, когда на свет появляется молодая матка. Рабочие пчелы замуровывают ее в ячейке, а бедная узница «кричит» и просится на волю. Старая матка понимает, что родилась соперница и очень нервничает. В конце концов, пленница вырывается, и улей разлетается на два враждебных лагеря. Одни пчелы собираются вокруг старой царицы, а другие радостно приветствует появление принцессы.

Чаще всего подобное противостояние заканчивается тем, что старая матка уводит верных ей пчел на поиски нового улья, а молодая занимает ее место. Но бывает, что исход дела решается в кровавом поединке двух маток. Победительница занимает трон, и улей беспрепятственно ей подчиняется.

Процесс покидания улья старой матки с часть пчел называется «роением». С наступлением роевой поры пчеловоду приходится быть начеку и внимательно следить за поведением пчел, чтобы не упустить и не потерять роя. Он должен его вовремя заметить и умело снять в подставленную «роевню» (корзина или решето с высокими стенками, продолжающимися в холстину, которую можно завязать, чтобы не выпустить пчел). Роевню с пчелами выдерживают некоторое время в прохладном и темном помещении, а затем рой сажают в заранее приготовленный улей. Если пчеловод не снимет рой, пчелы найдут какое-нибудь дупло и поселятся в нем, возвращаясь в состояние диких пчел.

Роение у пчел может повторяться с выходом каждой новой матки. Однако повторные рои получаются слабые и плохо переносят зиму, а семья отпустившая несколько «пороев», также не дает большого дохода. Поэтому пчеловод вмешивается в жизнь пчелиной семьи (благо это нетрудно сделать при разборных рамочных ульях) и удаляет излишние маточники. Подобным же образом поступают и само пчелы, когда у них прекращается потребность роиться: они прогрызают маточники и убивают дозревающих там маток. Иногда же, напротив, пчеловод применяет искусственное роение пчел, перенося часть рамок с «деткой» и с медом из нескольких сильных ульев в пустой улей и поместив туда же либо маточник, либо уже готовую матку, посаженную на первое время в маленькую клеточку (иначе не освоившиеся с новой маткой пчелы могут ее убить). Таким образом, опытный пчеловод может предупредить естественное роение и избежать того риска и тех хлопот, которые связаны с поимкой вылетевшего роя.

Хуже всего, когда улей вообще остается без матки. Пчелы мечутся по окрестностям в поисках пропавшей царицы. Если она не находится, то рабочие пчелы начинают откладывать яйца, но из них вылупляются только трутни. Но рой очень редко остается без царицы, поскольку в запасе всегда есть ячейки с яичками, из которых в случае чего можно вывести матку.

Литература:

1. Я познаю мир. Насекомые, Москва, АСТ, 1998.

2. А. А. Яхонтов, Зоология для учителя, Москва, «Просвещение», 1968.

10. Пчела, пользуясь повсеместно любовью и уважением, заняла место на наиболее значимых для человека символах – монетах и гербах, став сама символом домовитости и трудолюбия. Какие вы знаете монеты и гербы с изображением пчел? Придумайте и нарисуйте свой герб и монету.


Герб города Тамбова. Герб Тамбову был пожалован 16 августа 1781 года. На лазоревом поле улей и над ним три золотые пчелы, земля зеленая.




Герб Тамбовской области был принят 27 марта 2003 года. Полный вариант герба Тамбовской области представляет собой лазоревый щит, на котором изображен серебряный улей, а над ним три серебряных пчелы. Щит обрамлен лентой ордена Ленина, над щитом золотая земельная корона. Пчелы олицетворяют трудолюбие и бережливость, улей — общий дом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «удивительный мир пчел» iconТематическое планирование № темы Тема Количество часов
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Тема: «удивительный мир пчел» iconРазработка урока математики в 8 классе Тема: «Многообразный и удивительный мир симметрии»
Тема «Симметрия» благодатный материал для демонстрации межпредметных связей, формирования целостной картины мира
Тема: «удивительный мир пчел» iconТема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Тема: «удивительный мир пчел» iconКонспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен,...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Тема: «удивительный мир пчел» iconТема: Удивительный мир растений
Вступительное слово – рассказ учителя, с элементами беседы, о разнообразии растительного мира, значении растений, красоте
Тема: «удивительный мир пчел» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир
Тема: «удивительный мир пчел» iconТема урока Виртуальное путешествие в удивительный внутренний мир молекул
...
Тема: «удивительный мир пчел» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства
Тема: «удивительный мир пчел» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Тема: «удивительный мир пчел» iconТема «Удивительный мир игры»
...
Тема: «удивительный мир пчел» iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
Тема: «удивительный мир пчел» iconИ. Клюкин Удивительный мир звука
Они сопровождаются интереснейшими физическими и иногда физиологическими явлениями
Тема: «удивительный мир пчел» iconScientific and production laboratory
Поливиниловые полоски для борьбы с варроозом пчел. Содержат высокоэффективный акарицид. Установка пластин в гнездо пчел обеспечивает...
Тема: «удивительный мир пчел» iconЦентральное окружное управление образования департамента образования...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Тема: «удивительный мир пчел» iconНаучно-исследовательская работа «экономическая выгода в разведении пчел»
В современном мире стало модно заботиться о своем здоровье и стараться использовать для лечения и профилактики болезней натуральные...
Тема: «удивительный мир пчел» icon«Этот удивительный симметричный мир»
Ооипкро : Забарова Е. А., Иванова В. И., Ильина С. Ю., Полоненко А. В., Солодовникова С. Ф., Тарасова Н. Н., Тимина Н. Н., Ягофарова...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск