Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока





Скачать 151.95 Kb.
НазваниеТема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока
Дата публикации19.09.2013
Размер151.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок


Работу выполнила: Гай Мария Витальевна

Должность, место работы: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 54

Регион: Москва
Технологическая карта урока

Тема урока: « Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа»

Цели и задачи урока: систематизировать знания учащихся, полученных ранее, углубить представления о деепричастиях и деепричастных оборотах, оптимизивароть работу с заданиями в ЕГЭ, связанными с данной темой

В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные и познавательные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:





  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и решению новых задач;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия:


  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (при работе в интерактивной среде);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

Познавательные универсальные учебные действия:


  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;




ЭОР из коллекции «Школьная коллекция»:



1.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7dfe104b-a0b4-478b-901a-dff6b099b55b/?interface=pupil&subject=8

2.Задания на компьютере разработаны учителем самостоятельно.







Этап урока

Содержание и эор

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Введение нового материала

Модули И-типа, П-типа

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации

2

Формулирование вопросов учащимися

Вопросы учеников

Задают вопросы учителю

Отвечает на вопросы учащихся

3

Ответы учащихся на вопросы учителя

Вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Задает вопросы учащимся

4

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

Задания учителя или модули П-типа, или ЭОР, включающие решение простейших задач

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию

Определяет ЭОР практического типа,

предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты))

5

Выполнение заданий учащимися

Задания учителя или модули П-типа

Выполняют задание

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7dfe104b-a0b4-478b-901a-dff6b099b55b/?from=1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34&interface=themcol


6

Формулирование контрольного вопроса или задания

Контрольное задание (модули К-типа, или например, тесты)

Знакомятся с заданием

Определяет ЭОР контрольного типа, предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты)) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/09507ade-1d04-4ce6-9093-6acb8ce4de8e/view/


7

Выполнение учащимися контрольного задания

Контрольное задание (модули К-типа, или тесты)

Выполняют задание

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bac1e437-00b4-48a8-8797-9874cf91730c/view/


8

Формулирование выводов урока

Выводы по уроку

Фиксируют выводы

Формулирует выводы


КОНСПЕКТ УРОКА (I урок)

по русскому языку

11 класс (гуманитарный профиль)

19 ОКТЯБРЯ 2011 ГОД
ТЕМА: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами» (2 часа)

Цель:

  • систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий, деепричастных оборотов;

  • углубить сведения об обособленных обстоятельствах

  1. Лексико-орфографическая работа

  1. Замените определения синонимами.

Работа проводится в устной форме. Материал может быть выведен на доску с помощью проектора.

Красная цена, дремучий лес, трескучий мороз, дремучий человек, длинный язык, брать голыми руками, воздушные замки, конченый человек, идти по свежим следам, лакомый кусочек, с чужого плеча, золотое дно, неровен час

Задание: Объясните написание н, нн в словосочетаниях конченый человек-конченное дело.

(Прилагательное конченый используется только в устойчивой словосочетании конченый человек, в остальных случаях – причастие с нн).

  1. Словарный диктант.

Работа может быть выполнена одним (двумя) учениками на доске или самостоятельно в тетради с последующей проверкой.

Торфяное болото, единовременное пособие, ветреный день, рискованный поступок, названый брат, буланый конь, названный Иваном, барханные пески, крупяные изделия, муссонные дожди, единые нормы, навигационное дело, именованный, смешанные леса



  1. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

  1. Расставьте знаки препинания. Определите роль глаголов и е деепричастий в предложении. Работа может быть выполнена одним (двумя) учениками на доске.

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял Коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотистым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился. Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и показалось, что, если открывать дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда.

М. Горький

Учащиеся при ответе могут отметить, что при описании действия автор использует не только глаголы, но и деепричастия, которые обозначают добавочные действия. Это создаёт экспрессивность, усиливает динамику эпизода. Внимание учащихся должно быть акцентировано на то, что при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов допускается много ошибок. Одна из них – главное и добавочное действия совершают разные действующие лица.


  1. Исправьте ошибки:

  • Закончив институт, ее пригласили на работу несколько театров

  • Слушая музыку, возникают необыкновенные ощущения

  • Отец, не оборачиваясь, кивнул головой

  • Мальчуган, придерживаясь за спинки стульев, направился к ней и приветливо улыбнулся.



  1. Возможна ли замена придаточных предложений деепричастными оборотами?

Примеры могут быть выведены на доску с помощью проектора.

  • Когда я вошел, он читал книгу

  • Когда я вернулся домой, мама накормила меня ужином

  • Когда я проходил мимо дома, раздался крик

  • Когда мы читали книги о путешествиях, у нас замирали сердца.

В данных примерах замена невозможна, так как действия совершают разные лица.

  1. Как грамматически правильно закончить предложения?

  • Выехав из города…

  • Успешно сдав экзамены…

  • Вернувшись домой…

  • Допивая чай…

  • Просматривая газету…



  1. Систематизация изученного. На доску выводится таблица.



Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями




Обособляются

Не обособляются

1.Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу.

От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.

3.Деепричастия в зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (обычно они стоят после глагола, к которому относятся: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.):

Будем работать засучив рукава (дружно, упорно.

Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

2.Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола): Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

4.Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно стоят после глагола: Яков шел не торопясь. (медленно)

 

5.Деепричастия в зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом:

Старик сидел опустив голову.

 

6.Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия:

Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

 

7.Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения: Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену.

 

8.Оборот со словами исходя из (в значении на основании), смотря по (в значении “в соответствии с чем-либо”): Будем действовать смотря по обстоятельствам.

 

9.Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и: Можно уйти и не дожидаясь ответа.


Дополнительные примеры (запись на доске)

  • Мой друг учился шутя

  • Мы встретились спустя год

Замените синонимами слова шутя, спустя

Задайте вопрос к этим словам (учился как? – шутя – вопрос наречия; к слову спустя вопрос задать нельзя – это служебное слово, производный предлог.

Учителем делается вывод о том, что слова шутя, спустя – «бывшие» деепричастия, они утратили глагольное значение, имеют значение наречия предлога

.

  1. Углубление изученного материала. Теоретический материал сопровождается показом примеров, выведенных на доску

  1. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза (союзного слова), отделяется от него запятой:


Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода


  • При обособлении одиночного деепричастия или деепричастного борота после противительного союза а следует проверить, можно ли изъять деепричастную конструкцию без разрушения структуры предложения:

Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал (М.Горький).


  1. Обособление или необособление одиночного деепричастия сожжет зависеть: от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому; от лексического значения глагола-сказуемого; от наличия значения уточнения

  2. Деепричастные обороты не обособляются: если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения; если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и



  1. Закрепление материала

Спишите. Объясните знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты. Материал выводится на доску. Самостоятельная работа в тетрадях с последующей проверкой.

1)Проехавши две версты(,) встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две(,) и три(,) и четыре версты(,) кажется(,) сделали, а каменного дома в два этажа все не было видно (Н.В.Гоголь).

2) Манилова проговорила(,) несколько даже картавя, что он очень обрадовал их своим приездом и что муж ее, не проходило дня, чтобы не вспоминал о нем (Н.В.Гоголь.).

3) Сначала(,) принявши косое направление(,) хлестал он в одну сторону кузова кибитки, потом в другую, потом(,) изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым(,) барабанил прямо в верх кузова (Н.В.Гоголь.).

Далее предлагается войти в систему и выполнить тест по сноске: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/09507ade-1d04-4ce6-9093-6acb8ce4de8e/view/

Если работа с ИКТ не возможна предлагается альтернативный вариант.

Выполните тест.

Материал выдается в письменном виде.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ



Задание 1. В каком предложении не ставится запятая?

1. Петляя тропа спускалась вниз.

2. Поговорив они разошлись.

3. Туман редея ползет вверх.

4. Скрепя сердце он пошел на мировую.

5. Шум удаляясь затихал.
Задание 2. В каком предложении есть обособленное обстоятельство?

1. Она говорила не волнуясь.

2. Он шел прихрамывая.

3. Сергей не отдыхая побежал на станцию.

4. Его рассказы всегда слушали раскрыв рот.

5. Ленивый работает спустя рукава.
Задание 3. В каком предложении запятая не ставится?

1. Войдя в дом он быстро согрелся.

2. Тропа петляя между камней спускалась вниз.

3. Петляя между камней тропа спускалась вниз.

4. Горел костер бросая в темноту блики света.

5. Шли быстро и не заводя разговоров.
Задание 5. Укажите предложения, в которых запятая не ставится.

1. Льды растаяв становятся синью в реке.

2. Листья падая шепчутся прощаясь с летом.

3. Никогда не берись за последующее не усвоив предыдущего.

4. Немного погодя пошел дождь.

5. Собака вскочив присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась лаем.

6. Парень бежал сломя голову.

7. Поколение за поколением воспитывались на сказках Андерсена радуясь негодуя и сочувствуя его героям.

8. Ужинали не спеша и почти молча.

9. Отдышавшись немного олень поднялся на ноги и шатаясь пошел в сторону, но увидел ручей и не обращая на нас внимания стал жадно пить воду.

10. Все слушали его рассказ затаив дыхание.

11. Утопая в снегу пробираясь с трудом сквозь подлесок брела олениха.

12. Вредно читать лежа.

13. Туман уже совершенно поднялся и принимая форму облаков постепенно исчезал в синеве неба.

14. Нельзя к делу относиться спустя рукава.

15. Он говорил вяло и нехотя.

16. Журавли спят обычно стоя.

17. Первые желтые листья плавно крутясь слетают на дорогу.

18. Всю жизнь он работал не покладая рук.

19. Где-то далеко поет улетая колокольчик проезжей тройки.

20. Листва берез висит не шелохнувшись.

21. Ребенок кричал не переводя духа.

22. Журавли разойдясь в разные стороны шагали с гордым видом подняв длинноклювые головы.

23. Чех хотел что-то сказать, но заметив троих подошедших замолчал.

24. Искрясь и сверкая с деревьев осыпался иней.

25. Проходив до самого вечера и ничего не найдя я пошел по берегу реки.

26. Мальчики шли полем громко переговариваясь, но войдя в лес притихли.

27. В лесу перебивая друг друга заливались соловьи.

28. Князь сделав распоряжение об отъезде ушел в свою комнату.

29. Лодка не меняя курса медленно приближалась к кораблю.

30. Я положив в костер дрова выпил чаю и тоже лег.

31. Дорога шла полем огибая березовую рощу.

32. Лейтенант обнаружив отсутствие револьвера вызвал денщика.

33. Высоко проносятся прозрачные тучи роняя остатки снега.

34. Лиловые тучи ползли на запад задевая вершины гор.

35. Поднявшись на гору мы увидели изумительную панораму.


Ответ





ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

(КЛЮЧИ)





Задание 1. В каком предложении не ставится запятая?

1. Петляя тропа спускалась вниз.

2. Поговорив они разошлись.

3. Туман редея ползет вверх.

4. Скрепя сердце он пошел на мировую.

5. Шум удаляясь затихал.
Задание 2. В каком предложении есть обособленное обстоятельство?

1. Она говорила не волнуясь.

2. Он шел прихрамывая.

3. Сергей не отдыхая побежал на станцию.

4. Его рассказы всегда слушали раскрыв рот.

5. Ленивый работает спустя рукава.
Задание 3. В каком предложении запятая не ставится?

1. Войдя в дом он быстро согрелся.

2. Тропа петляя между камней спускалась вниз.

3. Петляя между камней тропа спускалась вниз.

4. Горел костер бросая в темноту блики света.

5. Шли быстро и не заводя разговоров.
Задание 5. Укажите предложения, в которых запятая не ставится.

1. Льды растаяв становятся синью в реке.

2. Листья падая шепчутся прощаясь с летом.

3. Никогда не берись за последующее не усвоив предыдущего.

4. Немного погодя пошел дождь.

5. Собака вскочив присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась лаем.

6. Парень бежал сломя голову.

7. Поколение за поколением воспитывались на сказках Андерсена радуясь негодуя и сочувствуя его героям.

8. Ужинали не спеша и почти молча.

9. Отдышавшись немного олень поднялся на ноги и шатаясь пошел в сторону, но увидел ручей и не обращая на нас внимания стал жадно пить воду.

10. Все слушали его рассказ затаив дыхание.

11. Утопая в снегу пробираясь с трудом сквозь подлесок брела олениха.

12. Вредно читать лежа.

13. Туман уже совершенно поднялся и принимая форму облаков постепенно исчезал в синеве неба.

14. Нельзя к делу относиться спустя рукава.

15. Он говорил вяло и нехотя.

16. Журавли спят обычно стоя.

17. Первые желтые листья плавно крутясь слетают на дорогу.

18. Всю жизнь он работал не покладая рук.

19. Где-то далеко поет улетая колокольчик проезжей тройки.

20. Листва берез висит не шелохнувшись.

21. Ребенок кричал не переводя духа.

22. Журавли разойдясь в разные стороны шагали с гордым видом подняв длинноклювые головы.

23. Чех хотел что-то сказать, но заметив троих подошедших замолчал.

24. Искрясь и сверкая с деревьев осыпался иней.

25. Проходив до самого вечера и ничего не найдя я пошел по берегу реки.

26. Мальчики шли полем громко переговариваясь, но войдя в лес притихли.

27. В лесу перебивая друг друга заливались соловьи.

28. Князь сделав распоряжение об отъезде ушел в свою комнату.

29. Лодка не меняя курса медленно приближалась к кораблю.

30. Я положив в костер дрова выпил чаю и тоже лег.

31. Дорога шла полем огибая березовую рощу.

32. Лейтенант обнаружив отсутствие револьвера вызвал денщика.

33. Высоко проносятся прозрачные тучи роняя остатки снега.

34. Лиловые тучи ползли на запад задевая вершины гор.

35. Поднявшись на гору мы увидели изумительную панораму.




Ключ




4

3
5


4

6

8

10

12

14

15

16

18

20

21



Домашнее задание: & 78, упражнение 425

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока icon«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»
Цель урока: систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрока по русскому языку в 8 классе Тема урока: Обстоятельства, выраженные...
Цель: Расширить представления учеников об обстоятельстве, его видах; повторить понятие о деепричастном обороте и дать понятие об...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconТема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрок геометрии в 7 классе. Учитель: Клименко И. И. Тема урока: «Первый...
Цели урока: доказать первый признак равенства треугольников; научиться решать задачи на первый признак равенства треугольников. (Слайд...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconКонспект урока Цели урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика»
Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрока Тема урока Цели на урок
Развернутое тематическое планирование теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрок русского языка в 5 классе Тема : «Синтаксис и пунктуация»
Слайд № Учитель называет тему урока. Звучит куплет песни «Чему учат в школе?» Вопрос: «Поможет ли нам прозвучавший музыкальный фрагмент...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconКонспект урока правописание -тся и -ться в глаголах. Фио (полностью):...
Тема и номер урока в теме: Правописание -тся и -ться в глаголах. Первый урок в теме
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Глагол. Правописание -ться и -тся в глаголах. Первый урок в теме
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрок. Тема урока Форма урока
Место и роль урока в теме. Внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconКонкурсный урок в 8 классе Тема учебного занятия
Оформление: тема урока, эпиграф к уроку, цели и задачи урока, ёлочные гирлянды (с последовательным и смешанным соединением лампочек),...
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрок по физической культуре- 5 класс Тема урока : Освоение техники...
Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, первый урок, всего по теме-2 часа» Цели и задачи урока iconУрока: комбинированный урок. Цели урока
Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск