«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»





Скачать 60.89 Kb.
Название«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»
Дата публикации22.06.2014
Размер60.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».
Цель урока: систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; отработка умения правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств.
1.Оргмомент.

2.Учитель: «Открыли тетради, записали число – семнадцатое марта, классная работа, словарный диктант».

(на доске написаны нормы оценок:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более трех ошибок –«2».

Словарный диктант.
Не умолкая ни на минуту, не чувствуя усталости, недомогая со вчерашнего дня, не зажигая свет, не узнавши о подробностях, страшно негодуя, не сделавши ничего плохого, ненавидя лицемерие, не ответив никому, не побывав в Крыму, недоумевая от досады, не страшась невзгод, не доезжая до станции, не обращая ни на кого внимания.
(Проверка диктанта на экране -2 лист презентации).

- Поставьте оценки. (У кого пятерки задать дополнительные вопросы и поставить оценку за урок в дневник).
-На какое правило был составлен словарный диктант?

(Правописание частицы не с деепричастиями).
- Расскажите правило, как пишется частица не с деепричастиями.

(Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Некоторые деепричастия без не употребляются, поэтому пишутся с не слитно: недоумевая, ненавидя и др.)
- Дайте характеристику деепричастию как части речи.

( Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении является обстоятельством.
- Что такое деепричастный оборот?

(Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами).

- Как на письме обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

(На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если находится внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения).
На экране высвечивается лист 3 презентации.
Прочитайте предложения со знаками препинания. Объясните их расстановку.
И темный лес склоняясь дремлет под звуки песни соловья.

Внимая песням с берегами ласкаясь шепчется река.

(С.Есенин)

Смеясь и шутя мы побежали к реке.

Задачу я решил шутя.

(Учащиеся устно объясняют постановку знаков препинания. Задайте вопросы от глагола к деепричастию).
4 лист презентации.
1.Возвращаясь домой, шел дождь.

2.Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

3.Саня гладил песика по спине, виляя хвостом.

4.Войдя в лес, солнце село.
Чем вас не устраивают эти предложения?

- Деепричастие подчиняется сказуемому и соотносится с подлежащим. Если нарушается грамматическая связь, происходит нарушение логической связи событий и действующих лиц. Получается абсурд.

Устно перестройте эти предложения, исправьте ошибки в употреблении деепричастий.

(1.Когда я возвращался домой, на улице шел дождь.

2.Когда я подъезжал к станции и глядел в окно на природу, у меня слетела шляпа.

3. Саня гладил песика по спине, а тот вилял хвостом.

4.Солнце село, когда я вошел в лес.)
Презентация, лист 5.

Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

1.Делать что-либо спустя рукава. (работать плохо).

2.Еле волоча ноги. (идти еле-еле).

3.Сидеть сложа руки. (ничего не делать).

4.Жить припеваючи. (хорошо жить).

5.Работать не покладая рук. (постоянно работать).

6.Бежать не чувствуя под собой ног. (быстро бежать).

- Слова какой части речи входят во фразеологические обороты?

(деепричастия, существительные, частицы, предлоги, местоимения).

- Обособляется ли на письме фразеологический оборот?

( Не обособляется, так как это устойчивое выражение, нечленимое сочетание).

- Составьте и запишите в тетради предложения с двумя любыми перечисленными на доске фразеологическими оборотами.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим сложные случаи обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. Перед вами на партах лежат таблицы «Обособление обстоятельств», рассмотрите их внимательнее и скажите, что нового вы узнали из этих таблиц, что мы еще не проходили.
1.Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза, обособляется.

Разбираем устно.

2. Одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия.
Презентация, лист 6.
Два предложения разобрать устно, два письменно.
1.Гром грохотал не переставая. (постоянно).

2.Она рассказывала волнуясь. (взволнованно)

3.Дмитрий слушал его нахмурясь. (хмуро)

4. Молодой человек бросился на помощь не раздумывая. (быстро)
Не обособляются одиночные деепричастия, обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?, обычно бывают несовершенного вида).
Презентация, лист 7.
Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а не обособляются.



Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1. Павел приезжал все реже а приезжая не задерживался.

2. Реки шумно текут в горах а выйдя на равнину умолкают.

3. Он не соглашался с нами а настояв на своем убедился в совершенной ошибке.

Презентация, лист 8
Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а.
Примечание.

Однако при противопоставлении сказуемых

запятая ставится и после союза а:
Он не просто шел, а, боясь опоздать, почти

бежал по дороге в институт.
Презентация, лист 9.
Если два деепричастных оборота (или деепричастный оборот и одиночное деепричастие) соединены союзом И, запятая не ставится, если они относятся к одному члену предложения, являются однородными членами предложения.
1.Внезапно притормаживая и меняя направление, Игорь шел на ворота.

2.Подхватив мяч в глубине и разгоняясь, он наносил сильный удар.

-Обратите внимание, у вас на партах на листах имеется задание.

Прочтите задание.

(Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их расстановку.

Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.)
1.Он шел не торопясь.

2.Поезд прошел мимо не останавливаясь.

3.До двух часов занятия должны были идти не прерываясь.

4. Мальчики шли полем громко переговариваясь но войдя в лес притихли.

5. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

6. Двое людей мечтали покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя.

7. Раз шесть подходил он к мамаше под благословление а уходя просил тетю помолиться за него.

8. Степан не ел а подперевши кулаком свою красивую белокурую голову смотрел на закопченный потолок и о чем-то усердно мыслил.

9.Хохот веселость бьет фонтаном а глядя на дам начинаю смеяться и я.


Упражнение 335.(стр.148)

Название «Поединок»

В чистом синем небе кружились две птицы: степной орел и журавль.

Орел пытался напасть на журавля, стремясь взлететь выше его, а журавль, вовремя отлетая в сторону, тоже набирал высоту.

Вот орел, нацелившись, сделал стремительный бросок вниз. Журавль, увернувшись, оказался высоко над орлом. Хищник, набрав высоту, повторил свой маневр, но снова не достиг успеха. Наконец ослабевший журавль ринулся на землю, подогнув крылья.

Почувствовав твердую опору, он встал на свои длинные ноги и приготовился к встрече с врагом.

Орел, сложив крылья камнем, кинулся на журавля, а тот, вытянув шею и распустив крылья, с громким курлыканьем бросился на врага. Вид журавля был таким угрожающим, что орел сел в стороне, а потом побежал прочь и, взмыв в воздух, скрылся за склоном горы.
Упражнение 336.(стр.149) Сравнение отрывков из поэмы Лермонтова «Мцыри».
Деепричастия придают речи особую живость, наглядность, а глаголы придают тексту больший динамизм.

При описании грузинки Лермонтов использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, потому что деепричастные обороты означают дополнительные действия, главная же задача автора при описании грузинки – показать не действия, а легкость, изящество, красоту героини; остановиться на деталях.

В сцене схватки с барсом автор предпочитает глаголы. Сцена схватки с барсом очень напряженная, поэтому здесь много глаголов действия, которые передают динамику происходящего.
Домашнее задание 338.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconТема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconУрока по русскому языку в 8 классе Тема урока: Обстоятельства, выраженные...
Цель: Расширить представления учеников об обстоятельстве, его видах; повторить понятие о деепричастном обороте и дать понятие об...
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconУрок на тему «Правописание не с деепричастиями»
Цель урока: организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями...
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте,...
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconУрок: Правописание не с деепричастиями
Закрепить теоретические и практические знания по правописанию не с глаголами и деепричастиями
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconПлан-конспект урока по теме «не с деепричастиями»
Цель урока: познакомить учащихся с правилами написания не с деепричастиями и сопоставить его с изученными правилами слитного и раздельного...
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconОбстоятельство. Способы его выражения основные виды обстоятельств
Цель: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;...
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconУрок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных...
Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconТема: Правописание Не с деепричастиями. Цели
Методы: контроля и самоконтроля, эвристическая беседа, исследования: анализ, синтез, выводы, сопоставление, практической работы
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconУрок: Правописание не с деепричастиями
Цор «Орфография: правописание не с разными частями речи», упражнение №3 из 50 (03. сml)
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconПриложение Оценочный лист по теме Авторская песня. Игорь Тальков
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconТема: «Обособление определений как средство создания художественной выразительности»

«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconУчебник под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина 2006г. Программа
Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами. Пунктуация в предложениях с союзом как
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconПлан-конспект урока
Цель урока: закрепить навык выделения запятыми причастного оборота, уметь конструировать предложение с причастными оборотами
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами» iconДоклад о состоянии водопроводно-канализационного хозяйства г. Брянска,...
Город Брянск имеет два источника водоснабжения – подземный водоисточник (121 шт.) и поверхностный – река Десна. Эксплуатация подземных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск