Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи





Скачать 99.74 Kb.
НазваниеУрок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи
Дата публикации02.10.2014
Размер99.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок словесности с применением ИКТ в 8 классе
Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи.
Технология: разноуровневое обучение

  • Предмет – русский язык и литература

  • Класс - 8 класс

  • Учитель – Горелышева С.А.

  • Тип урока: повторительно-обобщающий; интегрированный

  • Форма урока: - урок-путешествие с использованием ИКТ

  • Оборудование: иллюстрации на тему «Море», аудиозапись «Звуки моря», опорные карты, флэш-карта с презентацией открытого урока («Шторм», «Утро», «Штиль на море», «После бури»).

  • Методы: частично-поисковый, исследовательский, иллюстрированный, синергетический, личностно ориентированный, творческий, алгоритмический

  • Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, фрагмент комплексного анализа текста (сравнительный анализ отрывков из текста), самостоятельная работа, творческая работа (редактирование, конструирование, речеведческая деятельность), микроисследование стилистических возможностей языковых средств, синтаксическая минутка, словарная работа

  • Цели

  • Образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания по данной теме, связать их с предметом «Живопись», «Музыка», повторить правила, связанные с причастными и деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления речи.

  • Развивающая: развивать умение находить в тексте, редактировать и конструировать причастные и деепричастные обороты, умение предупреждать речевые ошибки в лексической сочетаемости слов; развивать навык комплексного анализа текста. Развивать навыки коллективной работы уч-ся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, языковое чутьё, чувство красоты языка.

  • Воспитательная: воспитывать культуру устного ответа, любовь к родному языку и интерес к предмету. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение.


Вступительное слово учителя.

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы повторяем одну из самых сложных тем в программе 8 класса («Обособленные члены предложения и их роль в речи») в нестандартной ситуации: привлекаем возможности компьютерных технологий в сочетании с предметами духовного и эстетического циклов («Литература», «Живопись», «Музыка»), которые помогают развивать ассоциативное мышление, чувство красоты языка.

Поскольку урок-путешествие предполагает движение корабля по волнам знаний, мы сымитируем парусники (ими будут схемы-карты, в которых вы будете работать на протяжении всего урока) и эффект волны - уровни усвоения материала...
Основная цель урока – повторить, обобщить и закрепить знания по теме, развивать умение конструировать, редактировать тексты, предупреждая речевые ошибки, а также развивать навык лингвистического анализа текста и создания собственной интерпретации.
* Начнём мы наше путешествие с погружения в атмосферу ассоциаций.

- Море... Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Какие красочные и яркие эпитеты вы можете подобрать к нему, рассматривая репродукции картин. Ваше восприятие увиденного (несколько слов в картах...). Действительно море – это всегда тайна, загадка, что-то безграничное и непостижимое.

Послушайте, какую необычную картину представил в своём воображении М.Горький, когда писал «Песнь о Соколе».

На фоне музыки учитель или ученик читает наизусть отрывок из «Песни о Соколе» М. Горького:

  • Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.


* О чём же могут шептать волны на море? Наверное, предмет разговора бывает разный, в зависимости от того, какая погода на море. Но для нас, читателей, неизменно одно: чтобы создать яркий художественный образ, требуется определённая лексика. Какие части речи помогут рассказчику передать атмосферу увиденного, услышанного? (прил., прич., нареч., ПО, ДО, вставные конструкции).

- Попробуем на уровне эмоционально-ценностного опыта ощутить «себя на море» и передать словами, желательно с использованием причастия и деепричастия, своё восприятие, истолкование увиденного и услышанного...
Перед вами репродукции картин (открываются слайды)

И.К.Айвазовского, известного русского художника. Окончив Академию художеств в Петербурге, он стал маринистом-художником, изображающим морские пейзажи. Художник стремился запечатлеть изменчивые состояния природы по исключительной памяти, ничего не выдумывая. Айвазовский был поистине певцом моря.

Итак, первый вариант присутствия – «Шторм» (музыка)

Смотрим, слушаем музыку, размышляем....


суровое, бурное
Выводим ключевые слова:
Вторая речевая ситуация. Пофантазируем, что же может произойти после бури на море? Как оно изменит свой облик, настроение, характер?

«После бури» (музыка)


жестокое, безжалостное, неуправляемая стихия
Ключевые выражения, эпитеты:

Третий вариант присутствия. «Штиль на море»

Посмотрим на палубы маленького парусника, на открывшиеся перед нами просторы... Что мы чувствуем? Какие картины мелькают в нашем воображении? Какие ощущения посещают нас? (музыка)
Четвёртая ситуация – самая волнительная, загадочная. «Раннее утро» (музыка)

Конец, финальный аккорд в словесной картине…

Удивительная картина у нас получилась – образ

величественного, могущественного,

таинственного и непостижимого моря.
-Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте выразительно прочитаем, как описывает море М.Горький (текст из плана-карты) (Слайд № 3)
Перед нами необозримо расстилалось море, залитое лучами солнца. Волны, маленькие, игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виделась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.
-Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
Перед ними необозримо расстилалось море, волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.
Вопросы

  • Какой из данных текстов богаче?

  • В каком тексте море представляется ярче, во всём своём могуществе и красоте? (в первом)

  • Что «потерял» второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)

  • За счёт чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)

-Найдите причастные и деепричастные обороты, которые выделены запятыми. Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные). Вспомним, опираясь на схемы (Слайды), что такое обособление? Какие члены предложения называют обособленными? Условия обособления ПО? ДО? Как графически на письме выделяются ПО? ДО?

Слово учителя. Наше морское путешествие продолжается, вы уже сказали, что определение, выраженные причастным оборотом, подчеркивается волнистой линией, ассоциативно напоминает нам морскую волну. Корень слова море дал жизнь множеству других слов с морской тематикой. Назовите однокоренные слова к слову «море» (мореплаватель, морепродукт, моряк, маринист и даже имя - Марина, которое имеет значение «морская»). Одна из самых известных Марин - это поэтесса серебряного века - Цветаева. Она очень любила море, написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени, например, стихотворение «Кто создан из камня». (Выразительное чтение учителем или учеником стихотворения, которое размещено у учащихся в планах - картах) (Слайд №6)
Слово учителя. Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Один из учащихся работает у доски, остальные в планах - картах. Разбирают предложение по членам предложения, дают характеристику предложению как простому. Схему разбора предложения можно найти на стр. 258 учебника 8 класса по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Далее сопоставляют свою характеристику с характеристикой на слайде.
Слово учителя. Какой знак препинания в этом предложении поставлен не по правилам? (Тире) Тире - любимейший знак поэтессы. Обратите внимание, что это тире в стихотворении не единственное. Какую функцию может выполнять этот знак препинания в стихотворении? (эффект набегающих волн) Словно мы останавливаемся в предвкушении чего-то неизвестного, чужого, волнительного. Чем чувства переполняют нас.

(Слайд №7) Обратите также внимание на стилистический прием в первой строке и выполните тестовое задание №1 в плане-карте. ( Стилистический прием - параллелизм). Найдите примеры использования параллелизма в этом стихотворении. (Мне дело - измена, мне имя - Марина; Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети). Какова роль данного приема в этом стихотворении? (эффект набегающей волны). Смена чувства перехватывает дыхание, но вдруг открывается второе дыхание, силы будто возвращаются...

* Цветаева себя ассоциирует с морской волной. Докажите. Найдите примеры олицетворения. Какие слова могут раскрыть черты характера самой поэтессы? («серебрюсь и сверкаю», «своеволье», «кудри беспутные» и т.д.)

* Выполните тестовое задание № 2 к стихотворению. (КУДРИ БЕСПУТНЫЕ - эпитет).

* Подберите синоним к слову «беспутный (легкомысленный)

* Выполните задание № 3 к стихотворению. Запишите словообразовательную цепочку слова «беспутный».

Волна - нечто легкое, непокорное, неподдающееся логике. Таков был и характер самой поэтессы. Ее стихи удивительно музыкальны, поэтому многие были положены на музыку. Данное стихотворение не стало исключением. Прослушайте вторую музыкальную интерпретацию этого поэтического текста в исполнении Киры Малыгиной (Прослушивается 1 куплет) Поделитесь своими впечатлениями. ( В песне, исполненной Кирой Малыгиной, море легкое, игривое). Минута отдыха

* Как вы думаете, исполнение понравилось бы самой Марине Цветаевой и почему? (учащиеся высказывают свои предположения). Чем удивителен художественный мир Цветаевой? Какой она видит жизнь, себя в этой жизни?
Слово учителя. Марина Цветаева любила отдыхать в Крыму в местечке Коктебель у своего друга, поэта Максимилиана Волошина. Он любил море, любил Коктебель (Слайд № 8) и посвятил немало стихотворений морю. Отрывок из стихотворения «Равнина вод колышется широко...» передает нам восприятие моря поэтом. Выразительно прочитайте стихотворение. Наверное, не все слова вам понятны, давайте разберемся со значением некоторых слов. Выполните задание №1 к данному стихотворению. (Слайд №9) Разберём текст сначала с точки зрения языка.

Образ моря: расплавленный луг, луч – колос, мыс наступил на море <метафорическое сравнение>

Кайма - отличающаяся по цвету полоса на краю ткани.

Скажите, в прямом или переносном значении употреблено данное слово в стихотворении? (Это метафора.)

Мыс - часть суши, выдающаяся острым углом в море.

Зыбь - легкая рябь на воде

Пажить - пастбище, на котором пасется скот. В стихотворении море - это огромный луг, а луч - это колос.

(Слайды 10-11)

* В стихотворении пропущены буквы, вставьте их самостоятельно и графически объясните орфограммы (когда учащиеся заканчивают работу с орфограммами, предлагается проверить написание у соседа, обменявшись планами - картами, потом проверить написанное на слайде)

* В стихотворении пропущены запятые. Выполните задание № 2. Учащиеся расставляют в своих планах - картах знаки препинания, один из учеников работает у доски. После учащиеся объясняют, в каких случаях и почему они выделяют причастные и деепричастные обороты.

<карточки сдаём> мышка (цифра); мышка (проверка) * Объясним, что выделено. Найдите обособленные члены предложения, каким схемам они соответствуют? От каких слов зависят? Как подчеркиваются? Какое значение имеют? Какую дополнительную информацию несут? ПО и ДО помогают более ярко передать чувства, помогают передать характер описываемого предмета, помогают создать зримую картину.

(Слайд № 12) Выполните задание №3 . Посчитайте, сколько словосочетаний со связью согласование во втором четверостишии. (Обращается внимание учащихся на то, что зависимыми словами в словосочетаниях со связью слов согласование выступают прилагательные и причастия, которые обрисовывают, описывают предмет, делают картинку более красочной, яркой, выразительной.) Какая картина моря вырисовывается?

* Есть ли в стихотворении примеры слов высокого стиля? Выпишите их в свои опорные схемы (высоко, ступив, златое, око и т.д.). Почему Максимилиан Волошин в свое стихотворение вводит слова высокого стиля? (показать величие моря, широту, великолепие, могущество, независимость)

(Слайд № 13)

Мы увидели, что поэт рисует словами, создает с помощью выразительных средств, интонаций, синтаксических конструкций, высокой лексики образ величественного моря (Море - это расплавленный луг, луч - колос, а мыс наступил на море), а художник рисует красками. Может ли репродукция картины Айвазовского «Море. Коктебель» проиллюстрировать это стихотворение? Какие схожие мотивы вы можете найти? Традиции каких поэтов 19 века прослеживаются в творчестве Волошина?

Слово учителя. (Слайд № 15) Море бывает разное: игривое, спокойное, романтичное, величественное и бушующее, своенравное, угрожающее, как на картине И. Айвазовского «Девятый вал». Прочитайте текст об этой картине, размещенный в планах - картах. Попробуйте осложнить данный текст причастными и деепричастными оборотами, вписав их на месте пропусков. Все ли причастные обороты в тексте будут обособленными? (Учащиеся работают самостоятельно; далее зачитываются 2-3 варианта полученных текстов.) /ещё бушующей ночи), неумолимо кипящий/ и людей, судорожно цепляющихся за обломок мачты/ Зритель, разглядывающий картину,/ терпел, / измученный битвой со стихией, / гибели, / хватаясь из последних сил за жизнь, моряки.

• Что изменилось в вашем тексте, когда вы его осложнили?

• Какую новую информацию вы узнали из текста, когда осложнили его?

• Какую роль сыграли обособленные причастные и деепричастные обороты в тексте? (добавочная информация) История о смертельной схватке человека со стихией.
Заключительное слово учителя.

Объяснение домашнего задания. (Слайд № 16). Наше морское путешествие подходит к концу, дальше вам предстоит плыть самим. Вашим домашним заданием будет продолжение истории, изображённой на картине И.Айвазовского «Девятый вал». На обратной стороне плана-карты запишите свою историю, состоящую из 10-12 предложений, осложнённых причастными и деепричастными оборотами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУроке» Учитель: Федосеева С. К. Тема: «Обособление второстепенных членов предложения»
«Составление компетентностно – ориентированных заданий и их использование в уроке»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconДомашнее задание для 7а класса Предмет
«Зимний лес»с использованием причастных, деепричастных оборотов, наречий (подчеркнуть). Объём- не менее 150 слов
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconТема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс. Урок...
Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи, выделения...
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconКонспект урока обособление деепричастий и деепричастных оборотов...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Балашова Саратовской области»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconТема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения
Познавательная: дать представление об обособлении как способе придания второстепенному члену предложения относительную самостоятельность,...
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconКонспект урока русского языка для 8 класса по теме «Обособление деепричастий...
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconТематическое планирование в 3 классе №
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок по русскому языку 3-ий класс «Школа России» на тему «Определение...
Тема: «Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок обобщение (посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок русского языка в 8 классе. Тема: Обстоятельства, выраженные...
Т и ставить запятые; закрепление умения различать синтаксические конструкции с союзом как; показать роль сравнительных оборотов в...
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок для учащихся 7 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается...
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам: причастие; причастный оборот; действительные и страдательные причастия,...
Урок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи iconУрок- соревнование (обобщающий урок) Обучающая
Обучающая цель: Обобщить знания учащихся по данной теме; закрепить знания о причастных и деепричастных оборотах


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск