Скачать 51.36 Kb.
|
Тема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс. Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ №12 г.Ноябрьска ЯНАО Цели урока:
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска. Ход урока: 1. Словарная работа. Выборочный диктант. Правописание словарных слов, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация». Дан список слов с пропущенными буквами. Задание: выписать слова по определенной теме, вставить пропущенные буквы. Темы: 1) Спорт. 2) Синтаксис и пунктуация (терминология). 3) Слова с удвоенными согласными. 4) Фантастика и космос. Слова: Синт..ксис, пункт..ация, инт..нация, пр..дложение, слов..соч..тание, пункт..грам..а, ф..нтастика, фант..стический, к..р..еспондент, рас..казать, д..скус..ия, тер..итория, тер..аса, к..питан, бас..ейн, тон..ель, тр..буна, ст..дион, фу..бол, ма..ч, трен..р, трен..ровать, косм..с, к..смический, косм..на..т. Самопроверка. 1 группа. Спорт: бассейн, трибуна, стадион, футбол, матч, капитан, тренер, тренировать. 2 группа. Синтаксис и пунктуация (терминология): синтаксис, пунктуация, интонация, предложение, словосочетание, пунктограмма. 3 группа. Слова с удвоенными согласными: корреспондент, рассказать, дискуссия, территория, терраса, тоннель, пунктограмма. 4 группа. Тема «Фантастика и космос»: фантастика, фантастический, космос, космический, космонавт. 2. Повторение. Повторим теорию. Укажите, какое из утверждений является ошибочным: Презентация 1. 1.Синтаксис и пунктуация: А) В синтаксисе изучаются слова, словосочетания, предложения, текст. Б) Пунктуация – раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки. В) Существует 10 знаков препинания. 2.Синтаксис и пунктуация: А) Главной единицей пунктуации является предложение. Б) Знаки препинания могут быть одиночными и парными. В) Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее понять текст и выразительно прочитать его. 3. Предложение: А) Предложение содержит высказывание о чем-либо, о ком-либо. Б) В каждом предложении есть грамматическая основа. В) Грамматическая основа всегда состоит из подлежащего и сказуемого. 4.Предложение: А) Целью высказывания может быть сообщение, вопрос и побуждение (совет, приказ, просьба). Б) По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. В) По эмоциональной окраске предложения бывают невосклицательные и восклицательные. 5.Главные члены предложения: А) Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу. Б) Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? В) Сказуемое всегда выражается глаголом. 6.Второстепенные члены предложения: А) Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Б) Дополнение отвечает на вопросы какой? чей? В) Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? как? и др. 7.Простое и сложное предложение: А) Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложным. Б) Простые предложения в составе сложносочиненных являются равноправными. В) Простые предложения в составе сложноподчиненных связаны интонацией и союзами И,А,НО,ИЛИ… 8. Диалог: А) Диалог – это разговор двух (нескольких лиц). Б) На письме реплики лиц даются в кавычках с новой строки. В) Перед каждой репликой ставится тире. Проверьте себя: 1-А, 2-А, 3-В, 4-Б, 5-В, 6-Б, 7-В, 8-Б. 3. Повторение. Путешествие по карте «Синтаксис и пунктуация». Знаки препинания готовятся к встрече Нового года. Презентация 2. А) Мы с вами в домике, где живут словосочетания. Выпишите словосочетания из предложения. Составьте схемы словосочетаний. Из глубины веков пришли к нам многочисленные праздники. Б) Замок Текста. 1) В Древнем Риме первым месяцем года считался март. 2) От него и шел отсчет месяцев, многие из которых носили порядковые номера. 3) В 46 году до нашей эры произошла календарная реформа, и Новый год перенесли на 1 января. 4) Некоторые месяцы со временем переименовали. 5) Например пятый стал июлем в честь Юлия Цезаря. 6) А что ты знаешь о празднике? 7) Ребята Новый Год наступает. Задание:
В) Зайдем в дом Предложения .Выполните тест.1) Укажите номер простого, нераспространенного предложения. (7) 2) Укажите номер сложносочиненного предложения.(3) 3) Укажите номер вопросительного предложения. (6) 4) Укажите номер сложноподчиненного предложения. (2) 5) Укажите номер предложения, в котором есть вводное слово. (5) 6) Нужно ли в 5 предложении поставить запятую после слова «например» ? ( да) 7) Укажите номер предложения, в котором есть обращение. (7) 8) Нужен ли знак препинания (запятая) в 7 предложении? ( да) 4. Повторение. Укажите главные члены предложения. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И наконец совсем исчез. (календарь) Когда перед вами задача - найти Главные члены предложения, Прежде всего отыщи глагол, Глагол в любом наклонении. Когда обнаружишь этот глагол Между другими словами, То подчеркни его поскорее Сразу двумя чертами. Потом от него мы вопросы кто? что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок На эти вопросы поймаем. Тут мы его одною чертой Вмиг подчеркнем без сомнения, И полюбуйся - перед тобой Главные члены предложения. 5. Повторение. Укажите главные и второстепенные члены предложения во 2 предложении. 1) Первый снег был щедрым очень, Только сил не рассчитал. 2) В город к нам пришел он ночью, А к утру уснул, устал. Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и какой? - ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. На вопросы: где? когда? Как? откуда? и куда? Обстоятельства всегда Дадут ответ вам, да-да-да. Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их без промедления, Тут же отыщутся дополнения. 6. Расставьте знаки препинания. Укажите однородные члены предложения. Даже ветер не решился Здесь нарушить тишину Пригляделся покружился И умчался в вышину. Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно: Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. 7. Синтаксический разбор предложения (4). Мороз на улице, и вьюга в окна бьет. 8. Итоги урока. Сегодня вы вместе со знаками препинания готовились к Новому году. Выразите своё отношение. Сформулируйте ответ в форме предложения с прямой речью по схеме: А: «П!». До новых встреч в Новогодней стране русского языка! |
Памятка, творческие задания, презентация Цели: 1 повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2 проверить готовность к контрольной... | Урок по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель урока повторить и обобщить знания раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить пунктуационные правила в простом и сложном предложениях;... | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 класс», В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Синтаксис и пунктуация». Урок «Словосочетание, строение словосочетаний» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка по теме «Повторение и систематизация изученного по разделу «Синтаксис и пунктуация» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении, 9 урок | Урок по теме «Дополнение» Закрепить и углубить знания, полученные учащимися в разделе «Синтаксис и пунктуация» | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема урока: «Повторение изученного... Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования... | Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактические задания и упражнения | ||
Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» Магергут Клавдия Валерьевна, г. Сургут, моу сош №1 с углублённым изучением отдельных предметов | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным... Ли «В стране невыученных уроков». В нем заядлый лентяй и двоечник попадает в сказочную страну, где живут все его ошибки. Там плотоядная... | Урок русского языка в 5 классе Тема : «Синтаксис и пунктуация» Слайд № Учитель называет тему урока. Звучит куплет песни «Чему учат в школе?» Вопрос: «Поможет ли нам прозвучавший музыкальный фрагмент... | ||
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л.... | Календарно-тематическое планирование. 5 Класс учитель : Ларина Т. В Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса |