Скачать 87.23 Kb.
|
Урок – путешествие в страну «Синтаксис и Пунктуация». Тема: Простые и сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Цели:
- ум еть различать простые и сложные предложения; различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления; - развивать умение ставить знаки препинания в сложных и простых предложениях;
- воспитывать познавательный интерес к русскому языку, уважение друг к другу. Задачи: уметь различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложных предложениях; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения. Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 класс», В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 5 класс», А.Ю. Купалова. Карточки – задания, тестовые задания, таблицы. Ход урока. Грамматика повелевает даже царям. Ж. Мольер
Уд…вительный эпиграф, пор…зит…льная дек…рация, д…коративные растения, выр…зительная инт…нация, сложн…с…чиненные и сложноп…дчиненные пр…дложения, бесс…юзная связь. - Каким способом подчинительной связи связаны слова в данных словосочетаниях? - Какие способы подчинительной связи вы еще знаете? Приведите примеры.
а) Синтаксический разбор предложений из домашнего упр. б) Беседа с классом. - какие предложения называются сложными? - какие виды сложных предложений вы знаете? - какие предложения называются сложносочиненными? - какие предложения называются сложноподчиненными? - какие предложения называются бессоюзными? - какого вида сложных предложений нет в домашнем упражнении? - а сочинительные союзы есть? Назовите их. - что соединяют сочинительные союзы в данных предложениях? - а для чего еще используются сочинительные и подчинительные союзы?
Путешествие в словесные джунгли страны «Синтаксис и Пунктуация».
I вариант: Глубь, листаешь, наша, история, ты, листаешь. II вариант: Она, чудесная, свои, открывает, и, страницы. Задания: - составить предложения из этих слов; - объяснить орфограммы; - найдите грамматическую основу; - прочитайте свои предложения. I вариант: Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории. II вариант: И она открывает свои чудесные страницы.
Предложение. Сколько грамматических основ? одна две и более (простое) (сложное) Средством связи сложных предложений является интонация союз части предложения на письме и, а, но, чтобы, что, разделяются запятой. потому что. Физминутка. Спал цветок И вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.
Выборочный диктант. Задание: - выписать сложные предложения; - расставить знаки препинания; - объяснить пропущенные орфограммы. Текст на экране. Прошло жаркое лето. Наступила ос…нь. Ст…яли ясные дни птицы г…товились (к) отлёту. (С) утра был туман но (к) завтр…ку п …года разгулялась. Прибл…жался к…нец сент…бря а х…л…да ещё (не) наступали. Нач…лся ливень и мы поб…жали к ст…рожке. Гр…за окончилась к вечеру. - проверка работы.
Графический диктант. Мы взяли с собой резиновую лодку и на рассвете выехали на рыбалку. Мы знали что Петька принёс откуда – то двух карасей. В лучах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над прорвой в чистом предутреннем небе. Я посмотрел туда, куда смотрели все. Когда с луга тянул ветер пёс беспокойно ходил от плетня к плетню. Задание: не записывая предложений, начертите их схемы. Знаки препинания не проставлены. Проверка работы. Вывод: - чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных предложений? - какие бывают схемы сложноподчиненных предложений? - место придаточного предложения в сложноподчиненных предложений изменно или нет? 6. Шаг № 5 «Охотники за простыми и сложными предложениями». Задание: выполнить синтаксический разбор предложений. а) Когда пришла долгожданная зима белым ковром порылась земля. б) За дело общее, быть может, я паду. К утру, безусловно, мороз крепчал. в) Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. г) Небо над берёзовой рощей порозовело, но солнце еще не показывается. 7. Шаг № 6. «Следопыты в словесных джунглях». Творческая работа Задание: составить предложение, выполнив ряд действий.
- указать морфологические признаки глагола румянит. II группа. Карточки - задания для Толкова А., Чиндяева С., Журавлёва А., Кабаргина С. III группа. Работа по учебнику. Упр. № 334. 8. Итог урока. Возвращение к эпиграфу. Шаг № 7. «Выход из джунглей» Тест. I вариант.
а) Капли звонко плакали и отражались в лучах солнца. б) Надвигались тёмные тучи и дул сильный ветер. в) Мальчик оделся и побежал на улицу.
а) Я увидел, что ярко светит солнце. б) Солнце светит и блестит роса. в) Мы посмотрели вперёд и увидели обрыв. II вариант.
а) Веет теплом и слабо алеет закат. б) Тонкий туман лёг на речку и уснул. в) Всё видит и слышит рысь в саду.
а) Испугался зайчонок и притаился под кустом. б) Когда туман рассеялся, увидел заросший пруд. в) Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю. - Взаимопроверка Помните, ребята! Кто сам умеет знания добыть, тому легче будет жить. - Понравился ли урок? - С каким настроением вы уходите от меня? Покажите мне смайлики, включив ваши телефоны. - Назовите опознавательные признаки СП. 9. Чтобы упрочить ваши знания, Даю вам домашнее задание. Д/з: повторить опоры; словарные слова. Творческое задание: Сочинение «Зимний лес», используя сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными словами, однородными членами. Карточка № 1 Первый уровень.
Сложносочинённые предложения это такие предложения, в которых… . По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на … группы: …
Уже рассвело и небо над берёзовой рощей порозовело но солнце не показывалось. Карточка № 2
Рванул ветер и в воздухе закрутилась пыль. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной.
Корень учения горек за(то) плоды его сладки. Я любил также читать. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. Карточка № 3. Напишите сочинение - миниатюру «Осень в городе». (Используйте сложносочинённые предложения). Карточка № 4 Третий уровень. Превратите сложносочинённое предложение в простое с однородными членами и наоборот.
Карточка № 5 По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нём сложносочинённые предложения с разными союзами: В старом саду было тихо и грустно… |
Урок по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель урока повторить и обобщить знания раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить пунктуационные правила в простом и сложном предложениях;... | Урок. Русский язык Тема: Простые и сложные предложения Цель: Ознакомить учащихся с простыми и сложными предложениями, учить распознавать их | ||
Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: простые и сложные предложения. Грамматическая характеристика простого предложения | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Календарно-тематическое планирование. 7 Класс Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический... | ||
Памятка, творческие задания, презентация Цели: 1 повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2 проверить готовность к контрольной... | Тема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс. Урок... Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи, выделения... | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема : «Синтаксис и пунктуация» Слайд № Учитель называет тему урока. Звучит куплет песни «Чему учат в школе?» Вопрос: «Поможет ли нам прозвучавший музыкальный фрагмент... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Синтаксис и пунктуация». Урок «Словосочетание, строение словосочетаний» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении, 9 урок | Литература «Снежная королева» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Двусоставное предложение. Второстепенные члены предложения | Урок по теме «Дополнение» Закрепить и углубить знания, полученные учащимися в разделе «Синтаксис и пунктуация» |