Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения





НазваниеТема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения
Дата публикации14.08.2014
Размер76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Учитель русского языка и литературы Кравченко Елена Геннадьевна

Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Цели:

  1. Познавательная: дать представление об обособлении как способе придания второстепенному члену предложения относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании;

  2. Развивающая: учить характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; формировать умения: интонационно выделять обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, правильно ставить знаки препинания;

  3. Воспитательная: воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Домашнее задание к уроку: повторить понятия причастие, деепричастие, причастный и деепричастный обороты, орфографическую тему «НЕ с причастиями и деепричастиями».

Цели этапа

Методы, приёмы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие умений и навыков

Ц1 Создание эмоционального и интеллектуального настроя на совместную учебную работу учащихся и учителя.

Ц 2: «Уплотнение » имеющихся знаний,

создание основы для дальнейшего продуктивного освоения материала.

Ц 3: Создание ситуации преодоления, осознанного участия в процессе познавательной деятельности.
Ц 4: Поддержка активности, интереса, усилий учащихся, их самостоятельности,

координация деятельности учащихся.

Отработка основных понятий и навыков анализа обособленных конструкций.

Ц 5: Осмысление результатов работы, оценка соучастия учеников, определение домашнего задания.

  1. Начало урока, «Разминка»:

Психотренинговое упражение для эмоционального настроя на урок «Отверженный».

Прием «Слово - магнит»:

* Составьте поле слов и ассоциаций понятия «обособление»


  1. Контрольно-подготовительный этап урока:

  1. Орфографическая работа

Не прекращающийся в течение дня дождь, среди никем не нарушаемой тишины, рассеявший тучи, встревоженный пренеприятным известием, непродуманное решение, неразгаданные тайны, не склеив конверты, стены не выкрашены, не приехавший на встречу с друзьями, не заметивший неприятеля, не терпящий боли, хорошо размешанный раствор.

  1. Прием «Лови ошибку»:

Упражнение 240 по заданию

Индивидуально на доске:

*Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.

*Разберите по составу причастия и деепричастия

*Объясните лексическое значение выделенных слов.

*Синтаксический разбор 1 и 4 предложений.


  1. Создание ситуации «вызова»:

Прием «Цель и цели»:

Сообщение цели и задач урока учителем

Определение собственных целей учащимися

4.Этап сотворчества

1.Сообщение нового материала, создание «кластера» по теме (используется п 32, «Русский язык в таблицах и схемах»).

См. приложение к уроку.

2. Работа над интонационными особенностями обособленных членов предложения

упражнение 241 1 часть – устно,

2 часть – письменно.

3. Устное задание на отработку понятия «добавочное

значение»

* Распространите согласованные определения,

выраженные причастием и прилагательным, в

предложениях:

1) Было больно смотреть на ослепительно сверкавший

снег.

2) Розовощекие малыши легко скользили по льду.

*Из двух предложений сделайте одно с обособленным

членом.

1) На вершине гор лежали густые облака. Они не

позволяли различать верхние их очертания.

2) Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они

заставили нас искать убежище.

3) Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром

весенних цветов.

4. Дифференцированное закрепление материала:

1 группа – упражнение 244

2 группа – упражнение 242 и 243 (по 3 примера)

3 группа – упражнение 239 или свои примеры

Проверка выполнения заданий:

1 группа - 244 – с учителем,

2 группа – 1 учащийся представляет работу,

выполненную на компьютере, через большой экран.

3 группа - чтение своих примеров или из художественной

литературы.

5. Рефлексия:

1)Вывод по итогам работы.

  • Прием «Синквейн» (3 группа):

* Сочините пятистишье о новом понятии.

  • Просмотрите работы в тетрадях, кластер и ответьте на вопрос:

- Что выделяют в сообщениях обособленные члены предложения?

- Для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения и почему?

- С какими признаками обособленных членов предложения вы познакомились?

- Достигли ли поставленных целей на уроке?

2) Домашнее задание:

  • упражнение 246 1,2 – 1, 2 группе, 3 – 3 группе.

  • упражнение 245 (устно)

  • повторить тему «Приложение»

3) Оценки за урок


Учащиеся, выполняя психотренинговое упражнение, эмоционально настраиваются на урок и получают заряд от возникнувшего «чувства коллектива».

Учащиеся продумывают слова и ассоциации, т. о. развивают воображение, речь, умение определять сходства и различия понятий.

Развиваются у учащихся навыки анализа и синтеза, логика, мышление.

Закрепляются понятия причастия и деепричастия, причастного и деепричастного оборотов.
Отрабатываются навыки выявления грамматических условий обособления определений, интонационного обособления в данных случаях.
Повторение состава причастий и деепричастий

Работа с лексическим значением слов


Происходит развитие речи учащихся, развитие умения определять собственные цели на уроке.

В процессе создания кластера – опорного сигнала по теме - учащиеся не только знакомятся с новыми понятиями, но и учатся определять такие отношения, как «часть – целое».


Учащиеся сравнивают интонацию предложений с обособленными членами предложения и необособленными.

Закрепляют умение графически обозначать интонацию предложений.
Учащиеся, выполняя упражнения, учатся отличать согласованные определения от несогласованных, распространенные от нераспространенных, создавать из двух предложений одно - с обособленными членами.

Учащиеся на основе знакомства с теоретическим материалом закрепляют практически знания и умения по теме:

1) находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными и деепричастными оборотами

2) интонационно правильно произносить их

3) характеризовать смысловые признаки обособленных определений.


Учащиеся третьей группы развивают творческие навыки.

Учащиеся учатся осмысливать результаты своей работы, оценивать работу сверстников, готовятся к подготовке домашнего задания.





  1. По пыльной дороге, /ведущей к садам/, тянулись скрипучие арбы, /наполненные черным виноградом/. (Пов., невоск., простое., двусост., распростр, ослож. обособл. определ – прич. оборотами)

4. \Щурясь от ветра\, я гляжу в эту тёмную даль. (Пов., невоскл., простое, двусост., распростр., ослож. обособл. обстоятельством- деепричастным оборотом)

«КЛАСТЕР» (видеоряд – идеи, сгруппированные в определённые блоки и расположенные вокруг ключевого слова)


придания особой

значимости

в высказывании

1.Интонацией

в речи


2. Запятыми

на письме




придания относительной смысловой

самостоятельности






Выделение
С целью: Способами:


по смысловой роли в предложении приближается к сказуемому

по смысловой роли приближается к придаточному предложению

обособленные

обстоятельства

со значением добавочного сообщения

обособленные

определения и приложения

обособление

уточняющих

членов

предложения

Второстепенных членов предложения



Обособление



  1. Проанализируйте предложения:

Свежий ветер подгонял лодку

рыбака.

Дующий ветер подгонял лодку.

Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.

  1. Распространите согласованные определения, выраженные причастием и прилагательным:

Было больно смотреть на

ослепительно сверкавший снег.

Розовощёкие малыши легко скользили по льду.



  1. Из двух предложений сделать одно с обособленным

членом:
На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.

Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.

Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов.

  1. Измените порядок слов в предложении так, чтобы интонационно выделить определение по смыслу:

Очищенная от снега и посыпанная песком дорожка вела вниз с террасы на террасу.

Что изменилось?

- пятистишье, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме.

По форме – последовательная лесенка

из пяти строк:

в каждой строке происходит убавление/добавление одного слова.

В каждой строке – слова одной части речи: 5 существительных, 4 прилагательных, 3 глагола, фраза – кульминация; эмоциональное отношение.
Например:

Предмет:

Такой разнообразный,

Определит, опишет, даст им имя…

О, существительное, ты – основа нашей

речи!

Ты – суть…

(Анна Е., 8 класс).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconУрок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных...
Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconУроке» Учитель: Федосеева С. К. Тема: «Обособление второстепенных членов предложения»
«Составление компетентностно – ориентированных заданий и их использование в уроке»
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconТема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс. Урок...
Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи, выделения...
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconЗаписана на доске. Прочитаем. Чем будем заниматься на уроке? Будем...
Тема по русскому языку: «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения»
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconУрок по русскому языку 3-ий класс «Школа России» на тему «Определение...
Тема: «Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены»
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование у учащихся представления о второстепенных членах предложения
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconТема: Обосoбление уточняющих членов предложения
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения icon«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»
Цель урока: систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;...
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconУрок 2 вторник 04. 12. 12 Тема: Условные предложения (повторение)
Задание Прочитай предложения и определи тип условного предложения. Запиши ответы в тетрадь
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Цель урока: повторить изученный материал о постановке знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения, обращениях,...
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Тема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск