Скачать 105.27 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 87» Разработка урока математики в 8 классе Тема: «Многообразный и удивительный мир симметрии» Цыгер Ольга Викторовна, учитель математики Северск 2011 Пояснительная записка. Урок обобщения и систематизации знаний в 8 классе. Тема: «Многообразный и удивительный мир симметрии» Тема «Симметрия» - благодатный материал для демонстрации межпредметных связей, формирования целостной картины мира. Цель урока: Расширить, обобщить и углубить знания учащихся по теме. Рассмотреть проявление симметрии в природе, различных областях науки, архитектуре и искусстве. Задачи: 1)образовательные: расширить знания учащихся по теме и показать необходимость этих знаний в жизни, проведение исследовательской работы по изучению явлений симметрии в природе, архитектуре и технике, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации. 2) развивающие: способствовать развитию умения концентрировать внимание, совершенствованию логического мышления, развитию аргументированной математической речи, способствовать повышению познавательной активности и интереса к предмету; 3) воспитательные: воспитание активности, привитие учащимся навыков самостоятельной работы, навыков самооценки. Оборудование: компьютер, операционная система Microsoft Windows XP, программы Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, интерактивная доска, раздаточный материал: лист самоконтроля, лист с дополнительной информацией. Структура урока.
Информационные источники:
http://compozition.iatp/by/webstr6/htm http://rybafish.umclidet.com/tip-iglokozhie.htm http://club.foto.ru/gallery/photos/505927 http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/102/210.htm http://graphics.distant.ru/nachgeom/05.html http://www.chem.msu.su/rus/journals/chemlife/1997/simmetr.html
Ход урока: Слайд 1 Многообразный и удивительный мир симметрии. Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок геометрии. Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы обратили внимание на то, как связаны знания, полученные на уроках геометрии с окружающим миром. Мы рассмотрим проявление симметрии в природе, различных областях науки, архитектуре и искусстве. Познакомимся, с еще не знакомыми вам, видами симметрии. Я предлагаю вам сегодня самим оценить свою работу на уроке. Для этого, у каждого из вас на столе лежит «лист самоконтроля». В конце урока этот лист необходимо будет сдать. Постарайтесь быть объективными. В верхней строке этого листа подпишите свою фамилию и имя. Слайд 2 «Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни симметрия?» Лев Николаевич Толстой Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Многие великие ученые, художники, писатели и философы размышляли на эту тему. Слайд 3 Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, порядок и красоту. Актуализация опорных знаний. Учитель: Вспомним основные виды симметрии, с которыми вы уже знакомы (назовите и запишите их в таблицу). Будьте внимательны, так как далее будет небольшой тест. Слайд 4 ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ Две точки А и А1 называют симметричными относительно прямой а если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе. Вопросы:
Слайд 5 Примеры фигур, обладающих осью симметрии
Учитель: На листках самоконтроля, выполните первую часть практического задания. Определите точки, симметричные данным и запишите ответ. Слайд 6 ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. Две точки А и А1 называются симметричными относительно точки О, если О-середина отрезка АА1. Точка О считается симметричной самой себе. Вопросы:
Слайд 7 Примеры фигур, обладающих центральной симметрией Вопросы:
Учитель: На листках самоконтроля, выполните вторую часть практического задания. Слайд 8 Ответы на практическое задание 1 Слайд 9 Задание 2 (устно) Буквы разбиты на группы следующим образом: 1 группа – А, Д, Л, М, П, Т, Ф, Ш; 2 группа - В, Е, З, К, С, Э, Ю; 3 группа – Ж, И, О, Х, Н; 4 группа – Б, Г, Р, У, Ц, Ч, Ь, Ы, Я. Требуется определить принцип, по которому произведена эта разбивка. Слайды 10 – 14 Тест (с самопроверкой и оцениванием) Тест (для самопроверки). Условные обозначения: «да» +, «нет» - __
Ключ: + - - + - + + - + - Шкала оценивания:
Учитель: Мы вспомнили изученные виды симметрии, а теперь давайте подумаем где - же в окружающем мире мы встречаемся с симметрией? (Диалог). Заполнение схемы ( кластер на интерактивной доске) Указание учащимся: Всю схему на листках самоконтроля постарайтесь заполнить к концу урока, для этого достаточно просто быть внимательным. Слайд 15 Слайд 16 Как вы думаете, какие виды симметрии используются в архитектуре? Симметрию относительно плоскости называют зеркальной. Учитель: Мы с вами живем рядом с прекрасным городом, удивительным по своей красоте и архитектуре. Я предлагаю вам, рассмотреть иллюстрации в книге «Деревянное зодчество города Томска». - Какие виды симметрии использовали мастера в своем творчестве?
Слайд 17 ПЕРЕНОСНАЯ СИММЕТРИЯ или параллельный перенос – это еще один вид симметрии, который вы подробнее будете изучать в 9 классе. Практическое заданиеКак из полоски бумаги получить идеальный повторяющийся узор?Сложить «гармошкой» и вырезать фигуру, оставляя участки на линиях сгиба не разрезанными. Получится бордюр - кружево. Слайд 18 Переносная симметрия широко используется в оформлении бордюров и орнаментов. Любопытно, что всего существует 7 типов бордюров и 17 типов симметрии орнаментов, и все они были известны еще в древности, а классификация их была дана лишь в 19 веке. Слайд 19 Симметрия является важнейшим свойством природы. Поразительные по красоте примеры симметрии дают снежинки. Кроме присутствия в них осевой и центральной симметрии. Они обладают ещё и поворотной симметрией. При повороте на 60° снежинка совпадает сама с собой. Слайд 20 Морская звезда - пример поворотной симметрии 5 –го порядка (или пятилучевая симметрия, вид радиальной симметрии). Примечательно, что этот вид симметрии невозможно встретить в кристаллах неживой природы. Симметрию 5 –го порядка называют симметрией жизни.Как вы думаете, действительно ли в природе все точно симметрично?Оказывается, что живая природа не терпит точных симметрий. Слайд 21 -25 (просматривание, дополнение схемы и таблицы1) Слайд 26 Пользуясь тем, что красота часто понятна интуитивно, люди искусства порой не хотят говорить о законах красоты, считая, что наука и искусство не совместимы. Но за нашим неосознанным восприятием красоты и гармонии скрывается математика. Анализ произведений искусства показывает, что везде проявляется закон симметрии, независимо от того, знали о нем авторы или нет. Слайд 27 Примером зеркальной симметрии в литературе можно рассмотреть следующие фразы палиндромы. Палиндром (греч.) – перевертыш. (Palindromeo - бегу назад). А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА ЛЁША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА ИСКАТЬ ТАКСИ В поисках совершенной красоты стиха палиндромами увлекались многие поэты. Некоторые композиторы, например И.-С. Бах, писали мелодии, которые звучали одинаково при чтении их слева направо и справа налево, то есть музыкальные палиндромы. Учитель: Понятие симметрии в музыке очень обширное. Все виды симметрии в ней присутствуют. Сейчас вы услышите музыкальный фрагмент, попробуйте определить в нем вид симметрии. Практическое задание. Попробуйте на синтезаторе представить музыкальный фрагмент, обладающий симметричностью. Слайд 28 Симметрия – это то, посредством чего человек попытался постичь и создать порядок и красоту. Симметрия встречается в искусстве, архитектуре в различных областях науки. Ее можно заметить и в музыке и поэзии. В каждой области это серьезная тема для исследований и изучений. Путь познания законов гармонии и красоты долог и труден, а мы находимся только в его начале. Продолжите список тем для исследования (каждая тема - дополнительный 1 балл). Учитель: Наш урок заканчивается, возвратимся к таблице 1.
Слайд 29 Задание (устно) Исключи лишнее: А) Б) зеркальная, билатеральная, центральная, двухсторонняя. Дополнительные задания Слайд 30; 31 1. Разгадайте ребусы. Задание 4: Заполните свободные части рисунков числами и фигурами, учитывая вид симметрии (осевая или центральная) и формулы для вычислений. Слайд 32 Подведение итогов Закончите предложения:
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
(комфортно, напряженно, уверенно, спокойно, непринужденно и т.д.) Учитывая степень усердия и старания, а так же активности на уроке, поставьте от 1 до 3 баллов баллов Суммируй все баллы и запиши результат: АристотельМатематика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного. ( по щелчку, после подсчета результата появляются критерии отметки) Домашнее задание (на 1-2 недели, учащихся объединить в группы ): Подготовьте исследование по теме, приведите примеры явлений осевой и центральной симметрии из тех областей, которые мы не рассмотрели на уроке. В завершении урока учитель собирает листы самоконтроля и раздает листы (приложение 2) с дополнительной и полезной информацией по теме, на котором также представлены различные информационные источники. |
Конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен,... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Конспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Методическая разработка урока математики в 5 классе Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош» | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Урок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Реферат Тема: «Традиционные виды матрешки» Мир матрешки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью деревянной куклы... | ||
Разработка урока по предмету Окружающий мир и обж в первом классе.... Разработка урока по предмету Окружающий мир и обж в первом классе. Автор: Гарипова Гульсина Зулфаровна учитель начальных классов... | Тема урока Виртуальное путешествие в удивительный внутренний мир молекул ... | ||
Тематическое планирование № темы Тема Количество часов «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Урока математики в 5 классе. Тема урока «Углы и многоугольники» Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема урока «Углы и многоугольники» | Конспект открытого занятия «Согласные д-т». Тема. Парные звонкие и глухие согласные Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Анализ урока 16 февраля 2010 год Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной... | Программа элективного курса «удивительный мир математики» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №18 имени героя советского союза эдуарда... |