Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 171.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.04.2014
Размер171.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы



Пахомова Елена Андреевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Островской СОШ

Даниловского района

Волгоградской области

Удивительный мир сказочника (урок по сказке Х.К.Андерсена «Соловей»)

Цели:

- «Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир.

- Активизация мыслительной деятельности учащихся, осознание нравственных проблем, поднимаемых в сказке «Соловей».

- Развитие метапредметного умения создавать текст по заданной теме, жанру.

Оборудование: музыка «Звуки природы», компьютер, проектор, книги Андерсена.

Оформление: «словарик настроений», «модель» рабочего стола сказочника (портрет, свечи, чернильница с пером, зеркало, книги-сказки, сверток чистой бумаги).
Ход урока

1.Орг.момент:

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Я пришла к вам на урок с открытой душой и добрым сердцем. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и увидеть, в том числе в самих себе. Будьте внимательны, и у нас все получится! Насколько вам понравилась наша совместная работа, мы выясним в конце урока совсем необычным способом!

2.Слово учителя:

(Звучит запись песни «Чудеса»)

-Ребята! Как вы думаете, что было бы на свете без волшебников?

(мир изменился бы, не было бы чудес; волшебники дарят людям радость, чудеса; без них жизнь была бы скучной и неинтересной)

- Скажите, сказка-это чудо? А кто сочиняет чудо?

(сказочники, их можно назвать волшебниками, он дарит людям радость, переносит в страну чудес.)

3.Введение в тему.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами ассоциативный ряд. Прочитайте его. (опора для визуалов и кинестетиков)

«Гадкий утенок», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка».

-Кто автор этих произведений?

(Андерсен)

- Итак, сегодня мы вновь встретимся с чудом - со сказкой. Мы перенесемся в удивительный мир Андерсена, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, перечитаем любимые строки, заглянем в творческую лабораторию и попытаемся разобраться в прочитанном. Вы, наверное, поняли, что урок у нас сегодня необычный. Мы с вами побываем в удивительной мастерской в роли помощников великого мастера. Итак, вперед!

- Итак, представьте, ночь, у ворот остановился запоздалый экипаж… Слышите? Шаги на лестнице..Это Андерсен. Вот он входит, зажигает свечи на столе (зажечь), садится у ярко пылающего камина, мысли его уносят далеко-далеко…О чем думает писатель, как вы думаете?

(вспоминает детство, задумывает новую сказку, в голове проносится вся жизнь)

- Наверное, вы правы. А как вы думаете, каким должен быть настоящий сказочник? Такой как Андерсен?

- Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо обратиться к волшебной папочке и найти там опорную речевую схему розового цвета.

Подчеркните и зачитайте нужные слова.

фантазия

Воображение наблюдательность

Жизнерадостность задумчивость

Удивление сказочный мир

Неожиданный таинственный

Заманчивый увлекательный

- Итак, воспоминания детства, события проносятся в голове у Андерсена. Сегодня он вернулся домой поздней ночью, очень устал, но он счастлив, весь вечер наслаждался пением Пенни Линд, которую называли «шведский соловей». Как вы думаете, какую сказку нашептывает муза писателю в эту ночь?

(«Соловей»)

- Молодцы.

–Что изображено на слайде? Чем отличаются иллюстрации?

-Вы мне называете биологические отличия, но мы в литературе понятия «живое-неживое» определяем по душевным качествам героя.

- Таким образом, тема нашей сказочной мастерской «Живое и неживое в сказке Андерсена «Соловей»

- Ребята, а куда бы вы поместили императора из сказки «Соловей»? А я бы поставила императора посередине. А почему, давайте разберемся.

-Что для этого нужно сделать? В помощь вам на доске даны опорные слова.

*знать содержание сказки;

*найти эпизоды для анализа;

*охарактеризовать главного героя

-Какие эпизоды нам необходимы, чтобы раскрыть тему сказочной мастерской «Живое и неживое»?

(эпизоды, в которых раскрывается образ императора: встреча императора с живым соловьем; появление во дворце механического соловья; спасение императора).

4. Работа с текстом – организация работы по группам.

-Итак, у нас три главных эпизода, поэтому для работы нам понадобятся три группы опытных проводников по тексту сказки (расставляет таблички и комментирует: проводники по эпизоду с живым соловьем «Живой соловей», проводники по эпизоду с искусственным соловьем «Механический соловей», и проводники-спасатели «Спасатели». Они поколдуют над «Волшебным лото» - это листочек желтого цвета - и выяснят, каким предстает император в их эпизоде. Затем запишут качества в «Волшебное зеркало», где изображен император. Найденные качества характера императора красиво запишут в белый разлинованный листочек и повесят на доску.

-Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе. Время работы 2 минуты. 9песочные часы). (установка: 1 читает,2 называет качество,3 объясняет)

-«Хранители сказочных тайн» получают свои вопросы, ищут ответы в тексте, но ни в коем случае их не выдают, а письменно записывают в тайной тетрадочке.

А когда начнут отвечать группы, то внимательно слушают и записывают самое главное, что может характеризовать императора.
*Как узнали во дворце о соловье?

*Почему все вдруг стали восхищаться соловьем?

*Случайно ли, что механический соловей сломался?

*Когда император понял, что он был неправ?

*Почему соловей отказался от награды императора?

* «Соловей» - печальная сказка или смешная?
1 группа

Цитаты из текста

Качество характера, которое проявляется в в императоре

Желаю, чтобы она явилась во дворец и пела

предо мной сегодня же вечером! — сказал император. Весь свет

знает, что у меня есть, а я не знаю!


властный


Хочу слышать соловья!


настойчивый


Он должен быть здесь сегодня вечером! Объявляю ему мое

высочайшее благоволение! А если его не будет, весь двор,

как отужинает, будет бит палками по животу!


жестокий


И соловей запел так дивно, что у императора слезы набежали

на глаза, и тогда еще краше запел соловей, и песнь его хватала

за сердце.

впечатлительный


Император был очень доволен и хотел пожаловать соловью свою

золотую туфлю на шею.

благодарный



ВЫВОД: итак, в этом эпизоде показано торжество истинного искусства. Так хочется надеяться, что волшебная сила искусства исправит все пороки, все недостатки, люди раскаются в своих заблуждениях, душа их проснется; оживет; но посмотрим, произошло это или нет, а для этого продолжим анализ сказки.

2 группа

Цитаты из текста

Качество,которое проявляется в в императоре

Искусственный соловей был совсем как настоящий и весь

отделан алмазами, рубинами и сапфирами.

восхищенный

Какая прелесть! — сказал император, глядя на искусственного , и тогосоловья. Теперь пусть-ка споют вместе!

властный


Настоящего соловья объявили изгнанным из пределов страны, а искусственный занял место на шелковой подушке у постели императора.

несправедливый


Искусственный соловей был возведен в звание "певца

ночного столика его императорского величества»

глупый

Капельмейстер написал об искусственном соловье ученый

труд и придворные говорили, что прочли и поняли его,

не то они показали бы себя дураками и были бы биты

палками по животу.


жестокий


ВЫВОД: император унизил и наказал соловья, потому что не понимал настояшего искусства, он восхищался искусственным соловьем, так как он был красив. Душа императора молчит.

Группа3

Цитаты из текста

Качество, которое проявляется в императоре

Бедняга император дышал с трудом, и казалось ему, будто на груди у

него кто-то сидит. Он открыл глаза и увидел, что на груди у него

сидит Смерть.

больной


А вокруг из складок бархатного балдахина выглядывали диковинные лица, одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые: это смотрели на императора все его злые и добрые дела, ведь на груди у него сидела Смерть.

испуганный

Музыки мне, музыки! — кричал император. — Пой хоть ты, милая золотая птичка, пой! Я одарил тебя золотом и драгоценностями, я собственноручно повесил тебе на шею свою золотую туфлю, пой же, пой!

одинокий


Спасибо, спасибо, чудесная птичка! — сказал император. — Я не забыл тебя! Я изгнал тебя из страны, но ты все же отогнала от моей постели ужасные призраки, согнала с моей груди Смерть. Как мне наградить тебя?

благодарный


Ты должен остаться со мной навсегда! — сказал император. Будешь

петь, только когда сам захочешь, а искусственного соловья

я разобью вдребезги

сознательный



ВЫВОД: Смерть улетела от императора. Таким образом, живой соловей не только отогнал смерть, но и пробудил душу императора. Он изменился.
5. Отчет групп

- Напоминаю задание: запишите качества в «Волшебное зеркало», где изображен император. Найденные качества характера императора красиво нужно записать в белый разлинованный листочек и повесить на доску.

Прежде чем приступить к работе, обратите внимание на «волшебное зеркало» - лист с изображением императора. Ваша задача: записать в лучики качества, которыми обладает император в вашем эпизоде, а затем, слушая другие группы, необходимо будет дописать другие качества, которые будут называть ребята. Тем самым, проверим, какая группа проводников у нас самая внимательная, а значит и надежная.

-Итак, время, определенное для работы, закончено. Мне кажется, наши проводники немного устали и я предлагаю немного отдохнуть.

ВЫВОД: Ребята, поработав совместно, мы увидели, что душа императора то оживает, то снова замирает. Понять все это нам помогли ваши наработки.

6. Физминутка

- А задание у нас необычное. Великий мастер Андерсен написал свою сказку, а вот иллюстрации к отдельным фрагментам сказки подобрать не успел. Давайте ему поможем. Ваша задача всей группой пройти по классу, посмотреть на картины и выбрать одну, которая наиболее подходит к описанию. Группа 1, к описанию сада, группа 2 – описанию дворца императора, группа 3 - описанию самого императора. Повесьте выбранные картины на доску. Они вам могут пригодиться при выполнении творческой работы.

- А у «Хранителей волшебных тайн» задание-сюрприз (оформить письменный стол сказочника). Молодцы.

-А теперь посмотрите, как выглядит рабочий стол сказочника. Молодцы, ребята, очень хорошо получилось. А сейчас будьте внимательны и запишите в секретный листочек, все качества императора, о которых будут говорить ребята.

7.Отчет групп

-Согласны вы с мнением группы? Все поработали хорошо, молодцы!

-Ребята, а кто по-вашему мнению был самым активным в группе 1, в группе 2, группе 3. Да, вы ребята, действительно молодцы.

-А теперь давайте выясним, какая из групп самая внимательная. Сколько качеств императора записала 1 групп? 2 группа? 3 группа? Очень хорошо поработали, справились с заданием.

-Мы прослушали выступления групп. «Хранители волшебных тайн» записали все необходимое, что помогает понять образ императора.

-А теперь вопрос всем группам. Как заканчивается сказка о соловье и императоре?

(здравствуйте)

-Почему так неожидан финал сказки? Обычно в конце мы употребляем слово «до свидания». Так что несет с собой это «здравствуйте»?

(пожелания здоровья всем, начало нового дня, радость выздоровления, обновления, начало новой жизни; надежды на новую жизнь что-то понявшего императора)

-Можно ли говорить о том, что в конце сказки император изменился? Посмотрите на доску, где находятся ваши наработки.

-Так почему же я поместила императора посередине, между живым и неживым?

ВЫВОД: Мы с вами доказали текстом, что император меняется на протяжении сказки. Сначала это человек, у которого нет души, он злой, эгоистичный, себялюбивый, но потом он изменился, благодаря соловью он понял, что был неправ.

- И в самом деле в каждом человеке уживается добро и зло. А что победит, зависит только от человека.

-Ребята, давайте вернемся к задачам урока. Все мы с вами выполнили?
ВЫВОД: в сказке ставятся серьезные вопросы, важные для человека. Сегодня мы с вами разобрали только один – вопрос живого и неживого. Я надеюсь, что вам еще не раз захочется перечитать эту сказку, чтобы разобраться и в других вопросах. таких как судьба искусства, искренность и фальшь, добро и зло.
-А теперь, уважаемые проводники, разверните сверток, перевязанный ленточкой, который лежит у вас на столах. Что в нем?

- Перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символичное приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листе бумаги? Может быть, именно ваша удивительная история. Это последнее задание. Напишите окончание сказки «Соловей» или отзыв на сказку Андерсена «Соловей». В помощь вам великий сказочник приготовил подсказки. время работы – 3 минуты.

Окончание сказки.

Прошел один год…
Отзыв на прочитанное произведение

1.Какое впечатление произвела сказка?

2.О чем заставила задуматься?

3.Чему учит сказка?
Задание-сюрприз.

-Сегодня мы говорили, какими качествами должен обладать человек с живой душой.

Эту работу смогут выполнить отзывчивые люди с живой душой. Сейчас я раздам вам старинные свитки. Ваша задача: зажечь в них пламя свечи и написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним, т.к. вас переполняет доброта или великодушие, умение прощать или честность.

Алгоритм:

- зажги свечу – нарисуй пламя;

- напиши слово – положительное качество своей души, которым хочешь поделиться;

- сверни свиток, завяжи ленточкой;

- подари свиток с частичкой своей души гостям урока.

Ребята, прислушайтесь к себе и запомните, какие чувства вы испытываете, когда вам удается поделиться самым дорогим.

(проверка творческих работ).
5. Домашнее задание

-Я задуваю свечи, великий сказочник покидает нас, но ненадолго, ведь его духом будут пронизаны ваши творческие работы. Напишите сказку в стиле Андерсена о «неодушевленных» предметах, окружающих нас или нарисуйте эскиз обложки любимой сказки Андерсена.

6.Оценки
-Я желаю Вам, чтобы ваши мысли становились прекрасными цветами, чтобы вы учились понимать «язык» окружающего мира, умели быть счастливыми и дарили радость другим, чтобы в сердце ваше стучало милосердие и душа была всегда живой.
7.Рефлексия:

-Свеча задута. Ночь прошла. На небе светит яркое солнышко. Представьте, что это – сердцевина солнышка. У каждого солнышка много – много лучей. Все мы сегодня лучики солнышка. Мне очень-очень понравилось работать с вами, поэтому мой лучик длинный, длинный. И сейчас каждый, уходя с этого урока нарисуйте свой лучик, чем длиннее лучик, тем больше понравился урок. Уважаемые гости, вы тоже можете присоединиться к нашей работе и нарисовать свой лучик. В память о нашем уроке у вас остается свиток с вашей творческой работой.

Приложение

Окончание сказки.

Прошел один год…
---------------------------------------------------------------

План отзыва на прочитанное произведение

1.Какое впечатление произвела сказка?

2.О чем заставила задуматься?

3.Чему учит сказка?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание-сюрприз.

Эту работу смогут выполнить отзывчивые люди со светлой душой. Ваша задача: зажечь в них пламя свечи и написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним, т.к. вас переполняет доброта или великодушие, умение прощать или честность.

Алгоритм:

- зажги свечу – нарисуй пламя;

- напиши слово – положительное качество своей души, которым хочешь поделиться;

- сверни свиток, завяжи ленточкой;

- подари свиток с частичкой своей души гостям урока.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*Как узнали во дворце о соловье?
*Почему все вдруг стали восхищаться соловьем?
*Случайно ли, что механический соловей сломался?
*Когда император понял, что он был неправ?
*Почему соловей отказался от награды императора?
* «Соловей» - печальная сказка или смешная?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опорная речевая схема

Подчеркните и зачитайте нужные слова.

фантазия

Воображение наблюдательность

Жизнерадостность задумчивость

Удивление сказочный мир

Неожиданный таинственный

Заманчивый увлекательный

Словарик «настроений».

Интонация – грустная, ироничная, переменчивая, задумчивая, печальная, восторженная…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа1

Цитаты из текста

Качество,которое проявляется в императоре

Желаю, чтобы она явилась во дворец и пела

предо мной сегодня же вечером! — сказал император.

Весь свет

знает, что у меня есть, а я не знаю!




Хочу слышать соловья!





Он должен быть здесь сегодня вечером! Объявляю ему мое

высочайшее благоволение! А если его не будет, весь двор,

как отужинает, будет бит палками по животу!





И соловей запел так дивно, что у императора слезы

Набежали на глаза, и тогда еще краше запел

соловей, и песнь его хватала за сердце.




Император был очень доволен и хотел пожаловать соловью свою золотую туфлю на шею.




Группа2

Цитаты из текста

Качество,которое проявляется в императоре

Искусственный соловей был совсем как настоящий и весь

отделан алмазами, рубинами и сапфирами.




Какая прелесть! — сказал император, глядя на

искусственного , и того соловья. Теперь пусть-ка

споют вместе!




Настоящего соловья объявили изгнанным из пределов

страны, а искусственный занял место на шелковой

подушке у постели императора.




Искусственный соловей был возведен в звание "певца

ночного столика его императорского величества»




Капельмейстер написал об искусственном соловье

Ученый труд и придворные говорили, что прочли

и поняли его не то они показали бы себя дураками

и были бы биты палками по животу.





Группа 3

Цитаты из текста

Качество,которое проявляется в императоре

Бедняга император дышал с трудом, и казалось ему, будто на груди у него кто-то сидит. Он открыл глаза и увидел, что на груди у него сидит Смерть.




А вокруг из складок бархатного балдахина выглядывали диковинные лица, одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые: это смотрели на императора все его злые и добрые дела, ведь на груди у него сидела Смерть.





Музыки мне, музыки! — кричал император. — Пой хоть ты, милая золотая птичка, пой! Я одарил тебя золотом и драгоценностями, я собственноручно повесил тебе на шею свою золотую туфлю, пой же, пой!





Спасибо, спасибо, чудесная птичка! — сказал император. — Я не забыл тебя! Я изгнал тебя из страны, но ты все же отогнала от моей постели ужасные призраки, согнала с моей груди Смерть. Как мне наградить тебя?





Ты должен остаться со мной навсегда! — сказал император. Будешь петь, только когда сам захочешь, а искусственного соловья я разобью вдребезги.






властный


восхищенный


больной


настойчивый


властный


испуганный


жестокий


Несправедливый


одинокий


впечатлительный


глупый


благодарный


благодарный


жестокий


сознательный





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск