Скачать 171.16 Kb.
|
Пахомова Елена Андреевна учитель русского языка и литературы МБОУ Островской СОШ Даниловского района Волгоградской области Удивительный мир сказочника (урок по сказке Х.К.Андерсена «Соловей») Цели: - «Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир. - Активизация мыслительной деятельности учащихся, осознание нравственных проблем, поднимаемых в сказке «Соловей». - Развитие метапредметного умения создавать текст по заданной теме, жанру. Оборудование: музыка «Звуки природы», компьютер, проектор, книги Андерсена. Оформление: «словарик настроений», «модель» рабочего стола сказочника (портрет, свечи, чернильница с пером, зеркало, книги-сказки, сверток чистой бумаги). Ход урока 1.Орг.момент: -Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Я пришла к вам на урок с открытой душой и добрым сердцем. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и увидеть, в том числе в самих себе. Будьте внимательны, и у нас все получится! Насколько вам понравилась наша совместная работа, мы выясним в конце урока совсем необычным способом! 2.Слово учителя: (Звучит запись песни «Чудеса») -Ребята! Как вы думаете, что было бы на свете без волшебников? (мир изменился бы, не было бы чудес; волшебники дарят людям радость, чудеса; без них жизнь была бы скучной и неинтересной) - Скажите, сказка-это чудо? А кто сочиняет чудо? (сказочники, их можно назвать волшебниками, он дарит людям радость, переносит в страну чудес.) 3.Введение в тему. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами ассоциативный ряд. Прочитайте его. (опора для визуалов и кинестетиков) «Гадкий утенок», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка». -Кто автор этих произведений? (Андерсен) - Итак, сегодня мы вновь встретимся с чудом - со сказкой. Мы перенесемся в удивительный мир Андерсена, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, перечитаем любимые строки, заглянем в творческую лабораторию и попытаемся разобраться в прочитанном. Вы, наверное, поняли, что урок у нас сегодня необычный. Мы с вами побываем в удивительной мастерской в роли помощников великого мастера. Итак, вперед! - Итак, представьте, ночь, у ворот остановился запоздалый экипаж… Слышите? Шаги на лестнице..Это Андерсен. Вот он входит, зажигает свечи на столе (зажечь), садится у ярко пылающего камина, мысли его уносят далеко-далеко…О чем думает писатель, как вы думаете? (вспоминает детство, задумывает новую сказку, в голове проносится вся жизнь) - Наверное, вы правы. А как вы думаете, каким должен быть настоящий сказочник? Такой как Андерсен? - Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо обратиться к волшебной папочке и найти там опорную речевую схему розового цвета. Подчеркните и зачитайте нужные слова. фантазия Воображение наблюдательность Жизнерадостность задумчивость Удивление сказочный мир Неожиданный таинственный Заманчивый увлекательный - Итак, воспоминания детства, события проносятся в голове у Андерсена. Сегодня он вернулся домой поздней ночью, очень устал, но он счастлив, весь вечер наслаждался пением Пенни Линд, которую называли «шведский соловей». Как вы думаете, какую сказку нашептывает муза писателю в эту ночь? («Соловей») - Молодцы. –Что изображено на слайде? Чем отличаются иллюстрации? -Вы мне называете биологические отличия, но мы в литературе понятия «живое-неживое» определяем по душевным качествам героя. - Таким образом, тема нашей сказочной мастерской «Живое и неживое в сказке Андерсена «Соловей» - Ребята, а куда бы вы поместили императора из сказки «Соловей»? А я бы поставила императора посередине. А почему, давайте разберемся. -Что для этого нужно сделать? В помощь вам на доске даны опорные слова. *знать содержание сказки; *найти эпизоды для анализа; *охарактеризовать главного героя -Какие эпизоды нам необходимы, чтобы раскрыть тему сказочной мастерской «Живое и неживое»? (эпизоды, в которых раскрывается образ императора: встреча императора с живым соловьем; появление во дворце механического соловья; спасение императора). 4. Работа с текстом – организация работы по группам. -Итак, у нас три главных эпизода, поэтому для работы нам понадобятся три группы опытных проводников по тексту сказки (расставляет таблички и комментирует: проводники по эпизоду с живым соловьем «Живой соловей», проводники по эпизоду с искусственным соловьем «Механический соловей», и проводники-спасатели «Спасатели». Они поколдуют над «Волшебным лото» - это листочек желтого цвета - и выяснят, каким предстает император в их эпизоде. Затем запишут качества в «Волшебное зеркало», где изображен император. Найденные качества характера императора красиво запишут в белый разлинованный листочек и повесят на доску. -Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе. Время работы 2 минуты. 9песочные часы). (установка: 1 читает,2 называет качество,3 объясняет) -«Хранители сказочных тайн» получают свои вопросы, ищут ответы в тексте, но ни в коем случае их не выдают, а письменно записывают в тайной тетрадочке. А когда начнут отвечать группы, то внимательно слушают и записывают самое главное, что может характеризовать императора. *Как узнали во дворце о соловье? *Почему все вдруг стали восхищаться соловьем? *Случайно ли, что механический соловей сломался? *Когда император понял, что он был неправ? *Почему соловей отказался от награды императора? * «Соловей» - печальная сказка или смешная? 1 группа
ВЫВОД: итак, в этом эпизоде показано торжество истинного искусства. Так хочется надеяться, что волшебная сила искусства исправит все пороки, все недостатки, люди раскаются в своих заблуждениях, душа их проснется; оживет; но посмотрим, произошло это или нет, а для этого продолжим анализ сказки. 2 группа
ВЫВОД: император унизил и наказал соловья, потому что не понимал настояшего искусства, он восхищался искусственным соловьем, так как он был красив. Душа императора молчит. Группа3
ВЫВОД: Смерть улетела от императора. Таким образом, живой соловей не только отогнал смерть, но и пробудил душу императора. Он изменился. 5. Отчет групп - Напоминаю задание: запишите качества в «Волшебное зеркало», где изображен император. Найденные качества характера императора красиво нужно записать в белый разлинованный листочек и повесить на доску. Прежде чем приступить к работе, обратите внимание на «волшебное зеркало» - лист с изображением императора. Ваша задача: записать в лучики качества, которыми обладает император в вашем эпизоде, а затем, слушая другие группы, необходимо будет дописать другие качества, которые будут называть ребята. Тем самым, проверим, какая группа проводников у нас самая внимательная, а значит и надежная. -Итак, время, определенное для работы, закончено. Мне кажется, наши проводники немного устали и я предлагаю немного отдохнуть. ВЫВОД: Ребята, поработав совместно, мы увидели, что душа императора то оживает, то снова замирает. Понять все это нам помогли ваши наработки. 6. Физминутка - А задание у нас необычное. Великий мастер Андерсен написал свою сказку, а вот иллюстрации к отдельным фрагментам сказки подобрать не успел. Давайте ему поможем. Ваша задача всей группой пройти по классу, посмотреть на картины и выбрать одну, которая наиболее подходит к описанию. Группа 1, к описанию сада, группа 2 – описанию дворца императора, группа 3 - описанию самого императора. Повесьте выбранные картины на доску. Они вам могут пригодиться при выполнении творческой работы. - А у «Хранителей волшебных тайн» задание-сюрприз (оформить письменный стол сказочника). Молодцы. -А теперь посмотрите, как выглядит рабочий стол сказочника. Молодцы, ребята, очень хорошо получилось. А сейчас будьте внимательны и запишите в секретный листочек, все качества императора, о которых будут говорить ребята. 7.Отчет групп -Согласны вы с мнением группы? Все поработали хорошо, молодцы! -Ребята, а кто по-вашему мнению был самым активным в группе 1, в группе 2, группе 3. Да, вы ребята, действительно молодцы. -А теперь давайте выясним, какая из групп самая внимательная. Сколько качеств императора записала 1 групп? 2 группа? 3 группа? Очень хорошо поработали, справились с заданием. -Мы прослушали выступления групп. «Хранители волшебных тайн» записали все необходимое, что помогает понять образ императора. -А теперь вопрос всем группам. Как заканчивается сказка о соловье и императоре? (здравствуйте) -Почему так неожидан финал сказки? Обычно в конце мы употребляем слово «до свидания». Так что несет с собой это «здравствуйте»? (пожелания здоровья всем, начало нового дня, радость выздоровления, обновления, начало новой жизни; надежды на новую жизнь что-то понявшего императора) -Можно ли говорить о том, что в конце сказки император изменился? Посмотрите на доску, где находятся ваши наработки. -Так почему же я поместила императора посередине, между живым и неживым? ВЫВОД: Мы с вами доказали текстом, что император меняется на протяжении сказки. Сначала это человек, у которого нет души, он злой, эгоистичный, себялюбивый, но потом он изменился, благодаря соловью он понял, что был неправ. - И в самом деле в каждом человеке уживается добро и зло. А что победит, зависит только от человека. -Ребята, давайте вернемся к задачам урока. Все мы с вами выполнили? ВЫВОД: в сказке ставятся серьезные вопросы, важные для человека. Сегодня мы с вами разобрали только один – вопрос живого и неживого. Я надеюсь, что вам еще не раз захочется перечитать эту сказку, чтобы разобраться и в других вопросах. таких как судьба искусства, искренность и фальшь, добро и зло. -А теперь, уважаемые проводники, разверните сверток, перевязанный ленточкой, который лежит у вас на столах. Что в нем? - Перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символичное приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листе бумаги? Может быть, именно ваша удивительная история. Это последнее задание. Напишите окончание сказки «Соловей» или отзыв на сказку Андерсена «Соловей». В помощь вам великий сказочник приготовил подсказки. время работы – 3 минуты. Окончание сказки. Прошел один год… Отзыв на прочитанное произведение 1.Какое впечатление произвела сказка? 2.О чем заставила задуматься? 3.Чему учит сказка? Задание-сюрприз. -Сегодня мы говорили, какими качествами должен обладать человек с живой душой. Эту работу смогут выполнить отзывчивые люди с живой душой. Сейчас я раздам вам старинные свитки. Ваша задача: зажечь в них пламя свечи и написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним, т.к. вас переполняет доброта или великодушие, умение прощать или честность. Алгоритм: - зажги свечу – нарисуй пламя; - напиши слово – положительное качество своей души, которым хочешь поделиться; - сверни свиток, завяжи ленточкой; - подари свиток с частичкой своей души гостям урока. Ребята, прислушайтесь к себе и запомните, какие чувства вы испытываете, когда вам удается поделиться самым дорогим. (проверка творческих работ). 5. Домашнее задание -Я задуваю свечи, великий сказочник покидает нас, но ненадолго, ведь его духом будут пронизаны ваши творческие работы. Напишите сказку в стиле Андерсена о «неодушевленных» предметах, окружающих нас или нарисуйте эскиз обложки любимой сказки Андерсена. 6.Оценки -Я желаю Вам, чтобы ваши мысли становились прекрасными цветами, чтобы вы учились понимать «язык» окружающего мира, умели быть счастливыми и дарили радость другим, чтобы в сердце ваше стучало милосердие и душа была всегда живой. 7.Рефлексия: -Свеча задута. Ночь прошла. На небе светит яркое солнышко. Представьте, что это – сердцевина солнышка. У каждого солнышка много – много лучей. Все мы сегодня лучики солнышка. Мне очень-очень понравилось работать с вами, поэтому мой лучик длинный, длинный. И сейчас каждый, уходя с этого урока нарисуйте свой лучик, чем длиннее лучик, тем больше понравился урок. Уважаемые гости, вы тоже можете присоединиться к нашей работе и нарисовать свой лучик. В память о нашем уроке у вас остается свиток с вашей творческой работой. Приложение Окончание сказки. Прошел один год… --------------------------------------------------------------- План отзыва на прочитанное произведение 1.Какое впечатление произвела сказка? 2.О чем заставила задуматься? 3.Чему учит сказка? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Задание-сюрприз. Эту работу смогут выполнить отзывчивые люди со светлой душой. Ваша задача: зажечь в них пламя свечи и написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним, т.к. вас переполняет доброта или великодушие, умение прощать или честность. Алгоритм: - зажги свечу – нарисуй пламя; - напиши слово – положительное качество своей души, которым хочешь поделиться; - сверни свиток, завяжи ленточкой; - подари свиток с частичкой своей души гостям урока. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- *Как узнали во дворце о соловье? *Почему все вдруг стали восхищаться соловьем? *Случайно ли, что механический соловей сломался? *Когда император понял, что он был неправ? *Почему соловей отказался от награды императора? * «Соловей» - печальная сказка или смешная? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Опорная речевая схема Подчеркните и зачитайте нужные слова. фантазия Воображение наблюдательность Жизнерадостность задумчивость Удивление сказочный мир Неожиданный таинственный Заманчивый увлекательный Словарик «настроений». Интонация – грустная, ироничная, переменчивая, задумчивая, печальная, восторженная… -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Группа1
Группа2
Группа 3
|