Скачать 357.2 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социальные теории семьи и семейных отношений» для направления/ специальности 040100.62 – «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Социальные теории семьи и семейных отношений для направления/ специальности 040100.62 – «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: Рождественская Е.Ю., к.филос.н., проф. кафедры анализа социальных институтов (e-rozhdestvenskaya@hse.ru ) Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов «___»____________ 20 г Зав. кафедрой И.Ф. Девятко Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности [ 040100.62 – «Социология»], обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Социальные теории семьи и семейных отношений». . Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплиныКурс знакомит с широким спектром теоретических направлений социологии семьи, рассматриваемой на пересечении макро- и микро-подходов, в качестве социального института и социальной группы, согласно объективистским и субъективистским взглядам, с ориентацией на регулирование либо социальное изменение. Цель курса: освоение студентами основных теоретических направлений в сфере социологии семьи, концептуальная ориентация в истории социальных идей относительно семьи, брака и родительства, введение в круг актуальных социально-демографических и политико-культурных дебатов по семье и браку. Задачи курса: ознакомить студентов с понятийным и концептуальным аппаратом социологических теорий семьи, объяснить связь теорий с порождающим их социокультурным контекстом эпохи, продемонстрировать различные направления эмпирического изучения феномена семьи, привлекая российский и зарубежный опыт фамилистики. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен знать:
уметь:
иметь навыки:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыДля направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра данная дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
1.1Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Контрольная работа предполагает тест на расшифровку основных понятий текущего материала преподавания. Выполнение данной работы нацелено на проверку формирования компетенции, связанной с ориентацией в круге основных понятий курс. Домашнее задание предполагает выбор одной из тем курса с подготовкой доклада на семинаре. Оценка домашнего задания включает в себя оценку формирования следующих компетенций:
Итоговый зачет предполагает написание эссе (ст.12-14). Оценка за эссе предполагает оценку компетенции студента/ки, связанной
Оценка за итоговый зачет складывается из оценки за эссе, корректируемой на основе оценок за контрольные работы и домашнее задание. Содержание дисциплины Введение к курсу Тема 1. Семья: дефиниции, функции, структуры, роли и отношения, формы и типы. Круг понятий социологии семьи: генеалогия, родство, поколение, супружество, брак, развод, родительство, партнерство, детность, домохозяйство, семейные роли, трансмиссия ценностей, воспитание, социализация, материнство, отцовство, сексуальность, семейное разделение труда, принятие решений, сожительство. Историческая и теоретическая эволюция представлений о феномене семьи. Обзор теорий макро и микроуровня анализа семьи. Основная литература: Гидденс, Э.Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999 (части: Любовь и брак. Семья. Гендер и сексуальность. Гендерная идентичность и пол. Генезис семьи. Новые формы семьи). Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998. Смелзер И. Семья (гл.13) – В: Смелзер И. Социология. М.: «Феникс», 1994, стр.390-426. Социология семьи. Под ред. А.И..Антонова. М.:ИНФРА-М, 2005 (раздел III). Дополнительная литература Вишневский А.Г. Демографическая и семейная революции: демографическая свобода в несвободном обществе.- В: Серп и рубль. М: ОГИ 1998, с.112-157 Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Статья первая. Расширяющиеся границы брака Источник: http://demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema01.php). Раздел 1 Макроуровень анализа семьи как социального института Тема 2. Позитивистские концепции семьи (О.Конт, Г.Спенсер). Консенсус в семье как «вечной школе общественности». Семья как социальная статика. Основная литература: О. Конт. Дух позитивной философии. Источник http://www.socioline.ru/node/352 Г. Спенсер. Основания социологии. Общественный рост. Общественное строение (Эл ридер) Дополнительная литература: А.Б. Гофман: Семь лекций по истории социологии. Лекция 3: Социология Огюста Конта. Социальная статика Источник: http://www.socioline.ru/_seminar/library/gofman/lection_03.php Тема 3. Структурный функционализм (Э.Дюргейм, Т.Парсонс, У.Гуд, Р.Бейлс). Разделение труда на базе половых ролей, понятие конъюгальной солидарности. Полоролевой подход. Экспрессивные и инструментальные функции. Теория ресурсов. Социализация. Основная литература: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1996. С. 56–65 Парсонс Т Американcкая семья: ее отношения с личностью и социальной структурой (Эл.ридер) Дополнительная литература: Смелзер Дж. Сексуальные различия и социальные вознаграждения // Социологические исследования. – 1992. - №10 С. 79-88 Тема 4. Марксизм, теория конфликта (Маркс, Энгельс, Маркузе, Альтюссер). Буржуазная семья и пролетарская. Роль частной собственности, способа производства и властных отношений в процессе формирования социального института семьи. Основная литература: Альтюссер Л. За Маркса / Пер. с франц. А. В. Денежкина. — М.: Праксис, 2006 (Раздел «Идеология и идеологические аппараты государства») Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. T. 21. М., 1935 (Предисловие к 4 изд.; гл. 2: Семья) Маркузе Г. Часть I. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. (Часть 1. Одномерное общество. Новые формы контроля) Источник: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Markuze/01.php Дополнительная литература: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, т. 4. Глава 32. Франкфуртская школа 6. Герберт Маркузе и «Великий Отказ». Источник: http://www.philosophy.ru/library/katr/reale/4_32.html Тема 5. Релятивистская социология Г.Зиммеля и категории мужской и женской культуры. Понятие Дома как мира. Основная литература: Зиммель Г. О коллективной ответственности // Социология. Хрестоматия / А.И. Кравченко. М., 2002. С. 178-197. Зиммель Г. Женская культура.//Зиммель Г. Избранное. М., 1996. T. 2. С. 234–265. Зиммель Г. Как возможно общество// Зиммель Г. Избранное. М., 1996. T. 2. С. 509–526. Дополнительная литература: Зиммель Г. Фрагмент о любви (Эл.ридер) Зиммель о кокетстве как форме общения – Из: Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии – М.: Юрист, 1996. (Эл.ридер) Тема 6 . Ю.Хабермас и теория публичной сферы. Импликации приватности и публичности для полового разделения труда в семье. Основная литература: Habermas J. The Emergence of the Public Sphere//The Polity Reader in Cultural Theory. Cambridge, 1994. P. 81–90. Эльштайн Дж. Императивы приватного и публичного//Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/ Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000. С. 64–88 Дополнительная литература: Монсон П. Юрген Хабермас и современность// Монсон П. Современная западная социология. М., 1992. С. 310–339. Тема 7. Социалистический феминизм (А.Бебель, К.Цеткин, А.Коллонтай). Дискуссия о домашней работе и семейной экономике. Феминизм (Б.Фридан, К.Миллетт). Теория патриархата. Личное есть политическое. Пол как класс. Основная литература: Миллет К. Теория сексуальной политики//Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147–172. Фридан Б. Загадка женственности.М.: Прогресс-Литера, 1994. (Глава 3. Кризис личности – Эл.ридер) Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль. Философия любви. Сборник. Ч. 2. — М., 1990. Бебель А. Женщина и социализм. М.: Изд-во Политлитературы , 1959 (гл.27-28 Эл.ридер) Залкинд А.Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Философия любви. В 2-х т. Т. 2. М., Политиздат, 1990. (С. 224-255 - Эл.ридер) Дополнительная литература: Хартман Х. Несчастливый брак марксизма с феминизмом: Путь к более прогрессивному союзу (Эл. ридер) Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура.Под ред Э. Шоре, К. Хайдер. М., 1999. С. 23–54 Раздел 3 Микроуровень анализа семьи: Тема 8. Символический интеракционизм (Г.Блумер, Дж.Мид, У.Томас, Ч.Кули).Семья как первичная группа идентификации. Схема социализации по Кули, Миду, Эриксону, Колбергу. Основная литература: Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 173-179 Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. С. 327-349 Дополнительная литература: Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. (Две социологии. Определение ситуации. Принятие роли другого) Источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_01_2.php Тема 9. Теория социального конструирования (П. Бергер, Т.Лукман).Семья как мир повседневного взаимодействия. Конструирование семейного взаимодействия. Трансформация интимности в модернизационном процессе у Э.Гидденса. Смена романтического дискурса на дискурс «собственно отношений». Социология эмоций (Ф.Канциан). Основная литература: Гидденс А. Элементы теории структурации //Современная социальная теория. Бурдье. Гидденс. Хабермас/Под ред. A. Леденевой. Новосибирск, 1995.(С. 40–80) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995 (гл.3 Общество как субъективная реальность). Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах.- СПб.: Питер, 2004. (Гл.1, Гл.6) Источник: http://www.belintellectuals.eu/media/library/Giddens_Jentoni_Transformacija_Intimnosti.pdf Дополнительная литература: Гидденс Э.Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер.с англ.- М.: Издательство «Весь мир», 2004 Рогозин, Д. М. Интимное гражданство Кена Пламмера // Человек. 2005. N 5. С. 187-189. Тема 10. Психоанализ, психодрама и социометрия (Фрейд, Юнг, Хорни, Берн, Шутценбергер, Морено, Чодороу). Стадиальность сексуальности, конструирование мужественности и женственности в ранней социализации. Образ матери и «двойное родительство». Геносоциограмма, семья в ретроспективе рода/клана, семейная память как резервуар нормативных моделей действия и нарративов. Основная литература: Фрейд З. Три статьи по теории сексуальности//Фрейд З. Либидо. Энциклопедия психоанализа. М., 1996. С. 71–89 Фрейд З. Лекция 33: Женственность//Фрейд З. Лекции Введение в психоанализ/ Под ред. Н. Ярошевского. М., 1989. С. 369–385 Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994, (с.5-40, 209-224). Ходоров Н. Психодинамика семьи//Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/ Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000. С. 140–165 Шутценбергер А.А. Невидимые лояльности ((Из книги: Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков - Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001 -Эл.ридер) Дополнительная литература: Берн Э. Игры, в которые играют люди М.: Фаир-Пресс, 2000. (Часть 1. Анализ игр). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Екатеринбург: ЛИТУР, 1999 (Часть 2 Родительское программирование, Часть 3 Сценарий в действии) Источник: http://www.psylib.ukrweb.net/books/berne03/index.htmХорни К. О психологии женщины // Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995. Тема 11. Микроэкономика домохозяйства (Беккер, Дельфи, Янг). Экономический анализ выбора партнера. Брачный рынок. Репродуктивное поведение и его экономический анализ. Теория человеческого капитала и ценность детей. Ресурс «человеческого времени и его распределение в семье. Основная литература: Кандиоти Д. Пол в неформальной экономике: проблемы и направления анализа // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Шанина Т. М., 1999. С.356-370. Беккер Г. Выбор партнеров на брачных рынках В: Беккер Г. С .Человеческое поведение: экономический подход. Москва: ГУ ВШЭ, 2003 (c. 382-410). Беккер Г. Эволюция семьи В: Беккер Г. С Человеческое поведение: экономический подход. Москва: ГУ ВШЭ, 2003 (c. 411-436). Беккер Г. Семья и государство. В: Беккер Г. С Человеческое поведение: экономический подход Москва: ГУ ВШЭ, 2003 (c. 437-461) Дополнительная литература: Калабихина И.Е. «Некоторые аспекты теоретического анализа домохозяйства», Вестник МГУ, серия «Экономика», 1995, №5, стр.28-41. Мезенцева Е. Гендерная проблематика в экономической теории // Введение в гендерные исследования. Часть I. Под ред.И.Жеребкиной. Т.I. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С.238-276. Тартаковская И.Н. Гендерные аспекты стратегии безработных // Социс. 2000. № 11. С.73-82; Тема 12. Социология детства. Археология детства Ф.Ариес, Ф. Дольто. Телесность. Пространство, язык, игры. Основная литература: Ариес Ф.Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. С.200-211. Дольто Ф., На стороне ребенка СПб.: Изд-во: «Петербург XXI век», 1997, с.227-268. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Изд-во: «Петербург XXI век», 1997, с.11-84. Дополнительная литература: Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства). Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука.1988. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения. М.: Наука. 1988 (гл.6., с.322-361). Спиваковская А. Психотерапия. Игра, детство, семья. Т.1-2. М.:Издательство: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 1999. |
Программа дисциплины «Социальные теории семьи и семейных отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Социальные теории семьи и семейных отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Социальные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 040100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины Экономическая теория (микроэкономика) для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 "Социология"... | Программа дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки... | ||
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины Английский язык для направления 040100. 62 «Социология»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»,... | Программа дисциплины «Демографическая политика» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Демографическая политика» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»... | Программа дисциплины «Демография» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |