Скачать 339.49 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год. 8 Б класс.
г. Нижневартовск, 2013 Раздел I. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8А класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составителиГ.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова/ Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина»,2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Программа по литературе построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний. Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Методы обучения:
Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, зачеты. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты, диктанты литературоведческих терминов, кроссворды по литературным произведениям. В 8 классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа для 8 класса рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Раздел II. Общая характеристика учебного предмета. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Основные содержательные линии:
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература. Раздел III. Место учебного предмета. Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение литературы в 8 классе отводится 70 уроков из расчета 2 часа в неделю. Раздел IV. Содержание учебного предмета.
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства. Знать. Отличие литературы художественной от научной. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства Уметь пересказывать научный текст; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Использовать в практической деятельности для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).
Для чтения и изучения: Исторические песни. Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы). Лирические песни «Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Для самостоятельного чтения:К.Г.Паустовский.«Колотый сахар».
Жития. Житие Сергия Радонежского(фрагменты). Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»(фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.
А.С.Пушкин. (11ч) Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.«Капитанская дочка».Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Роль и характер эпиграфов. Знать.Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Теория литературы:образ-характер. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимать роль русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, написание изложений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. Художественный вымысел в литературе. Для самостоятельного чтения:А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты). Сочинение–характеристика образа героя по повести «Капитанская дочка». М.Ю.Лермонтов. (8ч) Певец Родины и свободы. Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога. «Мцыри».«Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский). Чтение отрывка наизусть. Для самостоятельного чтения:«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша». Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Знать/ понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, находить изобразительно-выразительные средства языка. Использовать в практической деятельности длянаписания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения, для выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Н.В.Гоголь. (9ч) Сатира в творчестве Гоголя. Для чтения изучения: «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. «Ревизор» в театре и кино. Домашнее сочинение – монолог литературного героя. Высказывания героев, ставшие афоризмами. Знать. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней. Уметьхарактеризовать героев пьесы, сопоставлять героев, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения. Сочинение – обобщающая характеристика группы героев по комедии Н.Гоголя «Ревизор». Для самостоятельного чтения:«Женитьба». И.С.Тургенев. (5ч) Психологическая глубина прозы писателя. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Поэтическая атмосфера повести. Знать. Приемы психологической характеристики героев. Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.Использовать в практической деятельности умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. Для самостоятельного чтения:«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы». Л.Н.Толстой. (5ч) Писатель как поборник суровой правды жизни. «После бала».Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. Знать. Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.Уметь характеризовать героев художественного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка.Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки. Для самостоятельного чтения:«Хаджи - Мурат». В.Г.Короленко. (1ч) Гуманизм писателя. Для чтения и изучения: «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. Для самостоятельного чтения:«Мгновение».
И.А.Бунин. (2ч) Лирика и проза писателя. Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение. М.Горький. (3ч) Вера писателя в человека. «Песня о Соколе».Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. Сочинение стихотворения в прозе (домашнее). «Заветы отца».Смысл сказок Горького. Знать. Теория литературы: конфликт в художественном произведении. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, совершенствования духовно-нравственных качеств личности. Вн. чтение:«Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии» (по выбору учащихся).
Н.Н.Заболоцкий. (2ч) Сведения о жизни поэта.«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Знать. Юмор. Языковые средства выразительности. Уметь выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения. Использовать в практической деятельности для письменного анализа стихотворения. К.Г.Паустовский. (3ч) Лиризм прозы писателя. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»). Знать. Теория литературы: юмор; роль воображения в художественном творчестве.Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней. Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы. Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки. Для самостоятельного чтения:«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» (по выбору). А.Т.Твардовский. (4ч) Слово о поэте. «Василий Теркин»История создания и композиция поэмы. Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь». Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора» Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время. Знать. Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе - понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Уметь характеризовать героев поэмы, сопоставлять героев нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка. Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения. Для самостоятельного чтения:«Василий Теркин» (полный текст). Сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин» М. А. Шолохов. (1ч) Сведения о жизни писателя. «Судьба человека» В.М.Шукшин. (2ч) Сведения о жизни писателя.«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык. «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?Для самостоятельного чтения:«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы (по выбору учащихся). Эссе как вид сочинения по литературе (домашнее сочинение-эссе). Н.М.Рубцов. (2ч) Слово о поэте.«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца». Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном». Знать/ Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы.Использовать в практической деятельности -отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Тема семьи в русской литературе. Письменный анализ стихотворения.
М.Сервантес. Слово о писателе.«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы. П. Мериме Слово о писателе. «Черногорцы», «Конь Фомы II» Повторение изученного. Рекомендация литературы на лето (2ч.) |
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... Минобразования РФ №1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы под редакцией... | Рабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература... | ||
Рабочая программа по литературе для 8А класса составлена на основе... Российской академии образования. Москва, «Мнемозина», 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 5 класса... Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | ||
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса... Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:... | ||
Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по геометрии для социально-экономического профиля... Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11 классы, М. Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса... Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного... «Письмо Минобразования России от 12. 08. 2002 г. №13-51-98/14»., программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11... | ||
Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена... Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Москва, «Мнемозина», 2006 год, в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Департамента образования «О преподавании... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... «Письмо Минобразования России от 12. 08. 2002 г. №13-51-98/14»., программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11... | Рабочая учебная программа (далее сокращение руп) по французскому... «Французский язык. Синяя птица. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы» под редакцией Селивановой Н. А., «Просвещение»,... |