Скачать 241.96 Kb.
|
ГБ ООУ АО «Санаторно – лесная школа»
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по литературе 8 класс Составитель программы: Н.Н. Окаева, учитель русского языка и литературы 2013 - 2014 учебный год Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы по литературе для средней (полной) общеобразовательной школы», Проекта образовательного стандарта основного общего образования по литературе» («Письмо Минобразования России от 12.08.2002 г. №13-51-98/14».), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой/ Сост. 8-11классы Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина - Москва:Дрофа, 2004. Место предмета в учебном плане ГБ ООУ АО «Санаторно-лесная школа» Учебный план отводит на изучение литературы в 8-ом классе 2 час в неделю, в год 72 часа. Уровень обучения базовый. Цель обучения: Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Задачи обучения:
Особенности преподавания литературы в 8 классе. Для реализации этих целей разработана новая структура программы. Каждый класс имеет своё название, которое подчёркивает главную для данного курса эстетическую проблему. 8 класс называется «Литература и время». В тематическом плане и методике уроков красной нитью проходит этот мотив. Весь учебный материал подаётся под углом отражения конкретных исторических событий в художественном произведении. В центре внимания учителя и учащихся становится образ автора с его личностной нравственной оценкой человека в том или ином срезе истории, актуальной компетенцией на данном этапе является культурологическая компетенция в связи с тем, что учащиеся погружаются в ту или иную эпоху. Не менее важным является формирование у восьмиклассников критического мышления, так как на данном литературном материале им необходимо не только соотносить историческое время с реальным, но и вырабатывать собственную позицию относительно героев, идеи, проблематики произведения. Следовательно, такие формы уроков как: урок-диспут, урок-суд, урок-обсуждение – становятся наиболее востребованными. Теоретический блок в курсе 8 класса насыщен, но понятия и термины играют прикладную роль в главном – чтении и изучении текста художественного произведения. Творческие работы в 8 классе приобретают всё более аналитический характер. В тематическом планировании особое место занимают устные сочинения разных жанров. Учитель как бы «пишет» соответствующее сочинение вслух на уроке, в присутствии учащихся, опираясь на учеников и советуясь с ними. Таким образом вскрывается сама «кухня» написания сочинения, его технология. В связи с тем, что учебник литературы для 8 класса ориентирован на изучение исторических произведений разнообразных жанров, логика прохождения учебного материала подчиняется не историческому принципу (от фольклора до произведений 20 века), а крупноблочной подаче материала. Календарно-тематическое планирование разработано, опираясь не на хронологический, а на проблемно-тематический принцип. Например, при прохождении народной исторической песни, отражающей образ Петра первого, параллельно изучается пушкинская «Полтава» (19 век) и «Восковая персона» Ю.Н.Тынянова (20 век). Такое структуирование учебного материала позволяет более логично, целостно, доступно представить то или иное историческое событие на примере различных по роду, жанру, литературному направлению художественных произведений. Данная перестановка не нарушает логики изложения материала и по окончании 8-го класса учащиеся полностью овладевают знаниями, умениями и навыками в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Содержание программы. Литература и время. Автор и время. Литературный процесс как часть исторического процесса. Время на страницах исторических произведений. Роль авторской позиции в произведениях исторической тематики. Теория. Эпиграф. Историческая народная песня. Историческая народная песня. Её герои и сюжеты. «Правеж». Песни о Петре Великом: «Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петра Первого узнают в шведском городе». Слово и музыка в народной песне. Теория. Историческая народная песня. Народная драма. « Как француз Москву брал». Особенности народной драмы. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы. История на страницах произведений древнерусской литературы. Теория. Древнерусская литература. Русская летопись как литературный жанр. «Повесть временных лет». Рассказ о смерти Олега, его образ в летописи. Теория. Летопись. «Повесть о разорении Рязани Батыем». События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. Связь повести с народно-поэтическим творчеством. Теория литературы. Воинская повесть. Жития святых как исторические повествования. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории. «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева. Становление характера подвижника. Художественные особенности жития. Теория. Житие. История на страницах произведений 18 века. Повесть »Марфа Посадница». Образы-антиподы Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора. Теория. Историческая драма. Историческое прошлое в литературе 19 века. Былины и их герои. А.К.Толстой. «Илья Муромец». «Правда». «Курган»; С.Д.Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору). Народный идеал и авторская позиция. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Теория. Былина и баллада. Исторические басни Крылова и Отечественная война 1812 года. Мораль басни и её роль в реальных событиях 1812 года. Теория. Басня на историческую тему. Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Поэтичность легенды, сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Образность и красота поэтического языка, совершенство перевода песни-поэмы И.А.Буниным. Теория. Песнь как жанр. Вальтер Скотт. «Айвенго» (фрагменты). Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и персонажи романа. Теория. Исторический роман. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Медный всадник». «Капитанская дочка». Тема судьбы, рока в сюжете баллады «Песнь о вещем Олеге». Поэма «Полтава» (фрагмент). Образ Петра I в поэме. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести, герои исторические и вымышленные. Гринёв и Пугачев. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Маша. Утверждение нравственных идеалов. Образ Пугачёва. Взгляд Пушкина на «русский бунт». Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачёва» и «Капитанская дочка»). Теория. Историческая проза. Эпиграф. М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Быт и нравы 16 века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Нравственные проблемы песни. Неправый суд Ивана Грозного. Связь поэмы с народным творчеством. Позиция автора. Теория. Историческая поэма. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Батальные сцены и героические характеры. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление товарищества, её нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Тарас Бульба как народный героический характер. Роль лирических отступлений в повести. Теория. Историческая повесть. А.Дюма. «Три мушкетёра». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров, кодекс чести и правила поведения героев романа. Яркость авторской позиции. Теория. Авантюрно-исторический роман. А.К.Толстой. «Василий Шибанов». «Князь Серебряный». Баллада «Василий Шибанов». Василий Шибанов как нравственный идеал автора. «Князь Серебряный». Воспроизведение эпохи на страницах романа. Исторические лица и вымышленные герои. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования, нравственные идеалы автора. Художественные особенности романа. Л.Н.Толстой. «После бала». Критическая сила рассказа, гуманистический пафос. Контраст как основа композиции рассказа, как способ раскрытия душевного состояния, как оценка увиденного главным героем рассказа. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания солдата, значение красочных и звуковых образов в её создании. Теория. Контраст как приём композиции. Историческое прошлое в лирике 19 века. «Минувшее меня объемлет живо…»: В.А.Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А.С.Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д.В.Давыдов. «Бородинское поле»; И.И.Козлов. «Вечерний звон»; Ф.Н.Глинка. «Москва»; А.Н.Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к теме прошлого. Яркая индивидуальность поэтов в оценке минувшего. Историческое прошлое в литературе 20 века. Былины и их герои в произведениях 20 века. И.А.Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К.Д.Бальмонт. «Живая вода»; Е.М.Винокуров. «Богатырь». Трансформация образа былинного героя в произведениях 20 века. Живая стихия русского фольклора, разнообразие и богатство ритмики стихотворений Бунина. Былинные мотивы в творчестве К.Д.Бальмонта. Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворений. Ю.Н.Тынянов «Восковая персона». «Подпоручик Киже». «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при казарменном автоматизме армии при Павле I . Теория. Язык и стиль исторического повествования. С.Цвейг «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора. М.Алданов. «Чёртов мост» (главы). Серия исторических портретов. Изображение полководца Суворова. Образ Наполеона в последние годы жизни. Связь времён – главная тема творчества М.Алданова. Б.Л.Васильев. «Утоли мои печали». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображённые в произведении (Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, В.И.Немирович-Данченко). Смысл заглавия романа. Тема ВОВ в исторических произведениях. Л.М.Леонов. «Золотая карета». Тема ВОВ и её отголосков в событиях послевоенных. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы. Теория. Символика названия произведения. История на страницах поэзии 20 века. Традиционное внимание поэтов к родной истории и её роковым минутам. В.Я.Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; З.Н.Гиппиус. «14 декабря»; Н.С.Гумилёв. «Старина», «Прапамять»; М.А.Кузмин. «Летний сад»; М.И.Цветаева. «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Д.Б.Кедрин «Зодчие». Тема прошлого как одна из главных тем лирики 20 века. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Итоги. Беседа по итогам чтения произведений исторической тематики в течение года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 8 класса.
Стержневые понятия курса за 8 класс.
Учебно-методический комплект учителя: 1.Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс: М.:Дрофа, 2006г. 2.Т.Ф.Курдюмова Поурочные разработки. М.:Дрофа, 2006г. 3.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс (по программе 4.Т.Ф.Курдюмовой) / - М., ВАКО, 2007 г. 5.Н.М.Скоркина. Поурочные планы по литературе. 8 класс. АСТ, 2001г. Литература для учащихся: Литература 8 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова.- 6-ое изд.-М.:Дрофа, 2004.
Список литературы:
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) / Сост. Т.Ф.Курдюмова- Москва: Дрофа, 2004. Календарно-тематическое планирование.
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... «Письмо Минобразования России от 12. 08. 2002 г. №13-51-98/14»., программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11... | Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной... Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией... | ||
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса... Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего... | Учебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Образовательная программа танцевального кружка «Изюминка» возраст детей 7-10 лет Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для средней... Программы по литературе для 5-11 классов( под. Редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение) в соответствии с буп – 2004 года | ||
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе... Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... | ||
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы... Рабочая программа по алгебре для 11 класса полной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта... | Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена... Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы... | ||
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, на основе «Примерной программы... | Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса (профильный уровень) Рабочая программа по алгебре для 11 класса полной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта... |