Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9





Скачать 349.85 Kb.
НазваниеПояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9
страница1/3
Дата публикации18.09.2013
Размер349.85 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Раздел 1. Пояснительная записка
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р.р. – 9.

Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предусматривает 102 часа на изучение произведений.
Раздел 2. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Русская литература и русская исто­рия в XVIII - XIX веках.

7

Введение.

Становление реализма.

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

1

1

3

1

1

Русская литература второй половины XIX века.

79

И.А. Гончаров

А.Н. Островский

И.С. Тургенев

Н.С. Лесков

Н.Г. Чернышевский

.Е. Салтыков-Щедрин

Ф.М. Достоевский

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

10

9

9

4

3

6

11

18

8

Из русской поэзии второй половины XIX века

11

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Н.А. Некрасов

2

2

7

Зарубежная литература.

5


Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Русская литература и русская исто­рия в XVIII - XIX веках.

Введение. Классицизм, сентимента­лизм и романтизм в русской литерату­ре. Творчество Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Становление реализма в русской и мировой литературе. Вер­шинные произведения русской клас­сики первой половины XIX века. За­рождение и развитие русской профес­сиональной литературной критики. Теория. Романтизм и реализм в рус­ской литературе XIX века.

А.С. Пушкин. Личность поэта. Жиз­ненный и творческий путь (основные этапы). Основные мотивы лирики Пушкина. Философская лирика, тема поэта и поэзии. Вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. «Деревня». «Вольность». «Пророк». «Я вас любил...», «Арион». «На холмах. Гру­зии...». «Анчар». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». «Поэту». «Безумных лет угасшее веселье...». «Осень». «Евгений Онегин». История романа. Жанр: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе. Автор в системе художественных обра­зов романа. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». «Онегинская строфа». Трагедия «Борис Годунов». Царь Бо­рис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция трагедии. Язык и осо­бенности стиха трагедии. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гени­альность. Характеры, взгляды и по­ступки героев. Позиция автора. Теория. Народность литературы.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчест­во поэта. Романтизм в творчестве Лер­монтова. Основные мотивы лирики. Лермонтов и Байрон. «Нищий». «Когда волнуется желтеющая нива...». «И скуч­но и грустно...». «Дума». «Поэт». «Мо­литва». «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Родина». «Выхожу один я на дорогу...». «Пророк». «Демон».

Роман «Герой нашего времени». Не­обычность композиции романа. Сю­жет и фабула произведения. Автор и его герои. Трагедия Печорина. «Двой­ники» Печорина. Женские образы. Нравственные проблемы. Реалистиче­ское и романтическое начала в рома­не. Психологизм в первом психологи­ческом романе русской литературы.

Теория. Реалистические и романтические начала. Фабула и сюжет.

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творче­ства писателя. Общая характеристика раннего творчества. Литература сере­дины XIX века как «эпоха Гоголя». «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Пьесы Гоголя. «Петер­бургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». «Мертвые души». История создания. Идейный замысел и композиция поэмы. Сюжет и лири­ческие отступления. Особая роль об­раза Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи. Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог. Пафос ли­рических отступлений. «Живая Русь» в поэме. Образ автора. Единство сати­рического и лирического начал как воплощение авторского замысла.

Теория. Образ автора на страницах поэмы.

И.А. Гончаров. «Обломов» (главы). Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обык­новенная история», «Обломов», «Об­рыв». «Обломов» — роман, утвердив­ший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его ми­роощущение и судьба. Обломов и За­хар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Женские образы в романе. «Обломовщина».

Теория. Нарицательные образы.

А.Н. Островский. Жизнь и творчест­во драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Об­личение самодурства и невежества. «Бесприданница». Лариса и ее трагиче­ская судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Пьесы дра­матурга на русской сцене. Современ­ные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевиде­нии.

Критика: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А. А. Гри­горьев «После «Грозы» Островского», «Письма к Тургеневу».

Теория. Реалистическая драма. Ре­чевая характеристика в драматическом произведении.

И.С. Тургенев. Очерк жизни и твор­чества. «Записки охотника». «Дворян­ское гнездо». Значение названия. Ге­рой романа и его судьба. Женские образы — тип «тургеневской» девуш­ки. «Отцы и дети». Острота и искрен­ность отклика писателя на появление нового и значительного типа в рус­ском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных по­зиций. Базаров в системе действую­щих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одино­чества. Оппоненты героя, их нравст­венная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора.

Из русской поэзии второй половины XIX века

Ф.И. Тютчев — поэт-философ и пе­вец родной природы. Раздумья о жиз­ни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». «Silentium!». «Не то, что мните вы, природа...». «Еще земли печален вид...». «Эти бед­ные селенья...». «Как хорошо ты, о море ночное...». «Нам не дано предуга­дать...». «К. Б.». «Чему бы жизнь нас ни учила......

А.А. Фет. «Поэтам». «Еще весны ду­шистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...». «Заря про­щается с землею...». «Облаком волни­стым...». «На железной дороге». «Это утро, радость эта...».

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и твор­чества. Поэт «мести и печали». Граж­данственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображе­нии жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некра­сова. «Я не люблю иронии твоей...». «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде». «Умру я скоро. Жалкое наследство...». «Элегия». «Пророк». «Зине».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступле­ния. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных ти­пов в галерее героев поэмы. Пробле­мы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.

Теория. Народность литературы.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жиз­ни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градона­чальники и народ. Перекличка собы­тий и героев произведения с фактами Российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа. «Сказки».

Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатири­ческом произведении. Литературная полемика вокруг его творчества.

Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Лесков как мастер описания русского быта. «Очарованный странник». На­циональный характер в его изображе­нии. Напряженность сюжетов и тра­гизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Иван Флягин — один из героев, правдоискате­лей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Манера сказа. Близость к народной речи. Роль Лескова в развитии рус­ской литературы.

Теория. Сказ.

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произ­ведений. Острое чувство нравствен­ной ответственности в произведениях писателя, философская глубина твор­чества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюр­ность сюжета, полемическая направ­ленность произведений. «Преступле­ние и наказание». «Идиот» (по выбору учителя и учащихся). «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в ро­мане. Мрачный облик Петербурга в романе. «Идиот». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смире­ния со всеобщей жестокостью. Жен­ские образы в романе. Мировое зна­чение творчества Достоевского. Спо­ры вокруг наследия Достоевского в современном мире.

Теория. Полифонизм романов Дос­тоевского.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творче­ский путь писателя. Духовные иска­ния в годы юности. Начало творче­ской деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой прав­ды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (по­вторение). «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла рома­на-эпопеи. Художественные особен­ности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психоло­гизма «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности чело­века не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Различие путей нрав­ственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконско­го. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Исто­рические личности на страницах ро­мана. Взгляд Л. Толстого на роль лич­ности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значе­ние образа Платона Каратаева. Лев Толстой — классик и самобытный философ.

Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произве­дения. Внутренний монолог как при­ем психологической характеристики героя.

А.П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы, свое­образие их тематики и стиля. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и др. «Вишневый сад» и другие пьесы (по выбору учителя и учащихся). «Мелочи жизни» в изображении писателя.

Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философ­ская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания ко­мического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его свя­зи с духовным миром человека. Че­хов-драматург. Пьесы Чехова, их но­ваторство и художественное своеобра­зие. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Внесценические персонажи. Образ сада. Сце­ническая судьба пьес Чехова на сце­нах России и мира.

Итоги

XIX век — век русской классики. Судьба русской литературы XIX века и ее роль в мировой культуре. Тесные связи русской и мировой культур.

Из зарубежной литературы

И.В. Гёте. Краткие сведения о жиз­ни и творчестве. «Фауст» как фило­софская трагедия. Утверждение вели­чия разума и права человека на дерза­ние. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста. Теория. Философская трагедия.

О. де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Человеческая комедия». Краткий обзор цикла. Бальзак — писатель-реалист. «Гобсек». Концепция человека в европейской литературе XIX века. Изображение в повести губительной силы и власти денег. Теория. Судьбы реализма в литера­турах мира.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология»
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 105 часа
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconУтверждаю Согласовано Директор с мо средней школы №3
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 136 часов, из них на р р. – 15
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconРабочая программа по литературе (7 класс). Усачева Т. Н. 2006г. Пояснительная записка
Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 8 часов, из них на развитие речи – 8...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconРабочая программа муниципальное общеобразовательное учреждение
Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 70 часов, из них на развитие речи –...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 68 часов, из них на развитие речи –...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой Enjoy English (Обнинск: Титул, 2009). Согласно действующему в общеобразовательном учреждении...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПояснительная записка. В соответствии с федеральным базисным планом...
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, жилищные и бытовые условия проживание в городской квартире, доме в сельской местности....
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «иностранный язык» входит в образовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения. Иностранный язык...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconМаслобоевой Александры Александровны Предмет литература
Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconРабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класса, базовый уровень
Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,...
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconТематическое планирование стр. 7 2 Требования к уровню подготовки...
В числе приоритетных целей изучения музыкального искусства в начальной школе выступают
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р р. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Я. Коровиной (М.: «Просвещение» 2007 год) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В. И. Коровина ( М.: «Просвещение»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск