Скачать 349.85 Kb.
|
Раздел 1. Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 102 часа, из них на р.р. – 9. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. Учащийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь. Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее». Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры. Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса. Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования. Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру. В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания. Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка). Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предусматривает 102 часа на изучение произведений. Раздел 2. Учебно-тематический план.
Раздел 3. Содержание тем учебного курса. Русская литература и русская история в XVIII - XIX веках. Введение. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения русской классики первой половины XIX века. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики. Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. А.С. Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Основные мотивы лирики Пушкина. Философская лирика, тема поэта и поэзии. Вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. «Деревня». «Вольность». «Пророк». «Я вас любил...», «Арион». «На холмах. Грузии...». «Анчар». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». «Поэту». «Безумных лет угасшее веселье...». «Осень». «Евгений Онегин». История романа. Жанр: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе. Автор в системе художественных образов романа. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». «Онегинская строфа». Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция трагедии. Язык и особенности стиха трагедии. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и поступки героев. Позиция автора. Теория. Народность литературы. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные мотивы лирики. Лермонтов и Байрон. «Нищий». «Когда волнуется желтеющая нива...». «И скучно и грустно...». «Дума». «Поэт». «Молитва». «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Родина». «Выхожу один я на дорогу...». «Пророк». «Демон». Роман «Герой нашего времени». Необычность композиции романа. Сюжет и фабула произведения. Автор и его герои. Трагедия Печорина. «Двойники» Печорина. Женские образы. Нравственные проблемы. Реалистическое и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе русской литературы. Теория. Реалистические и романтические начала. Фабула и сюжет. Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Пьесы Гоголя. «Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». «Мертвые души». История создания. Идейный замысел и композиция поэмы. Сюжет и лирические отступления. Особая роль образа Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи. Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог. Пафос лирических отступлений. «Живая Русь» в поэме. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Теория. Образ автора на страницах поэмы. И.А. Гончаров. «Обломов» (главы). Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Женские образы в романе. «Обломовщина». Теория. Нарицательные образы. А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличение самодурства и невежества. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевидении. Критика: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского», «Письма к Тургеневу». Теория. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении. И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника». «Дворянское гнездо». Значение названия. Герой романа и его судьба. Женские образы — тип «тургеневской» девушки. «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора. Из русской поэзии второй половины XIX века Ф.И. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». «Silentium!». «Не то, что мните вы, природа...». «Еще земли печален вид...». «Эти бедные селенья...». «Как хорошо ты, о море ночное...». «Нам не дано предугадать...». «К. Б.». «Чему бы жизнь нас ни учила...... А.А. Фет. «Поэтам». «Еще весны душистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...». «Заря прощается с землею...». «Облаком волнистым...». «На железной дороге». «Это утро, радость эта...». Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова. «Я не люблю иронии твоей...». «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде». «Умру я скоро. Жалкое наследство...». «Элегия». «Пророк». «Зине». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора. Теория. Народность литературы. М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами Российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа. «Сказки». Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении. Литературная полемика вокруг его творчества. Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск). Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Лесков как мастер описания русского быта. «Очарованный странник». Национальный характер в его изображении. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Иван Флягин — один из героев, правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Манера сказа. Близость к народной речи. Роль Лескова в развитии русской литературы. Теория. Сказ. Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. «Преступление и наказание». «Идиот» (по выбору учителя и учащихся). «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. «Идиот». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Женские образы в романе. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Теория. Полифонизм романов Достоевского. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение). «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Исторические личности на страницах романа. Взгляд Л. Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Лев Толстой — классик и самобытный философ. Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. А.П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы, своеобразие их тематики и стиля. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и др. «Вишневый сад» и другие пьесы (по выбору учителя и учащихся). «Мелочи жизни» в изображении писателя. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека. Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира. Итоги XIX век — век русской классики. Судьба русской литературы XIX века и ее роль в мировой культуре. Тесные связи русской и мировой культур. Из зарубежной литературы И.В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст» как философская трагедия. Утверждение величия разума и права человека на дерзание. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста. Теория. Философская трагедия. О. де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Человеческая комедия». Краткий обзор цикла. Бальзак — писатель-реалист. «Гобсек». Концепция человека в европейской литературе XIX века. Изображение в повести губительной силы и власти денег. Теория. Судьбы реализма в литературах мира. |
Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология» Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 105 часа | Утверждаю Согласовано Директор с мо средней школы №3 Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 136 часов, из них на р р. – 15 | ||
Рабочая программа по литературе (7 класс). Усачева Т. Н. 2006г. Пояснительная записка Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 8 часов, из них на развитие речи – 8... | Рабочая программа муниципальное общеобразовательное учреждение Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 70 часов, из них на развитие речи –... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 68 часов, из них на развитие речи –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой Enjoy English (Обнинск: Титул, 2009). Согласно действующему в общеобразовательном учреждении... | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена... Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса... | Пояснительная записка. В соответствии с федеральным базисным планом... Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, жилищные и бытовые условия проживание в городской квартире, доме в сельской местности.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет «иностранный язык» входит в образовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения. Иностранный язык... | Маслобоевой Александры Александровны Предмет литература Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение... | Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класса, базовый уровень Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,... | ||
Тематическое планирование стр. 7 2 Требования к уровню подготовки... В числе приоритетных целей изучения музыкального искусства в начальной школе выступают | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Я. Коровиной (М.: «Просвещение» 2007 год) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В. И. Коровина ( М.: «Просвещение»,... |