Скачать 391.58 Kb.
|
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ6 КЛАСС. В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Искусство в жизни человека -34 часа. Особенно большое внимание в 6 классе уделяется отечественному искусству. При этом акцент сделан именно на смысловых особенностях и способах их раскрытия в художественной форме. Отечественное искусство, раскрываемое в контексте и взаимодействии с западноевропейским и, шире, мировым искусством, имеет своё особое лицо, великие произведения, углублённое знакомство с которыми даёт новые аспекты понимания истории и культуры нашей Родины. Задания, когда перед учащимися ставятся задачи постижения эволюции образов при изображении человека, его предметного окружения, его отношения к природе и к истории своей страны, формируют новое и эмоционально пережитое понимание отечественной духовной культуры. Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей. Темы уроков «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств». «Рисунок - основа изобразительного творчества». «Линия и её выразительные возможности. Ритм пинии». «Пятно как средство выражения. Ритм пятен». «Цвет. Основы цветоведения». «Цвет в произведениях живописи». «Объёмные изображения в скульптуре». «Основы языка изображения». Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок. В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество. Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа. Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века. Темы уроков «Реальность и фантазия в творчестве художника». «Изображение предметного мира - натюрморт». «Понятие формы. Многообразие форм окружающею мира». «Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива». «Освещение. Свет и тень». «Натюрморт в графике». «Цвет в натюрморте». «Выразительные возможности натюрморта». Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве. Темы уроков «Образ человека - главная тема в искусстве». «Конструкция головы человека и её основные пропорции». «Изображение головы человека в пространстве». «Портрет в скульптуре». «Графический портретный рисунок». «Сатирические образы человека». «Образные возможности освещения в портрете». «Роль цвета в портрете». «Великие портретисты прошлого». «Портрет в изобразительном искусстве XX века». Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру. Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое. Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины. Темы уроков «Жанры в изобразительном искусстве». «Изображение пространства». «Правша построения перспективы . «Воздушная перспектива». «Пейзаж - большой мир». «Пейзаж настроения. Природа и художник». «Пейзаж в русской живописи». «Пейзаж в графике». «Городской пейзаж». «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл». Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс.
|