Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования





НазваниеСтавропольский краевой институт повышения квалификации работников образования
страница1/9
Дата публикации10.11.2014
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧАС ТВОРЧЕСТВА:

ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ОПЫТ
Ставрополь 2008

Печатается по решению редакционного совета СКИПКРО

Авторы-составители:
Грузков В.Н., доктор философских наук, профессор, зав. лабораторией духовно-нравственного развития личности СКИПКРО.

Боришполь Л.И., зав. методическим отделом СКИПКРО.

Дубровина Р.С., методист методического отдела СКИПКРО.
Час творчества: традиции, инновации, опыт: /Авт.-сост. Грузков В.Н., Боришполь Л.И., Дубровина Р.С.; отв. редактор: проф. Грузков В.Н. / - Ставрополь: СКИПКРО, 2008. __ с.


В книге представлены размышления участников краевых этапов конкурсов «Учитель года России - 2008» и «Лидер образования Ставропольского края - 2008» о труде и судьбах Учителя, о творческом поиске нового и проблемах формирования опыта обучения и воспитания школьников. Материалы подготовлены разными по специальности, должности, возрасту педагогами, но всех их объединяет одно: в их понимании учитель за все в ответе!

Письма к учителю

(вместо введения)

Что бы ни говорили сегодня о престиже той или иной профессии, о неких «новых» лекалах, по которым выкраиваются представления об элитах и значимости человека, Учитель остается для людей в первом ряду. Уже по тому, что с учителя, можно сказать, начинается Личность школьника. И, наверное, будет лучше, если об Учителе будут говорить сами ученики. Вот некоторые из большого количества писем. «У меня по русскому языку стоит «тройка», но мне очень нравятся уроки Галины Эриевны Голышевой» - строчка одного из учеников о своем учителе. И он пишет буквально следующее: «Трудно перечислить все профессии, которые есть на земле. Каждая из них нужна человеку и требует глубоких знаний, усилий и, конечно, огромного терпения. Овладевая профессией, человек несет ответственность за свою работу, старается занять достойное место в обществе. Но из всех нужных профессий есть особенная – Учитель. Не всем дано стать учителем, а лишь тем, кто имеет особенный дар.

Я хочу с огромным удовольствием рассказать об учителе школы №2 г. Нефтекумска Голышевой Галине Эриевне, которая преподает русский язык и литературу. Этого учителя отличают честность, требовательность, справедливость. Все годы работает Галина Эриевна, выпуская учеников из стен школы, отдавая детям не только здоровье, знания, но и свою душу…

Я могу точно утверждать, что Галина Эриевна любит свою профессию, а главное, любит нас, учеников. Даже удивляешься, откуда у моей учительницы столько желания и терпения донести до каждого знания. К ней можно обратиться в любое время за помощью и никогда не услышишь «Нет!»

…Почти каждый день у нас есть уроки Галины Эриевны. Поэтому знаешь, что обязательно увидишь и услышишь что-то новое, научишься грамотно писать и вдумчиво читать.

Я очень рад, мне повезло, что есть такой добрый и терпеливый педагог, который учит меня. Галина Эриевна заслуживает сотни благодарных слов, среди которых и мое огромное спасибо!

Замечательной, доброй называют свою учительницу Галину Александровну Мамитову ученики школы №2 г. Зеленокумска

«Отличная учительница! Ее уроки интересны и разнообразны. Обладает талантом объяснять новый материал. С ее уроков не хочется уходить. Терпеливая и умная, как – то умеет видеть в ученике только хорошее».

Екатерина Турченко
«Галина Александровна – лучший учитель. Она даже своим внешним видом воспитывает нас. У нее хороший вкус, она красиво одевается и имеет свой стиль. На ее уроках много дополнительной информации, используются слайды, видеофильмы. На уроке мы не устаем, потому что она учит нас, как сохранить здоровье».

Максим Еременко

«Галина Александровна – наш любимый классный руководитель. Энергичная, добрая, жизнерадостная и общительная. Обладая организаторскими способностями, она сплотила нас в большую дружную семью. Встреча с ней – всегда радость. Вместе с ней наш класс участвует в конкурсах, путешествиях, ночевках у костра. Я думаю, что все это на всю жизнь останется в наших сердцах».

Елена Михайлюк

Учусь я в одиннадцатом классе. Мне не очень хочется покидать школу, расставаться со своими любимыми учителями, которые многому меня научили.

Мне приятно получать хорошие оценки. Они радуют не только меня, но и Галину Александровну. Ведь это результат её и моих трудов, моей любви к предмету.

Я очень её люблю не только за то, что она прекрасный человек, но и за то, что она необыкновенный учитель. Она одна из тех, кто «сеет разумное, доброе, вечное». К ней хочется обратиться словами Н.А.Некрасова:

Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колено…..
Виктория Яковлева

… Отчетливо помню первый урок биологии в нашем классе, проведенный Галиной Александровной. Помню себя на этом уроке и множество любопытных глаз своих одноклассников, устремленных в сторону нашего учителя. На том первом уроке я многое поняла, а самое главное у меня появилось огромное желание найти общий язык с учителем, научиться у Галины Александровны доброте и честности, любви и пониманию природы, ощущению себя ее частицей.

Галина Александровна Cверидченко, учитель биологии.

Представляя письма учеников только к двум учителям, делаем это с уверенностью, что во многом так думают ученики и о других педагогах, кто делится мыслями о своем труде и опыте на страницах этой книги. Письма говорят, прежде всего, о том, сколь всесторонне оценивается учитель в глазах учеников и как ответственно быть Учителем.


Голышева Г.Э.
МЫСЛИ О ГЛАВНОМ


Я филолог. Слова филология и философия однокоренные: их объединяет корень фило – любовь, в первом случае – к мудрости, во втором – к слову. Педагог переводится как ведущий ребёнка. Следовательно, моя цель – привести ученика посредством Слова и Мысли к Любви.

Уверена, что эта сложная задача по плечу лишь тому, кто знает секрет, подаренный старым Лисом Маленькому принцу и всем нам: «… зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Люди забыли истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». «Я в ответе», - говорю каждый раз, входя в новый класс. И это не просто слова, а жизненный принцип. Особенно значимы были для меня две встречи.

Ларюшкина перевели из класса компенсирующего обучения. Он был маленький и с колючими глазами. На первом же уроке умудрился вставить в розетку шпильку. Вечером я отправилась в общежитие, но его маму не застала: её, пьяную, забрал наряд милиции. Тогда мы долго сидели на скамейке, говорили о жизни. Но ночевать ко мне малыш не пошёл: ему не впервой было оставаться одному. Ведь папа давно жил на Севере с новой семьёй.

Впервые за годы работы в школе я увидела перед собой израненную детскую душу, до которой никому не было дела, и поклялась, что не дам малыша в обиду. В то время я сама осталась без дома, скиталась в чужом городе по чужим квартирам с трёхлетней дочкой на руках: в Грозном, откуда мне пришлось бежать, началась война.

С этого и началась наша борьба за маленького, но уже хлебнувшего горе человека. Мы боролись вместе и победили: отец забрал его к себе!

А через несколько лет ко мне пришел красивый, уверенный в себе юноша: «Вы что, не помните меня? Это же – Ларюшкин!» К тому времени он закончил школу, получил профессию и с семьей он уехал в Германию. Я не знаю, как сложилась судьба моего Ларюшкина, но уверена, что все у него хорошо, потому что однажды он понял: человек, даже если он маленький и беспомощный, должен бороться за себя, должен осознать себя Личностью! И первым, кто протянет ему руку помощи, обязательно будет Учитель.

… Алеша был из интеллигентной семьи. Учился хорошо, рос в ласке и заботе и был музыкально одарен. Но случилась беда: сначала умерла мама, а через год – папа. Решение взять Алешу в свою семью пришло само собой. Входя в новый класс, я на первом же уроке говорю детям, что теперь я для них вторая мама. Дети верят в это. И обмануть доверие ребенка преступно.

Многие знакомые и коллеги удивлялись моему поступку: «Почему ты это сделала? Зачем тебе это надо?», но иначе я поступить не могла: ведь учитель воспитывает личным примером! Воспитывает нравственными поступками.

Доктор Чехов, будучи великим русским писателем, лечил не только болезни, но и души. В рассказе «Крыжовник» он прописал единственно верный рецепт нравственного здоровья: «Как, в сущности, много довольных, счастливых людей!.. Но мы не видим и не слышим тех, которые страдают… Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»


Письмо первое

О роли традиции в формировании опыта

Разговор об опыте работы логично начать с выяснения вопроса о том, из чего складывается этот опыт и на какие достижения он опирается.

Опыт преподавания любого предмета складывается из

  • творческого потенциала учителя,

  • существующих реалий (экономических, социальных, культурных и др.) образовательного процесса,

  • учёта особенностей личности учащегося.

Творческое начало предполагает отсутствие рутины, застоя в одном из самых удивительных человеческих процессов – процессе познания мира в себе и себя в мире. Творческий учитель сможет вызвать в каждом ученике желание максимально раскрыть свои возможности, о которых зачастую ребёнок и не догадывается, но которые педагог должен предугадать и развить.

Каковы же реалии, которые формировали мой опыт работы? Я начала работать в 1984 году, в преддверии Перестройки. Тогда школа, являясь социальным институтом, была глубоко идеологизирована и нацелена на стопроцентную, зачастую формальную, успеваемость. Вскоре настала пора пересмотра и задач образования, и методов обучения. Но эйфория сменилась глубоким кризисом как в экономике, так и в идеологии, в культуре – образование пришло в упадок. И только в последние годы общество осознало, что без сочетания лучших традиций советской системы образования, когда школа была одним из важнейших социальных институтов, и современных методик, учитывающих координальные изменения в образовательной политике и личности ребёнка, невозможно обучать современного подростка.

Любой опыт работы вырастает на основе идей или близких по духу, или неординарных по методу, или интересных по результату.

Я начинала работать в бурное время перемен, когда к нам, ещё студентам, с лекциями приезжал В.Ф.Шаталов, когда мы, молодые специалисты, могли поехать через полстраны на уроки учителей – новаторов, например, О.И.Любимова, когда не только в специализированной прессе, но и широкой читательской аудитории представлялся опыт Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина. Многое из прочитанного и увиденного тогда было включено в только начинавшую складываться собственную методику.

Спасибо Ш.А.Амонашвили за «необходимость быть оптимистами»: «Мы должны, обязаны верить в свою педагогику, верить в преобразующую силу воспитания... Речь идёт о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает в индивидуальность и в зависимости от этого ищет методические пути преобразования внутреннего мира ребёнка. Деятельный оптимизм требует от педагога постоянного творчества».

Спасибо С.Н.Лысенковой за «идею комментированного управления, переходящего в доказательное комментирование – рассуждение»: «Я учу не одна. Учит и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Отсюда начинается развитие не только речи, но и мысли, самоанализа, самооценки и саморегуляции учебно – познавательной деятельности».

Спасибо В.Ф.Шаталову за практическое воплощение через систему опорных конспектов «принципа ведущей роли теоретических знаний», выдвинутого Л.В.Занковым и В.В.Давыдовым. Спасибо О.И.Любимову за идею использования опорных конспектов на уроках литературы.

Спасибо Е.Н.Ильину за «искусство общения», суть которого заключена в гибкой сочетаемости учебного и жизненного: «Знание исключительно вокруг книги и только на её основе... заведёт в тупик... Задача словесника – прибавить к читательскому восприятию, бесхитростно-естественному, непосредственному, элементы профессионального видения текста».

И делаю вывод: просто механическое сложение лучших достижений новаторов не даст желаемого результата, если учитель не определит ведущие принципы своей деятельности, о которых речь пойдёт в письме втором.

Письмо второе

Попытка философского осмысления опыта педагога

Чем раньше молодой педагог осознает особенности личности ученика, тем понятнее ему станет, как обучать.

Современный ребёнок нацелен на поглощение информации. Этому во многом способствует технологический прорыв общества. Причём, память ребёнка всё меньше развивается, а мышление всё больше схематизируется, облекаясь в форму стандарта. Чтение серьёзной литературы как необходимой потребности души стало, к сожалению, исключением из правил. Отсюда эмоциональное охлаждение и отсутствие духовных запросов, нравственных сомнений.

Что можно предложить в сложившейся ситуации?

1) приступая к работе в новом классе, я гарантирую детям глубокие знания и уверенную сдачу вступительных экзаменов по предмету, если ученики будут выполнять мои требования. Не надо думать, что эти требования какие-то особенные и завышенные. Дело не в них, а в том конечном результате, который я спрогнозировала и буду целеустремлённо к нему вести. Прогнозирование результата является одним из ведущих принципов педагогической деятельности учителя. Конечно, никто силой не заставит ребёнка учиться, но на протяжении всего совместного пути (будь то 7 лет или 1 год) я создам такие условия, включив в арсенал воздействия как личностные факторы, так и методические, что нельзя будет не учиться.

Половина успеха в сотрудничестве учителя и ученика гарантируется такими чертами личности учителя, как

  • глубокое знание предмета и широта кругозора;

  • актёрские способности, помогающие педагогу менять свой образ;

  • серьёзное, уважительное, партнёрское отношение к ученику;

  • честность и искренность во взаимоотношениях.

Все перечисленные черты необходимы педагогу для добровольного принятия ребёнком той высокой планки, которая заявлена учителем в конечном результате. В образовательном процессе ориентируюсь не на среднестатистического ученика, вмещающегося в прокрустово ложе стандарта, а на одарённую, творческую личность, каковой и является каждый ребёнок. Осознаю, что уровень творческого и интеллектуального потенциала у учащихся разный, поэтому задача учителя - максимально развить в каждом существующий потенциал.

2). Осуществление поставленной задачи возможно только при использовании принципа опережающего обучения. Я убедилась: пятиклассникам по плечу не только материал 7, 9 классов, но даже вузовского уровня. Но при осуществлении данного принципа следует не переусердствовать, помня о том, что

  • опережение нужно не во имя опережения, а для равномерного распределения сил и возможностей ученика на пути к высокой планке;

  • любую сложную тему следует адаптировать к возрастным и интеллектуальным способностям ребёнка, что требует от учителя умения мыслить нестандартно и говорить о сложном просто и доступно;

  • опережение позволяет не только качественно углубить изучение нужной темы, но и количественно уделить ей больше внимания.

Методисты, учитывая психологические особенности ребёнка среднего звена обучения, предлагают путь от частного к общему. Но, на мой взгляд, целесообразнее с первых уроков представлять теоретический материал блоками (в форме опорных конспектов), приучая детей к восприятию системы, целого, общего с акцентами на частном. Чтобы облегчить этот трудный путь познания, я использую зазубривание, упрощённые определения и правила, которых нет в учебнике, алгоритмы, заставляю постоянно пользоваться схемами, даже на контрольных работах, если ученик что-то забыл, добиваясь тем самым автоматизма в применении правил и качества практических навыков, умений и знаний.

3) в качестве ведущего метода обучения мною выбран проблемный (продуктивный), так как он позволяет не только развивать способности ребёнка на всех этапах, но и создавать ситуацию успеха. В ученика следует вселить веру в то, что ему всё по плечу, причём его должен интересовать не столько итог, сколько процесс достижения результата.

Итак, ведущие принципы педагогической деятельности сформулированы. А как они работают на практике? Через какую методическую проблему осуществляются? Этому посвящено письмо третье.

Письмо третье
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconРеферат Формирование универсальных учебных действий средствами предмета «Математика»
Гбоу дпо «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гбоу дпо ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовка работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма деятельности стажерской площадки повышения квалификации....
Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным...
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconЗаконы здорового питания
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconПубличный доклад о деятельности
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconЭкологическое сознание и экологическая культура
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconЦентр воспитания и гражданского образования
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconЦентр гражданского образования
Гаоу дпо (пк) с «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство"
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconКонференция посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования iconСофия: культурно-историческая герменевтика и поэтико-символическая морфология
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск