Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 6 классе на основе следующих нормативных документов:
- обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089);
- федерального базисного плана (Приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312);
- авторской программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский , М.: Просвещение, 2011 год )
- требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса общеобразовательной школы;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ «СОШ № 28».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс (к учебникам М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская М.Просвещение 2010г.)
2. Тесты. Русский язык 6 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М : ООО «РУСТЕСТ», 2010
3. О.В.Беляева, О.А.Даценко Русский язык. Поурочные разработки. 6класс: пособие для учителей. – М.:Просвещение,2009
4. М.Т.Баранов , Ладыженская Т.А. Русский язык 6 класс - М.: Просвещение, 2010-2012
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
-завершённость учебной линии;
- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, что работает на доминирующую идею курса – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Формы обучающих уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- анализ языковых единиц (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
- лингвистический анализ языковых явлений в текстах различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста: составление плана, пересказ по плану, редактирование, конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- восприятие информации художественных, публицистических, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей;
- создание собственных письменных текстов;
- выполнение орфографических и пунктуационных упражнений;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные программы, ресурсы Интернета.
Школьным учебным планом на обучение русскому языку в 6 классе выделено 204 часа (6 часа в неделю), что соответствует вышеуказанной программе.
Учебное время распределено следующим образом:
- на изучение учебного материала – 67 часов;
- на уроки развития речи – 57 часов;
- на уроки контроля – 13 часов, из них на:
- контрольные диктанты – 8 часов;
- контрольное тестирование – 3 часа;
- контрольную работу – 2ч
- на уроки повторения изученного материала – 11 часов.
Раздел 1 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом.
С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова.
Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Русский язык – один из развитых языков мира(1ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ(8 ч + 3 ч)
Повторение. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(18 ч + 4 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие мате риалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(25 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с по мощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- — -кас-. Правописание гласных в приставках пре-при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных оке.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(103ч+23ч)
Имя существительное(21 ч + 4 ч).
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (~щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме про шедшего времени с существительными общего рода (например, бело ручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное(21 ч + 4 ч)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и со гласных и суффиксах -ан- (-ян-), -ин~, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное- и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием при роды. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное(14 ч + 4 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, ми нут пять, километров десять).
III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение(22 ч + 4 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место имений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Склонение место имений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква я в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных место имениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после пристав ки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста!
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол(25 ч + 7 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части го тового текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГОВ VI КЛАССЕ(11 ч + 2 ч)
Разделы науки о языке. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика. Фразеология Орфография. Орфографический разбор. Словообразование. Морфемный разбор Словообразовательный разбор Морфология. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор
Сочинение на выбранную тему.
Раздел 3 Календарно-тематическое планирование
№ урока
| дата
| тема
| корректировка
| 1
|
| Русский язык – один из развитых языков мира.
|
| 2
|
| Фонетика. Орфография.
|
| 3
|
| Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.
|
| 4
|
| Орфограммы в корнях слов.
|
| 5
|
| Входной диктант
|
| 6
|
| Части речи. Морфологический разбор.
|
| 7
|
| Орфограммы в окончаниях слов.
|
| 8
|
| Р/Р Сочинение «Памятный день»
|
| 9
|
| Словосочетание. Простое предложение
|
| 10
|
| Простое и сложное предложение. Словарный диктант
|
| 11
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
|
| 12
|
| Прямая речь. Диалог.
|
| 13
|
| РР. Официально-деловой стиль
|
| 14
|
| Р/Р Текст
|
| 15
|
| Повторительно-обобщающий урок
|
| 16
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение»
|
| 17
|
| Анализ диктанта и работа над ошибками.
|
| 18
|
| Повторение изученного по лексике в V классе.
|
| 19
|
| Р/Р Собирание материала к сочинению
|
| 20
|
| РР. Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»
|
| 21
|
| Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова
|
| 22
|
| Диалектизмы
|
| 23
|
| РР. Сжатое изложение «Собиратель русских слов»
|
| 24
|
| Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова
|
| 25
|
| Устаревшие слова и неологизмы
|
| 26
|
| Исконно русские и заимствованные слова
|
| 27
|
| Исконно русские и заимствованные слова
|
| 28
|
| Фразеологизмы
|
| 29
|
| Источники фразеологизмов
|
| 30
|
| Повторение по теме «Лексика и фразеология»
|
| 31
|
| Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»
|
| 32
|
| Анализ контрольной работы
|
| 33
|
| Повторение изученного по словообразованию за V класс.
|
| 34
|
| РР. Описание помещения.
|
| 35
|
| Способы образования слов в русском языке. Приставочный
|
| 36
|
| Способы образования слов в русском языке Суффиксальный
|
| 37
|
| Способы образования слов в русском языке Приставочно-суффиксальный
|
| 38
|
| Этимология слов
|
| 39
|
| РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
|
| 40
|
| Буквы о-а в корнях -кос- (-кас-)
|
| 41
|
| Буквы о-а в корнях -кос- (-кас-)
|
| 42
|
| Буквы о-а в корнях -гор- (-гар-)
|
| 43
|
| Буквы о-а в корнях -гор- (-гар-)
|
| 44
|
| Буквы и-ы после приставок
|
| 45
|
| Гласные в приставках пре-при
|
| 46
|
| Гласные в приставках пре-при
|
| 47
|
| Гласные в приставках пре-при
|
| 48
|
| Гласные в приставках пре-при
|
| 49
|
| Тест по теме «Словообразование»
|
| 50
|
| РР. Выборочное изложение
|
| 51
|
| РР. Выборочное изложение
|
| 52
|
| Соединительные о-е в сложных словах
|
| 53
|
| Сложносокращённые слова
|
| 54
|
| Морфемный и словообразовательный разбор.
|
| 55
|
| РР. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»
|
| 56
|
| РР. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»
|
| 57
|
| Повторение изученного по теме «Словообразование
|
| 58
|
| Контрольный диктант по теме «Словообразование»
|
| 59
|
| Анализ диктанта и работа над ошибками.
|
| 60-62
|
| Повторение изученного по теме «Имя существительное» в V классе.
|
| 63
|
| Разносклоняемые существительные.
|
| 64
|
| Е в суффиксе –ен- существительных на мя
|
| 65
|
| Несклоняемые существительные.
|
| 66
|
| Род несклоняемых существительных.
|
| 67
|
| Имена существительные общего рода.
|
| 68-69
|
| РР. Сочинение-рассуждение
|
| 70
|
| Морфологический разбор существительного. Подготовка к контрольной работе
|
| 71
|
| Контрольная работа по теме «Имя существительное»
|
| 72
|
| Анализ диктанта и работа над ошибками.
|
| 73-75
|
| Не с существительными.
|
| 76
|
| Буквы ч-щ в суффиксах существительных
|
| 77
|
| Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-
|
| 78
|
| Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных.
|
| 79-80
|
| РР. Описание помещения
|
| 81-82
|
| Повторение изученного по теме «Имя существительное»
|
| 83
|
| Итоговый тест по теме «Имя существительное»
|
| 84
|
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
|
| 85
|
| Анализ диктанта и работа над ошибками.
|
| 86
|
| Повторение изученного в V классе
|
| |