Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы)





НазваниеРабочая программа по литературе ( 5- 9 классы)
страница1/21
Дата публикации11.11.2014
Размер2.16 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №136

Калининского района Санкт-Петербурга



«РАССМОТРЕНА»

На заседании

методического объединения

учителей русского языка и литературы

Председатель МО

__________/ ____________ /
Протокол № ___

от «18» июня 2013г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 136 Калининского района

Санкт-Петербурга
_____________/____________/
«30» августа 2013г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ СОШ № 136

Калининского района

Санкт-Петербурга
_____________/______________/
Приказ № ___

от «30» августа 2013г.






Рабочая программа

по литературе

( 5- 9 классы)


Составители учителя русского языка и литературы:

Милош Татьяна Николаевна

Перкина Ольга Юрьевна

Федотова Нина Михайловна

Черненькая Елена Владимировна

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования,

примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012), учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №136 Калининского района Санкт-Петербурга на 2013-2014 учебный год и обеспечена УМК для 5–6-го классов под редакцией В,Я. Коровиной ( авторы – составители В.П. Полухина, В. П. Журавлев, В.И. Кровин, В,Я. Коровиной), УМК для 7-9-го классов под редакцией В,Я. Коровиной ( авторы – составители В.П. Полухина, В. П. Журавлев, В.И. Кровин, В,Я. Коровиной)

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы. Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в старших классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XIX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Программа решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)

Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Данная программа обеспечивает прочную связь материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Перспективная школа», и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до XX века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к ЕГЭ по литературе.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

  • Формирование представлений о литературе как части общечеловеческой культуры, о значимости литературы в развитии цивилизации и современного общества;

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

2) в метапредметном направлении:

  • Развитие представлений о литературе как форме описания и методе познания действительности, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для литературы и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

  • Овладение литературными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • Создание фундамента для литературного развития, овладения возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, формирования механизмов мышления, характерных для литературной деятельности.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

II. Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.). В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

III. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс.

На изучение литературы в основной школе согласно федеральному компоненту отводится 2 учебных часов в не­делю в течение каждого года обучения.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Распределение учебных часов по разделам программы:

5 класс

Введение - 1 час.

Устное народное творчество — 7 часов.

Из древнерусской литературы — 1 час.

Из русской литературы XVIII века - 1 час.

Из русской литературы XIX века - 32 часа.

Из русской литературы XX века — 19 часов.

Из зарубежной литературы — 6 часов.

Итоговый урок - 1 час.

6 класс

Введение - 1 час.

Устное народное творчество - 3 часа.

Древнерусская литература - 1 час.

Произведения русских писателей ХУШ века - 3 часа.

Произведения русских писателей XIX века - 30 часов.

Произведения русских писателей XX века -19 часов.

Из зарубежной литературы - 9 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.

7 класс

Введение - 1 час

Устное народное творчество - 5 часов.

Древнерусская литература - 3 часа.

Произведения русских писателей ХУШ века - 2 часа.

Произведения русских писателей XIX века - 28 часов.

Произведения русских писателей XX века -22 часа.

Зарубежная литература - 5 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.

8 класс

Введение - 1 час;

Устное народное творчество – 2 часа;

Из древнерусской литературы -2 часа;

Из русской литературы 18 века – 3 часа;

Из русской литературы 19 века – 32 часа;

Из русской литературы 20 века – 21 час;

Из зарубежной литературы - 5 часов;

Итоговые уроки – 2 часа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе ( 10-11 классы)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconПриказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе 5 11 классы
Черкезовой М. В. с 5 по 11 классы, входящий в учебно-методический комплект по русской литературе для 5-11 классов, созданный коллективом...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconО. П. Кузнецовой от 16. 09. 2013 №271
Рабочая программа по литературе составлена на основании «Программы по литературе. 5-11 классы» Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconО. П. Кузнецовой от 16. 09. 2013 №271
Рабочая программа по литературе составлена на основании «Программы по литературе. 5-11 классы» Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе (предмет) для 5-9
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы. Автор:...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе за курс основной школы составлена...
Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconПрограмма по литературе 6-12 классы
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе 5-9 классы тематическое планирование;...
В издательстве «Русское слово» выходит учебно-методический комплекс «Литература. 5-9 класс» в составе учебников
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе 8 А, б классы
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена к учебнику...
Стандарты второго поколения. Литература. 5-9 классы (М: Посвещение. 2010 год), Программы общеобразовательных учреждений. Литература....
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе 9-а, 9-б классы
Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа по литературе ( 5- 9 классы) iconРабочая программа по литературе для 7 б, 8 б, 9 а, в классов (уровень...
Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», В. Я. Коровина, Журавлев...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск