Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Российской Федерации А.И. Баукина
поселка Радовицкий
140753 Московская область Шатурский район
поселок Радовицкий улица Клубная д.11
Утверждаю:
Директор школы
_________/Харитонов С.С./
«___»____________201_ г. Протокол педсовета №____
от______________________ Приказ по школе №_______
от______________________
Рабочая программа
по литературе
(предмет) для 5-9 классов
(ступень обучения)
Составлена учителями _____Егеревой С.А. и Алексеевым В.В.______
(Ф.И.О.) на основе: авторской программы по литературе для общеобразовательных
(наименование, автор, выходные данные)
учреждений 5 –11 классы. Автор: Т.Ф. Курдюмова. Москва «Дрофа», 2008.
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
______________________________________
Протокол №___от______________________
Руководитель_________/________________/
(Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы. Автор: Т.Ф. Курдюмова. Москва «Дрофа», 2008.
Цели и задачи преподавания литературы:
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
— формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
— осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
— осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
— овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
— используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах — и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.
Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.
Методическая система достижения цели: компетентностный подход, личностно-ориентированный подход, применение технологий критического мышления, ИКТ.
Средства достижения цели: авторская программа, УМК, специально оборудованный кабинет.
Место и роль предмета в учебном плане.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Способ развертывания учебного материала: материал подается в соответствии с последовательностью подачи материала в авторской программе.
В 5,6,7,8 классах из вариативной части учебного плана на изучение предмета добавлен 1 час в неделю (34 часа в год). 5 класс.
№
| Тема
| Кол-во часов
| 1.
| Древнегреческие мифы. Развитие познавательного интереса.
| 1
| 2.
| Сказка как вид народной прозы. Формирование навыков пересказа произведения.
| 1
| 3.
| Малые жанры фольклора. Формирование навыков определения жанровых особенностей произведения.
| 1
| 4.
| Повествование, описание, рассуждение. Типы речи. Формирование навыков определения типа речи.
| 1
| 5.
| Стихи и проза. Особенности стихотворной и прозаической речи.
| 1
| 6.
| Цикл повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Формирование интереса к творчеству Гоголя.
| 1
| 7.
| Сочинение на литературную тему развитие навыка написания сочинения.
| 1
| 8.
| Образ старого солдата в стихотворении Лермонтова «Бородино». Характеристика литературного героя.
| 1
| 9.
| Итоговый урок по литературе 19 века. Обобщение.
| 1
| 10.
| Связь веков в поэзии 20 века.
| 1
| 11.
| Урок-игра по сказке Г.Х. Андерсена. Развитие познавательного интереса.
| 1
| 12.
| Викторина «Аня в стране чудес» В.В. Набокова. Формирование читательских навыков.
| 1
| 13.
| Литературная викторина по книге Д. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Развитие читательского интереса.
| 1
| 14.
| Занимательное литературоведение.
| 1
| 15,16.
| Урок-концерт.
| 2
| 17.
| Читаем стихи поэтов 20 века. Формирование литературного вкуса.
| 1
| 18.
| Мир наших братьев меньших. С.А. Есенин, В.В. Маяковский.
| 1
| 19.
| Героическое прошлое России. Стихи о ВОВ. Формирование навыков анализа поэтического произведения.
| 1
| 20.
| В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Формирование навыков пересказа эпизода.
| 1
| 21.
| Мир сказочных героев. Фантазия и реальность в жизни человека.
| 1
| 22.
| Образ главного героя в произведении Д.Дефо «Робинзон Крузо»
| 1
| 23.
| Барон Мюнхгаузен в придуманных им историях. Обучение навыку пересказа.
| 1
| 24.
| Викторина по книге Лингрен. Развитие читательского интереса.
| 1
| 25.
| Сюжет и композиция в художественном произведении.
| 1
| 26.
| Мой любимый литературный герой.
| 1
|
6 класс.
№
| Тема
| Кол-во часов
| 1.
| Былина «На заставе богатырской». Развитие навыков устной монологической речи, навыков описания иллюстраций.
| 1
| 2.
| Герои сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Развитие навыков анализа текста, характеристики героев произведений.
| 1
| 3.
| Комплексная работа по отрывку из пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 1
| 4.
| Баллады В.А. Жуковского. Совершенствование навыков анализа поэтического текста.
| 1
| 5.
| Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». Формирование умений находить заданную информацию в тексте.
| 1
| 6.
| С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова - внука». Формирование умений определять основную мысль произведения, создавать текст на заданную тему, воспринимать текст на слух.
| 1
| 7.
| С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова - внука». Формирование характеризовать героя литературно произведения как читателя.
| 1
| 8.
| Очерк С.Т. Аксакова «Буран». Формирование умений создавать текст на основе заданных средств выразительности.
| 1
| 9.
| Варианты одной басни. Игра «Знатоки басен». Формирование читательского интереса.
| 1
| 10.
| Комплексная работа по тексту басни И.А. Крылова. Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 1
| 11.
| А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. Формирование умений отличать жанр послания.
| 1
| 12.
| Комплексная работа по предложенному тексту. А.С. Пушкин. Лирика. Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 1
| 13.
| Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Формирование умений определять тему и основную мысль лирического произведения.
| 1
| 14,15.
| Урок практикум. Средства художественной выразительности. Совершенствование умений определять стихотворный размер.
| 2
| 16.
| Комплексная работа по предложенному тексту. М.Ю. Лермонтов. Лирика. Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 1
| 17.
| Литературная игра. Два светила русской поэзии. Формирование читательского интереса.
| 1
| 18.
| И.С. Тургенев «Бежин луг». Развитие умений характеризовать особенности пейзажа в художественном произведении.
| 1
| 19.
| Комплексная работа по предложенному тексту. И.С. Тургенев «Бежин луг». Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 1
| 20.
| Мое лукоморье. Литературная игра по рассказу И.С. Тургенева. Формирование читательского интереса.
| 1
| 21.
| Комплексная работа по предложенному тексту. А.П. Чехов. Рассказы. Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 1
| 22.
| Викторина по юмористическим рассказам А.П. Чехова. Формирование читательского интереса.
| 1
| 23,24.
| Сочинение по повести «Детство Темы». Развитие навыков письменной речи, формирование умений анализировать свои и чужие тексты.
| 2
| 25.
| Урок-игра по роману Ж. Верна «Таинственный остров». Формирование читательского интереса.
| 1
| 26.
| Урок-игра по рассказу О. Уальда «Кентервильское приведение». Формирование читательского интереса.
| 1
| 27.
| Подготовка к домашнему сочинению «Моя любимая книга». Развитие навыков письменной речи, формирование умений анализировать свои и чужие тексты.
| 1
| 28.
| Комплексная работа по отрывку из повести М. Горького «Детство». Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 1
| 29,30.
| Сочинение «Великолепная страна моей мечты». Развитие навыков письменной речи, формирование умений анализировать свои и чужие тексты.
| 2
| 31,32.
| Родная природа в стихах русских поэтов. Формирование навыков анализа поэтического текста.
| 2
| 33,34.
| Комплексная работа. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики и давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.
| 2
| | |