Скачать 0.63 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Заместитель директора по УМР Протокол № 1 «28 »августа 2014г. ___________/Киселева О.А./ «28»августа2014г. Приказ №50«28»августа2014 Рабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнекулойская СОШ» д.Урусовская 2014г. Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классовобщеобразовательных учреждений (автор-составитель Г. С. Меркин). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределениеучебных часов по разделам курса. Весь курс литературы построен по концентрическому принципу на хронологической основе с выходом на «линейное»рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах. Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века,соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формированиеэстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижениюпрочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности исострадания как важнейших качеств развитой личности. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательскойсамостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоениепредлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказатьпрочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать оих роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Известно, что школьники 5 – 6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью,предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время онимогут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления,объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслитьпрочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагментили небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведенияравнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношенияавторов к своим героям, созданным ими произведениям. Программа построена на хронологической основе (от произведений устного народного творчества до современнойлитературы) с дальнейшим выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 – 11 классах. Кроме того, изучение литературы в 6 классе строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника. В настоящее время современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие,развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются главными источникамипознания мира и человека. Поэтому особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностныхориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено надостижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающейгуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речиучащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду другихискусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основеосвоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихсяпроизведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечениемнеобходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое иобщечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно ивсенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной имировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомитьучащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественнымидостоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокиенравственные чувства у человека читающего. В задачи изучения литературы входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательскойсамостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоениепредлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказатьпрочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказатьоб их роли в тексте, воспитания нравственного идеала, как общечеловеческой ценности, овладение литературоведческимитерминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при чтении и анализехудожественного произведения. В хрестоматии-учебнике автора Г.С. Меркина эффективно продуман программныйматериал. Здесь есть библиографические сведения об авторах произведений, само произведение и литературоведческийсловарь. Все это позволяет эффективно подготовиться к уроку ученику. Используемый учебно-методический комплект 1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А.Зинин, В. А. Чалмаев. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. 2. Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С.Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. Межпредметные связи Литература как учебный предмет наиболее тесно связан с русским языком. Как вид искусстваимеет связи с живописью, музыкой, театром. В целях обеспечения последовательного,систематического изложения материала курс построен на историко- литературной основе,что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имени произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры,масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету. Формы контроля: Формы промежуточной аттестации Навыки чтения 1 четверть Проверочная работа – 4 четверть Количество часов, на которое рассчитана программа Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучениелитературы в 6 классе 68 часов (2 часа в неделю). Учебно-тематический план
Содержание разделов учебного курса Введение (1) Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка,живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга —необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат,вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.). Из греческой мифологии (3) Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений огероизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. Теория литературы: мифологический сюжет. Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения. Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведенияна мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве. Из устного народного творчества (3) Предания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы,помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность,афористичность. Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино. Краеведение: сказки о богатырях в регионе. Из древнерусской литературы(3) «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характердревнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. Развитие речи: различные виды пересказа, простой план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы. Из литературы XVIII века (1) М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражениев стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения;идея стихотворения. Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. Развитие речи: выразительное чтение. Из литературы XIX века (34) В.А. ЖУКОВСКИЙ (1) Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новоеявление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада. Развитие речи: выразительное чтение. АС. ПУШКИН (7) Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирикаприроды: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» —историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь,искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральныеперсонажи. Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пере-лза, цитатный план, изложение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (4) Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи»,«Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей. Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ. Н. В. Гоголь(6) Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь,любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены иих значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое вповести. Своеобразие стиля. Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести(гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам. И.С. ТУРГЕНЕВ (4) «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»:служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы ицентральных персонажей произведения. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры врассказе (сравнение, метафора, эпитет). Развитие речи: сложный план, цитатный план. Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (частьсценарного плана), устное рисование. Н.А. НЕКРАСОВ (2) Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го-Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчествепоэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей». Основной пафосстихотворений: разоблачение сомой несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора и героям и событиям. Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с даннымфиналом либо данным эпиграфом). Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Некрасов и художники-передвижники. Л. Н. ТОЛСТОЙ (3) Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ«Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость,любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы:автобиографическая проза. Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана. В.Г. КОРОЛЕНКО (5) Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты,справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер. Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование. А.П. ЧЕХОВ (2) Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »: темы,приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углублениепредставлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма). Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма. Из литературы XX века (17) И.А. БУНИН (2) Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...»,рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа. Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. А.И. КУПРИН (2) Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренниймир человека и приемы его художественного раскрытия. Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна. С.А. ЕСЕНИН (1) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения.Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения. А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»', Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что вжизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору. М.М. ПРИШВИН (5) Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание вчитателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование. Н.М. РУБЦОВ (1) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Из поэзии о Великой Отечественной войне (2) Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру. В.П. АСТАФЬЕВ (2) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению. Из зарубежной литературы (5) Восточные сказки (1) «Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению. БРАТЬЯ ГРИММ (1) Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина. О. ГЕНРИ (1) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих г. о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица. ДЖ. ЛОНДОН (2) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения. Для заучивания наизусть М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». А.С. Пушкин. «Зимнее утро». М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...» И.А.Бунин. «Не видно птиц...» С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор. Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор. Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы выпускник основной школы должен знать:
уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы6 класса. В результате изучения литературы ученик должен знать:
уметь:
Перечень учебно-методического обеспечения Компьютеры (кабинет № 13), мультимедийные проекторы, экраны(кабинет № 13, №16),телевизоры (кабинет № 15, № 17). Основная литература
Дополнительная литература
Приложения |
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | ||
Программа деятельности школьного краеведческого музея Составитель:... Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна.... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Автор-составитель Козлова... Соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю | Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Календарно-тематическое планирование по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс Ершова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы сош №3 г. Каменска-Уральского | ||
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Рабочая программа по литературе в 10 классе к учебнику В. И. Коровина,... Автор-составитель: Комаровская Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории | ||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | Рабочая программа по литературе в 11 классе Чекуновой Юлии Анатольевны,... Мбоу «сош №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани Республики... |