Скачать 225.42 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. Теория и методология литературоведческого исследования Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.01.01 Русская литература очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Комаров С.А./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы 01.06.2011 г. протокол № 12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 10 стр. Завкафедрой ______________________________/Эртнер Е.Н./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 17.06.2011 г. протокол № 3 Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра русской литературыКомаров С.А. Теория и методология литературоведческого исследования Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.01.01 Русская литература очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Комаров С.А. Теория и методология литературоведческого исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.01.01 Русская литература очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 10 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Русская литература – Теория и методология литературоведческого исследования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Эртнер Е.Н.© Тюменский государственный университет, 2011. © Комаров С.А., 2011. 1. Пояснительная записка
Дисциплина в цикл ОДА: Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности и подготавливает аспирантов к курсу «Русская литература – Актуальные проблемы современного литературоведения».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: 1) пути изучения литературных явлений; 2) структуру Введения в профильную диссертацию; 3) опыт обоснования своего предмета изучения и методологии его исследования в ряде классических монографических работ. Уметь: 1) определять целесообразность выбора определенного пути изучения литературного явления, его соответствие объекту и предмету исследования; 2) формулировать рабочую гипотезу, основные положения, выносимые на защиту, научную новизну своего исследования. Владеть: 1) навыками обоснования методологии своего исследования; 2) навыками описания опыта своих предшественников по проблеме изучения.
Таблица3. Планирование самостоятельной работы аспирантов
Тема 1. Теория и методология в структуре литературоведения как науки Структура литературоведения в исторической перспективе. Дометодологический этап развития науки о литературе. Периодизация методологического этапа. Научная школа и ее модель. Роль научных школ в формировании и модернизации путей изучения литературных явлений. Научная парадигма, смена парадигм. Отечественный и зарубежный опыт науки о литературе. Жанры и формы научных исследований. Тема 2. Историко-функциональный и социологический пути изучения литературных явлений Историко-функциональная методология, причины ее позднего формирования. Образцы работ историко-функциональной направленности. Социологический путь изучения литературных явлений. Сложности и опасности этой методологии в России. Классические работы Г. Плеханова, П. Сакулина, В. Фриче, В. Переверзева. Феномен «вульгарного социологизма». Опыт марксистской поэтики И. Виноградова. Споры о соцреализме. Проблематика работ «официального» литературоведения второй половины ХХ века и их авторы (М. Храпченко, Б. Сучков, Д. Марков, А. Иезуитов, А. Бушмин, А. Метченко, Л. Тимофеев, Г. Бердников и др.). Понятийный аппарат социологического литературоведения, аксиоматика методологии, этапы взаимодействия с немецкой культурой. Задачи новой социологии литературы (Бурдье, Дубин, Рейтблат). Тема 3. Культурно-исторический, сравнительно-исторический и психологический пути изучения литературных явлений Причины появления культурно-исторической методологии в середине XIX века. Классические работы Буслаева, Пыпина, Тихонравова, их понятийный аппарат. «Историческая поэтика» А. Веселовского: проект, структура работы, понятийный аппарат. Сравнительно-историческая методология в России ХХ века (В. Жирмунский, М. Алексеев, Б. Реизов и др.): этапы и идеи. От психологического литературоведения к психоаналитическому: имена, этапы, понятийный аппарат. Классические работы А. Потебни и Д. Овсянико-Куликовского. Психоаналитические опыты в отечественном литературоведении (Ю. Карабчиевский, М. Золотоносов и др.), выход к антропологическому методу (В. Подорога). Тема 4. Семиотический и историко-генетический пути изучения литературных явлений Морфологическая школа в России 1920-х годов и ее истоки. Сегменты, идеи и проекты морфологистов (Россия – Чехия – США). «Морфология сказки» В. Проппа как классический труд: идеи, структура, аппарат. Тартуско-московская семиотическая школа. Мифологическая школа как первоисток историко-генетических достижений 1920-1930-х годов (О. Фрейденберг, М. Франк-Каменецкий, М. Бахтин). Историко-генетические труды и идеи второй половины ХХ века (Е. Мелетинский, Б. Гаспаров). Значение идей Д. Фрэзера. Мифопоэтический подход к тексту. Тема 5. Текстологический и стиховедческий пути изучения литературных явлений Проблема текста в науке о литературе. Классики отечественного текстологического изучения (Н. Пиксанов, Д. Лихачев, Е. Прохоров, Б. Бухштаб). Понятийный аппарат и аксиоматика текстологии. Этапы развития отечественного стиховедения. Стиховедческие идеи М. Ломоносова и А. Белого: связь теории и практики в поэзии. Крупнейшие отечественные стиховеды ХХ века (В. Жирмунский, М. Гаспаров, Ю. Орлицкий, Б. Эйхенбаум и др.), их идеи и классические работы. «Смысл и метр» М. Гаспарова как образец стиховедческого исследования. Работы К. Тарановского и Р. Якобсона. Задачи современного стиховедения и современной текстологии. Тема 6. Философско-эстетический и постструктуралистский пути изучения литературных явлений М. Бахтин и А. Лосев как классики философско-эстетической методологии. «Диалектика художественной формы» А. Лосева: идеи, структура, культурный контекст. «Автор и герой в эстетической деятельности» М. Бахтина: структура и понятийный аппарат. Эволюция научных поисков Бахтина: от 1920-х к 1960-м годам. Основные работы Бахтина, их идеи. Собрание сочинений Бахтина, комментарии в нем. Ю. Лотман и М. Гаспаров о Бахтине. Бахтинизм и перспективы учения Бахтина о литературном творчестве. Идеи Бахтина и история русской литературы. «Проблемы коммуникации у Чехова» А.Д. Степанова как опыт творческого развития идей Бахтина. Императив отечественной аксиологии и религиозная направленность в отечественном литературоведении. Идеи И. Ильина и П. Флоренского как развитие культурно-исторического литературоведения. Специфика преломления конфессиональной аксиоматики в литературном творчестве и современные споры (С. Бочаров, И. Есаулов). Опыты постструктуралистских решений историко-литературных проблем в отечественной науке о литературе (Л. Карасев, В. Колотаев и др.).
Тема 7. Введение как часть научного исследования Вопросы для обсуждения:
Тема 8. Автореферат диссертации как жанровая форма Вопросы для обсуждения:
Тема 9. Введение и заключение как составные части классических филологических монографий
Тема 10. Журнал «Новое литературное обозрение» и поиск методологических решений в науке о литературе
1. Контрольная работа: «Актуальность и методология исследования. Основные положения, выносимые на защиту» (проект на материале темы своей диссертации). 2. Реферат: «Путь изучения литературного явления» (на материале предполагаемой методологии собственного диссертационного исследования).
11.1. Основная литература:
11.2. Дополнительная литература:
11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
|
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная... Селиванов В. Е. Теория измерений в социологии. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22. 00. 04 – «Социальная... | Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения | Программа курса и методические рекомендации для студентов очной и... Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности «Конституционное право; муниципальное право», для очной и заочной форм обучения | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности «Конституционное право; муниципальное право», для очной и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности «Конституционное право; муниципальное право», для очной и заочной форм обучения | Педагогическая практика аспирантов учебно-методический комплекс рабочая... Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует... | ||
Российской федерации Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Коррекционная... | Рабочая программа для аспирантов специальности 01. 04. 14 Теплофизика... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2 | ||
Тюменский государственный университет Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05. Этика очной и заочной... | Рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 Механика... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Литература сведения об авторах abstracts, key words Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Программа для аспирантов специальности 03. 03. 01 Физиология очной и заочной форм обучения Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («24» мая 2011 года, протокол №11) Соответствует требованиям... | Программа для аспирантов специальности 10. 02. 02 языки народов РФ... ... |