Подросток как читатель





Скачать 98.14 Kb.
НазваниеПодросток как читатель
Дата публикации19.07.2013
Размер98.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ПОДРОСТОК КАК ЧИТАТЕЛЬ
Читательский портрет подростка во многом определяется в 10—11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятель­ность, возникают новые увлечения). Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потреб­ностью, если его познавательные интересы вылились в читатель­ские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

При благоприятных условиях у ребенка в 10-11-летнем воз­расте активизируется познавательная деятельность, заметен инте­рес к необыкновенным явлениям природы, к вопросам миро­здания, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыс­лению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возмож­ностью «что-либо узнать», вторая — «пережить». Именно теперь библиотекарь может в полную меру развивать читательские запросы ребят в области познавательной литературы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, «деловые» книги, научно-популярные альманахи и журналы. По­лезно в этот период раскрыть подростку многообразие техни­ческих приемов чтения научно-познавательной литературы, научить гибкому применению их на практике.

Замечено, что читательская активность подростков особенно интенсивно формируется в процессе чтения книг, авторы которых рассчитывают на встречное сотворчество, ставят читателя в роль пытливого исследователя. Проблемные материалы отвечают по­требностям детей этого возраста, удовлетворяют их интерес ко всему новому, необычному, поражающему их воображение, ставят перед ними все новые и новые вопросы. Таким качествам, например, отвечают книги П. Клушанцева, И. Акимушкина, Ю. Дмитриева, М. Ивина, Г. Свирина и др.

Библиотекарю надо знать, что установка исключительно на познание способна иногда превратить и чтение художественной литературы в сугубо рациональный процесс. Этой опасности мож­но избежать, если своевременно заострять внимание подростка на своеобразии чтения разных видов литературы.

Для некоторых библиотекарей в качестве идеала выступают читатели, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к какой-либо одной отрасли знания. Другие считают более жела­тельным для подростка смену интересов. Психологи утверждают, что изолированно от других никакой интерес развиться не может. Разнообразный опыт чтения, «примеривание» разных ролей прин­ципиально важны для полноценного развития личности. Вот поче­му многообразие увлечений подростков 10— 11 лет надо поддер­живать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов.

Одна из причин падения интереса к чтению в десятилет­нем возрасте, по мнению психологов,— установка на отказ от усилий. Чтение требует активного умственного труда. Читать скучно тому, у кого нет соответствующих мотивов, сильных побуждений, нет интересов. Ставка исключительно на занима­тельность, увлекательность, игру, к которой часто прибегают библиотекари в пропаганде книги подросткам (викторины, состя­зания, КВН и др.), не всегда состоятельна. Увлечь и заинтере­совать сиюминутно 10-летнего подростка чем-либо необычным легко, но трудно сохранить и поддержать этот интерес, тран­сформировать его в читательский.

Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у младших подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя движет в этом случае фабула, увлекают экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка: желанию ис­пытать свои возможности, проверить себя мысленно в необыч­ных обстоятельствах. «Опасность,— говорил Л. Толстой о 10-летнем Федьке,— для него составляет, кажется, самое глав­ное условие удовольствия». Это же «условие удовольствия» присуще и современным десятилетним. Отсюда естественный интерес к приключенческой литературе, к которой читатели 10— 11 лет относят книги «про индейцев», фантастику, литератур­ную сказку, книги «про ужасы», книги «про войну». Наиболее спрашиваемыми и наиболее читаемыми в этот период, по наблю­дениям библиотекарей, являются книги А. Волкова, К. Булычева, Р. Стивенсона, В. Скотта. Охотно читаются детьми книги с мифологическими сюжетами.

Наблюдения показали, что в герое приключенческих книг подросток ценит выше всего храбрость, решительность, даже если эти качества сочетаются с жестокостью и бездушием. Вот характерный пример отзыва пятиклассника на книгу Р. Стивен­сона «Остров сокровищ»: «В книге мне больше всего нравится Джон Сильвер: ловок, дерзок, удачлив, силен. На протяжении повествования он совершил два убийства, а сколько смертей он принес до этого? Но тем не менее я восхищаюсь им. Это мой любимый герой». Подобные отзывы должны стать предметом специального обсуждения с читателями. Надо помочь развенчать в сознании подростка героев-убийц, какими бы привлекатель­ными они с первого взгляда ни казались. В разговоре о героях следует больше внимания обращать на проявления милосердия, доброты, человечности.

Доминанта читательских интересов 10-11-летних школьни­ков — ориентация на «захватывающее» в книге — может в даль­нейшем привести к неразборчивому чтению, к утрате чувства слова. Задача библиотекаря — умело опираясь на интересы де­тей, рекомендовать им для чтения высокохудожественные произ­ведения.

Контакт с книгой в 10-11-летнем возрасте во многом зави­сит от осознанности мотивов чтения: для чего подросток читает, что дает ему чтение, что хотел бы он почитать, что может пореко­мендовать другому. На такого рода вопросы полезно заострять внимание каждого подростка. Если формированию мотивов чте­ния не уделить в этот период должного внимания, то, как прави­ло, не происходит развития потребностей. Помочь осознать роль книги в своей жизни подростку помогут адресованные ему издания: Линкова И. «Ты и твоя книга», «Час книги»; Чирва А. «Книга в твоих руках» и др.

Диапазон познавательных интересов у подростков 12—13 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приоб­ретают личностный смысл, становятся избирательными, осо­знанными. У многих подростков возникают устойчивые интере­сы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соот­ветствующим областям знания. Как показало исследование Г. И. Гинзбург, для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Именно процесс зарождения у подростка вопро­сов в связи с прочитанным, характер его самостоятельных действий, направленных на их разрешение, возникновение новых вопросов является существенным показателем его читательс­кой активности.

По степени читательской активности и характеру мотивов чте­ния научно-познавательной литературы подростков можно условно разделить на три группы. К первой относятся читатели, ищущие развлекательной, обязательно «новой», «нетрудной» информации «для себя» и книги «для урока». Подросткам этой группы свойственны ситуативность, узкий практицизм читательского спроса, отражающий пассивность их позиции, отсутствие глубоких позна­вательных интересов. Сталкиваясь с непонятным в тексте, эти читатели пропускают его, не пытаясь уяснить. Познавательная активность этих подростков направлена преимущественно на вос­произведение читаемого (выписывание отрывков текста, цифр, имен, дат и т. п.). В работе с такими читателями полезны вопросы типа: что нового для себя ты узнал из прочитанного, соответствует ли содержание книги ее названию?

Вторую группу читателей составляют подростки 12—13 лет, способные не только получать из книги информацию, но и срав­нивать читаемое с уже известным, соотносить со своим жизненным опытом. Они ищут ответы на свои вопросы, их занимает не только новизна Материала, но и его связь с предшествующим чтением. Для них представляют интерес очерки- документального характера, книги о людях научного подвига, изобретателях. Эту группу читателей можно заинтересовать рекомендательной библио­графией, познакомить с фондом справочной литературы, пригла­сить к участию в конкурсах, диспутах, в Дне информации и т. п.

К самой малочисленной группе относятся читатели, чьи мотивы направлены на углубление понимания известного, поиски путей применения знаний. Читатели этой группы, не ограничиваясь восприятием новой информации, стараются понять ее во взаимо­связи с уже известной. Возникающие у них вопросы отражают стремление к поиску существенных связей. Наиболее интересными эти подростки считают книги, написанные в форме бесед, когда автор подключает читателя к поискам доказательств выдвинутых гипотез, вводит в суть научной полемики. Их интересуют книги, помогающие моделировать, конструировать. Для этого они часто используют приложения к книгам (таблицы, карты, схемы), отыскивают объяснение специальных терминов. Они охотно обра­щаются к научно-популярным журналам, к изданиям рекоменда­тельной библиографии. Особым спросом у этой группы читате­лей пользуются книги Я. Перельмана, приобщающие к научным методам познания.

Такого рода литература располагает подростка к читатель­скому общению, побуждает ставить вопросы, спорить. Такой читатель может стать хорошим помощником библиотекарю в развитии познавательной активности читателей первых двух групп. Как показывает опыт, наиболее сильное влияние эти читатели оказывают на других в так называемых малых коллективах — кружках, клубах и т. п.

Что касается чтения художественной литературы, то на воз­раст 12—13 лет приходится пик чтения приключенческой литерату­ры. Круг чтения подростков составляют романы А. Дюма, А. Кристи, Ж. Сименона, А. Конан Дойла. Второе место по спросу занимает фантастика. В репертуар чтения подростков входит «взрослая» литература (произведения В. Пикуля, А. Рыбакова и других авторов). В отличие от читателей 10—11 лет этих подростков интересуют не только действия героев, но и их внутренний мир, взаимоотношения с другими персонажами. У многих подростков в эти годы происходит включение литературы в контекст их собст­венной жизни. Хотя мотивы чтения художественной литературы они часто формулируют как познавательные или развлекатель­ные («читаю, чтобы узнать о жизни», «чтобы отдохнуть»), на самом деле (об этом говорят их отзывы о прочитанном) мотива­ция чтения у многих более глубокая — интерес к человеку, к психологии взаимоотношений, потребности в косвенном жизненном опыте.

Характерная особенность восприятия художественной литера­туры в этом возрасте — самосознание, что раньше наблюдалось крайне редко. При чтении художественных произведений у многих подростков создается «эффект сопричастности» и на этой основе — перенесение читаемого на себя. «Меня просто потрясла судьба героини повести А. Алексина „Безумная Евдокия",— пишет в ре­дакцию 13-летняя девочка.— Скажу честно, глядя на старомодных людей, я, как и Ольга, испытывала перед ними, отставшими от жизни, чувство превосходства, что ли. И вот мне стало стыдно. Стыдно за подобные мысли, а больше всего за то, что я, оказы­вается, совсем неверно думала о людях. Книга убедила меня, что быть такой не просто глупо, но подло. Я бы не задумалась над этим, не попадись мне эта книга». Большую роль в этом пла­не играют книги Ю. Иванова, В. Тендрякова, Р. Погодина, В. Железникова и др.

Однако далеко не у всех подростков мотивация чтения худо­жественной литературы отличается многообразием, а восприя­тие — глубиной и богатством чувств. Примитивизм восприятия, стереотип развлекательного чтения, ориентация на массовую культуру — характерные явления нынешнего подросткового чтения. От библиотекаря требуется большое педагогическое мастерство, чтобы ослабить эти явления.

Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую само­оценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими. С этой целью некоторые библиотекари проводят диспуты «Чтение как творчество», организуют специальные выставки: «Каков ты, наш читатель?», «Узнай себя, читатель», «Мы с тобой — читатели», «Читательский портрет друга», проводят деловые игры, конкурсы на лучшего читателя.

В особом внимании библиотекарей нуждаются четырнадцати­летние. Это трудные для руководства чтением подростки. Та диф­ференциация отношения к книге (положительная или отрицатель­ная), которая наметилась у десятилетних, к 14 годам поляризуется. Не случайно одни называют восьмиклассников «самыми читающи­ми», а другие — «самыми нечитающими». И те и другие правы. В этом в наибольшей степени сказываются результаты влияния социально-педагогических условий, в которых подросток развивался раньше. Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания куль­туры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отли­чаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их изби­рательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к кни­ге. Круг чтения, мотивы, восприятие произведений несут на себе печать их индивидуальности. Это читатели-«исследователи», читатели-«мыслители». Некоторые из них реферируют прочитанное «для себя», выступают с «научными» докладами.

Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами, восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны нигилизма к книге как к «отжившему» средству информации. Характерное в этом отношении письмо восьмиклассников было опубликовано в материалах дискуссии «Место книги» в «Литературной газете», в котором они демонстра­тивно отвергли значение книги для их поколения. Такого рода утверждения могут стать предметом обсуждения в библиотеке. Запастись аргументами в пользу книги библиотекарю поможет сборник «Человек читающий», содержащий высказывания о книге писателей разных стран, а также книги А. М. Левидова «Автор — образ — читатель» и «Литература и действительность».

В целом же внутренняя позиция у четырнадцатилетних ха­рактеризуется чаще всего ярко выраженной тенденцией, с одной стороны, к самоопределению, постижению своего «я», с другой — к поискам нравственного идеала. Типичным для них является мотив самообразования и самовоспитания. В круг чтения широко входит публицистика, усиливается интерес к поэзии. Обостряется внимание к художественному своеобразию, творческой манере писателя. Меняется отношение к герою: волнует характер лич­ности во всей его сложности и цельности. В этом возрасте проявляется тенденция обособления интересов юношей и девушек.

Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских за­просов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались стержне­вые интересы к конкретным областям знания и видам деятель­ности, что определяет избирательность чтения. Начинают сказы­ваться на спросе профориентационные намерения.

Наибольшие возможности для читательского развития стар­шего подростка заложены в индивидуальном общении с библио­текарем. Залог успеха в паритетном характере общения. В библио­текаре 14-летний читатель, ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с библиотекарем только в случае полного доверия к нему. «Белые нитки» педагогического расчета он замечает сразу. Отсюда высокие требования к мастерству библиотекаря, к тонкости его педагогических приемов, усиление роли опосредованных форм общения (использование отзывов читателей, «книжных закладок», памяток и т.п.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подросток как читатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде, подросток и закон»
Подросток как читатель iconБезопасности дорожного движения, в начальных классах проведены «Уроки безопасности»
Администрации Новгородского муниципального района от 22. 04. 2013 №2118-рз «О проведении операции «Подросток» в Новгородском муниципальном...
Подросток как читатель iconУ правление образования администрации г. Оренбурга. Муниципальное...
...
Подросток как читатель iconВнимание: подросток
Как ни сядешь все неудобно, а взрослые говорят: Ни крутись, не разваливайся на
Подросток как читатель iconРеферат по обществознанию Тема: Подросток и компьютерные игры Работу
Часто компьютер покупают ребенку для того, чтобы он играл в компьютерные игры и не подозревают, что кроме этих самых игр существует...
Подросток как читатель iconКак формируется зависимость?
Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской...
Подросток как читатель iconЯвляется подросток (подростковый возраст). Предметом исследования
Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-педагогические характеристики переходного возраста. 8
Подросток как читатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры....
Подросток как читатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Администрации Псковской области, нормативными документами Администрации города Пскова, нормативными документами органов местного...
Подросток как читатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Привет, мой дорогой читатель!!! Давненько мы с тобой не виделись! Как я соскучился!
Подросток как читатель iconРазноцветная любовь. Часть первая Любовь, выражаемая в письме опасна,...
Ты ведь Человек, читатель! А изучив мои каракули до конца, ты сам себе и ответишь на все вопросы. И на этот вопрос тоже. И, поверь,...
Подросток как читатель iconЭ. Я. Баталов баталов эдуард Яковлевич, кандидат философских наук
Эти странные слова, как уже догадался проницательный читатель, взяты из Ницше. Они, думается, емко и точно характеризуют природу...
Подросток как читатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Подросток как читатель iconКонкурс методических разработок по литературе «Литература это когда...
Настоящий пакет дидактического материала составлен для блочного изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Подросток как читатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуй, мой дорогой друг и читатель откровенного путеводителя! Здесь вы можете увидеть себя и свою жизнь, как на ладони
Подросток как читатель icon«Пропаганда библиотечно-библиографических знаний». Библиотека и была и будет
Читающий подросток – надежда на хорошее будущее России. Что значит чтение для современных подростков? Как помочь ученикам стать вдумчивыми...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск