Р.Ф. Михельсон
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Методические указания для студента
Список рекомендуемой литературы Основная литература:
Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В.И.Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2008.
Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. – М.,2008.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2008.
Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. М., 2008.
Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И Холостова, А.С. Сорвина – М., 2007.
Социальная работа: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д., 2008.
Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой – М., 2007.
Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И. – М., 2008.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. – М., 2008.
Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. / Пер. с англ. – М., 1993, 1994.
Дополнительная литература: Актуальные проблемы теории социальной работы: Материалы научной конференции «Социальная работа в системе социальных наук». – М., 2005.
Антология социальной работы. В 5 т. / Составит. Фирсов М.В. – М., 1994, 1995.
Баркер Р. Словарь социальной работы. Пер. с англ. – М., 1993.
Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. – М., 1992.
Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. – М., 1997.
В поисках истины (Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы). – М., 1999.
Галагузова Ю.Н., Трухачев В.В., Щтинова Г.Н. Структура и содержание практики студентов, обучающихся по специальности «социальная работа»: Методическое пособие. Екатеринбург, 2005.
Горбунова М.А. Социальная и профилактическая реабилитация. М.,2005.
Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. Барнаул, 1999.
Гусляков Л.Г. Теория и практика социальной работы 1990-х годов. Барнаул, 1999.
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М., 1997.
Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. – 2006. № 1.
Дементьева Н.Ф. Медицина и социальная работа: Методологический аспект // Медицина и социальная работа. – М.,2005.
Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро. – М., 1995.
Жуков В.И. Социальное образование в России. М., 2005.
Клейберг Ю.А., Кокорева Л.А. Социальная и психологическая адаптация личности маргинала. Тверь, 1998.
Ковалев В.М. Социология социальной сферы. – М., 1999.
Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. М.-Воронеж, 1999.
Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1999.
Колков В.В. Методологические аспекты формирования теории социальной работы // Работник социальной службы. – 2007. № 1.
Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. – 2006. № 2.
Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России. М., 2005.
Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. М., 1999.
Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М., 2006.
Никитин В. А. О теоретической идентичности социальной работы // Социальная работа: теория, технология, образование. МГСУ. –2005. № 1.
Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в социальной работе: Учебное пособие. М., 2004.
Новикова С.С., Соловьева А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие. М., 2005.
Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. – М., 1999.
Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М., 2000.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004.
Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами. М., 1999.
Павленок П.Д. Введение в специальность «социальная работа». М., 2006.
Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего профессионального образования. // Российский журнал социальной работы. – 2005. № 1.
Практика социальной работы / Под ред. Доэла М., Шардлоу Ф. М., 1995.
Профессиональное мастерство работников социальных служб: Материалы II научной конференции работников социальных служб. – М., 1999.
Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.
Савинов Л.И., Кузнецов Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие. М., 2006.
Системный подход в социальной работе: Методологический семинар. – М., 1997.
Словарь - справочник по социальной работе / Под. ред. Холостовой Е.И. М., 1997.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие / Под ред. Р.С.Кукушкина.М., 2004.
Социальная политика и проблемы подготовки кадров. – М., 1999.
Социальная работа: Словарь-справочник. М., 1998.
Социальная работа с инвалидами. М., 1996.
Социальная работа с пожилыми. М., 1995.
Социальная работа с семьей. М., 1995.
Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. / Сост. А.М. Панов. М., 2004.
Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Жукова. – М., 1997.
Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие. М., 2004.
Суслаков Б.А. Социальная служба: состояние и перспектива. М., 2001.
Теория и практика социальной работы / Под ред. В.Н. Ярской. – Саратов, 1995.
Теория и практика социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. – Барнаул, 1994.
Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов / Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь, 1994.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1, 2. – М.; Тула, 1993.
Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. М., 2004.
Технология и приемы профессионального воздействия в социальной работе: Методические рекомендации. – М., 2003.
Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. – М., 2000.
Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. М., 1999.
Философия социальной работы / Под ред. В.И. Митрохина. М., 1998.
Философско-антропологические основы социальной работы: теория и методика социальной работы. В 2 т. – М., 1994.
Фирсов М.В. Теоретические основы социальной работы. М., 1997.
Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. / Отв. ред. А.С. Сорвина. – М., 1997.
Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995.
Холостова Е.И., Социальная работа на селе: История и современность. М., 2006.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., 2004.
Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 55-72.
Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия. – Ульяновск, 1999.
Эффективность социальной работы / Сост. В.В. Колков. – М., 2005.
Якушев Л.П. Социальная защита: Учеб. пособие. – М., 1998 .
Планы семинарских занятий Тема 1. Социальной работы в России: исторический ракурс Цель: Формирование исторического видения социальной работы в России. Вопросы для обсуждения: 1. Основные этапы формирования в России исторических форм социальной поддержки и защиты.
2. Сущность поддержки и защиты. Идеология и практика социальной поддержки и защиты в исторической перспективе.
3. Социальное обеспечение и социальная работа на рубеже XX столетия.
Темы докладов/рефератов:
Природная социальность человека как основа оказания помощи и взаимопомощи.
2. Условия жизнедеятельности как фактор помощи и взаимопомощи.
3.Роль ценностных ориентиров, общественной морали, обычаев и традиций в становлении помощи и взаимопомощи.
4. Общинные формы взаимопомощи в дохристианской Руси.
5. Великокняжеская филантропия.
6.Монастырская благотворительность.
7.Становление и развитие системы общественного призрения в России в XVIII - первой половине XIX вв.
8.Социальные реформы Петра I и Екатерины II.
9.Реорганизация системы государственного управления социальной сферой в пореформенный период развития России (вторая половина XIXв. - 1917 г.).
10.Создание института социального обеспечения.
11.Институционализация социальной работы в современный период Задания для самостоятельной работы студентов:
Изучить материал книги: 300 лет. История Российских социальных служб. Хронограф / Под общ. редакцией Жукова В.И. М., 2001.
Ответить на вопросы и выполнить задания:
Составить схему модели княжеского и церковно-монастырского попечения на Руси с 11 по 13 века.
Представить модель общественного призрения 1700-1860 гг.
Дать характеристику частной благотворительности в России с 1860 по 1917 гг.
Выявить достоинства и недостатки системы социального обеспечения.
Составить перечень задач системы социальной защиты населения в современный период.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).
Формы текущего контроля знаний: устный опрос, анализ сообщений (докладов). Тема 2. Теоретические основы социальной работы Цель: Показать теоретические основы социальной работы, сформировать представление о методах социальной работы. Вопросы для обсуждения: 1. Базовые категории социальной работы.
2. Закономерности социальной работы.
Основные принципы социальной работы.
Модели теоретического обоснования социальной работы.
Методы социальной работы: индивидуальная работа с конкретным случаем, работа с группой, работа в микросоциальной среде.
Темы докладов/рефератов: 1. Специфические принципы социальной работы (универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентопроцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности, адресности, доступности и др.).
2. Основные группы теорий, близких к социальной работе (психолого- ориентированные, социолого-ориентированные и комплексной межведомственной ориентации).
Методы социальной работы со случаем.
Методы социальной работы с группой.
Методы социальной работы в микросоциуме.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Изучить материал учебника: Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.:Академический проект, 2008. С. 43-64, 419-476.
Ответить на вопросы и выполнить задания:
выяснить пути познания в социальной работе.
дать определения понятий - категория, закономерность, принцип в науке.
составить перечень базовых категорий и закономерностей социальной работы.
показать общее и особенное в методах индивидуальной и групповой социальной работы.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).
Формы текущего контроля знаний: устный опрос, анализ сообщений (докладов). Тема 3. Социальная работа как отрасль науки Цель: Формирование системного представления о социальной работе как отрасли науки. Вопросы для обсуждения:
Социальная работа как наука и ее место в системе научных знаний.
Предмет социальной работы как науки.
Цели и задачи социальной работы как науки.
Функции социальной работы как науки.
Современные теоретические подходы в социальной работе и возможность их реализации на практике.
Темы докладов/рефератов:
Понятие социальной работы и ее содержание.
Взаимосвязь социальной работы с философией, историей, политологией, социологией, психологией, конфликтологией, педагогикой, медициной, правоведением, экономикой, культурологией и другими научными дисциплинами.
Актуальность развития социальной работы как науки на современном этапе развития общества.
Теория и практика социальной работы - гармоничное взаимодействие в XXI веке.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Изучить материал учебника: Основы социальной работы. / Под ред. Павленка П.Д. - М.: Инфра-М, 2008.
Ответить на вопросы и выполнить задания:
обосновать место социальной работы в структуре социогуманитарного знания.
раскрыть содержание основных функций социальной работы как науки.
• обосновать взаимосвязь науки и практики социальной работы. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Тема 4. Социальная работа как вид практической деятельности Цель: Формирование представлений о социальной работе как профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки людям.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «профессиональная деятельность»
Специфика системы «человек - человек»
Социальная работа как новая профессия.
Этапы становления социальной работы как профессии в России.
Темы докладов/рефератов: 1. Функции социальной работы как вида практической деятельности.
2. Объекты социальной работы (пожилые люди, инвалиды, малообеспеченные семьи, безработные, беспризорные дети, лица без определенного места жительства и занятий и другие категории населения).
3. Профессиональные и непрофессиональные формы социальной работы.
4. Субъекты социальной работы (Федеральные, региональные органы исполнительной власти, исполняющие функции по социальной защите населения, государственные учреждения и предприятия социального обслуживания, общественные объединения, благотворительные организации, волонтеры и другие).
Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России.
Особенности современного этапа в развитии социальной работы.
Профессионально-этический кодекс социальной работы: понятие, сущность, цели и задачи, функции, структура, содержание.
Ценности и цели социальной работы: взаимосвязь и взаимовлияние.
Ценности и цели социального работника их роль в развитии и становлении социальной работы.
10. Ценность человека как основание профессиональной социальной работы.
Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Изучить материал учебника: Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В.И.Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2008.
2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
дать определение социальной работы как практической деятельности.
выяснить, что собой представляет профессиональная и непрофессиональная социальная работа.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности.
|