Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология»





Скачать 291.77 Kb.
НазваниеМетодические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология»
страница1/2
Дата публикации28.05.2015
Размер291.77 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ИНСТИТУТ- ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ИРКУТСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Технологический факультет

кафедра ветеринарной медицины
Карамушкина С.В.


ИММУНОЛОГИЯ

Методические рекомендации и задания для контрольной работы для студентов заочного обучения Технологического факультета по специальности

111801.65- Ветеринария

ЧИТА 2013

УДК 612:636 (075)
Методические рекомендации и задания для контрольной работы для студентов заочного отделения Технологического факультета по специальности 111801.65 - Ветеринария

Составитель: к.б.н., Карамушкина С.В.

Рецензент:

Рассмотрено на заседании кафедры ветеринарной медицины ЗабАИ

«_____»__________2014

Утверждено Методической комиссией технологического факультета

ЗабАИ и рекомендовано к изданию

«___»________20___г., протокол №____

Методические рекомендации предназначены для студентов заочного обучения и предусматривают освоения курса знаний теоретического и прикладного характеров.

Методические рекомендации соответствуют требования ФГОС ВПО и примерной учебной программе дисциплины по специальности 111801.65 - Ветеринария

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………… 4 с.

1.Структура и содержание дисциплины…………………………….. 7 с.

1.1 . Предмет и задачи иммунологии. Иммунология как наука.

1.2. Понятие об иммунной системе.

1.3 Механизмы иммунитета. Антигены и иммуноглобулины

1.4 Регуляторные клетки иммунной системы и их поверхностные структуры.

1.5 Гормоны и медиаторы иммунной системы.

1.6 Генетический контроль иммунного ответа. Апоптоз. Главный комплекс гистосовместимости.

1.7 Иммунологическая толерантность

1.8 Теории иммунитета.

1.9 Фило- и онтогенез системы иммунитета.

1.10 Модельные системы в фундаментальной и прикладной иммунологии.

2. Методические указания и задание для контрольной работы……. 9 с.

Список рекомендованной литературы…………………………………. 13 с.

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» - дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические навыки по использованию достижений иммунологии в клинической практике и исследовательской работе.

Основными задачами курса «Иммунология» являются:

- дать полное представление об иммунологии, как дисциплине в целом, так и об основополагающих разделах общей (фундаментальной) и частной (клинической) иммунологии;

-показать роль врожденного и приобретенного (адаптивного) иммунитета в поддержании генетической целостности организма в процесс онтогенеза и роль их нарушений в формировании иммунозависимых патологических состояний;

- дать современные представления о стволовых клетках, их биологической роли, дифференцировке и пластичности; изучить структурно-функциональное строение системы иммунитета;

- изучить формы реакций клеточных субпопуляций иммунной системы на антигенное раздражение, значение их взаимодействий и продуцируемых продуктов в реакциях гуморального и клеточного иммунитета;

- рассмотреть генетические структуры, контролирующие функции иммунной системы, и биологическую роль главного комплекса гистосовместимости;

- рассмотреть основные этапы формирования системы иммунитета (антигеннезависимая дифференцировка иммуноцитов) и ее перестройки при антигеном раздражении (антигензависимая дифференцировка клеток иммунной системы);

- научить студентов основным методам экспериментальной иммунологии на организменном, клеточном и молекулярном уровнях с использованием современного лабораторного оборудования;

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ;

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- использует знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;

- стремится к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом;

- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

- способен и готов использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий;

- способен и готов проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее опасных и значимых заболеваний; осуществлять обще-оздоровительные мероприятия по формированию здорового поголовья животных, давать рекомендации по содержанию и кормлению, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными животными;

- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой клинического исследования животных, назначает необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: современные представления о иммунологии и органно-тканевой структуре системы иммунитета животных и птиц, иммунокомпетентные клетки и их рецепторы, механизмы регулирования иммунных процессов на организменном и клеточном уровнях, антигены и антитела их взаимодействие, главный комплекс гистосовместимости и его биологическая значимость, генетическое разнообразие и особенности формирования антиген распознающих рецепторов Т- и В-лимфоцитов, методические основы оценки иммунного статуса, имеет представление о иммунозависимых патологических состояний.

Уметь: на организменном, клеточном и молекулярном уровнях с использованием современного лабораторного оборудования; моделировать нормальные и патологические процессы, оценивать иммунный статус животных и формулировать интерпретации иммунных нарушений.

Владеть: основными методами экспериментальной иммуннологи, моделировать иммунные реакции на организменном и клеточном уровне, методами диагностики иммунопатологий и прогнозирования развития иммунозависимых заболеваний.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины для студентов специальности 020400.62- Биология составляет 2,2 зачетных единицы, для специальности 111801.65 – Ветеринария – 2 ЗЕД

Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов специальности 020400.62- Биология, 111801.65 - Ветеринария

Вид учебной работы

Специальности

020400.62-

Биология

Биология Биология

111801.65 - Ветеринария

Аудиторные занятия (всего)

18

10

В том числе:






Лекции

8

6

Практические занятия (ПЗ)

-




Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

10

4

Самостоятельная работа (всего)

62

62

В том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Контрольная работа

+

+

Другие виды самостоятельной работы







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоемкость часы


80


72

Зачетные единицы

2,2

2



1. Предмет и задачи иммунологии,

иммунология как наука

Введение. Предмет и задачи современной иммунологии. Определение понятия «иммунитет». История развития иммунологии. Исследования Э. Дженнера. Луи Пастер - основоположник иммунологии. Возникновение инфекционной иммунологии (И.И.Мечников, П.Эрлих, Ж. Борде, К. Ландштейнер). Открытие иммунологической толерантности (П.Медавар, Я.Гашек). Открытие системы антигенов гистосовместимости человека (Ж. Доссе). Работы М. Бернета. Развитие отечественной иммунологии (И.И.Мечников, Н.Ф.Гамалея, Л.А.Зильбер, Р.В.Петров, В.Л.Троицкий, В.М.Чумаков, В.М.Жданов, В.В.Анджапаридзе, П.Н.Косяков, П.Ф.Здродовский, В.И.Иоффе и др.). Исторические этапы развития аллергологии. Вклад отечественных ученых в развитие аллергологии (И.И.Мечников, Г.П.Сахаров, А.А.Сиротинин, А.А.Богомолец, А.Д.Адо). Лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине, удостоенные награды за открытия в области иммунологии. Основополагающие открытия, не удостоенные Нобелевской премии.

2. ПОНЯТИЕ ОБ ИММУННОЙ СИСТЕМЕ

Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Центральные и периферические органы иммунной системы. Костный мозг как источник клеток иммунной системы. Тимус — строение, роль в развитии и селекции Т-лимфоцитов, секреторная функция, структура и биологическая роль гормонов тимуса; проблема внетимусного развития Т-лимфоцитов. Лимфатические узлы и селезенка — строение, Т- и В-клеточные зоны. Лимфоидные структуры кожи и слизистых оболочек — структурированная и диффузная лимфоидная ткань, специфика распределения Т- и В-лимфоцитов, дендритных клеток. Роль печени в иммунитете. Микроокружение лимфоцитов — дифференциация стромальных клеток в различных лимфоидных структурах.

Лимфоцит - центральная фигура в иммунной системе. Современные представления о развитии лимфоцитов. Представление о стволовой (родоначальной) кроветворной клетке. Происхождение стволовой клетки, ее характеристики. Циркуляция стволовой клетки. Модели изучения циркуляции стволовых клеток и лимфоидных клеток (организмы парабионты, лучевые химеры и др.). Миграция стволовых клеток в лимфоидные органы. Колониеобразующая способность стволовых клеток, метод селезеночных колоний и их значение в иммунологии.

Понятие о предшественниках Т- и В-лимфоцитов, их характеристика, идентификация. Тимусзависимый путь развития лимфоцитов (Т-клетки). Вилочковая железа - центральный орган в развитии Т-лимфоцитов. Онтогенез и филогенез вилочковой железы. Корковый и мозговой слои, их характеристика. Фолликулы Кларка, тельца Гассаля. Основные этапы дифференцировки Т-клеток в тимусе, значение стромальных элементов, эпителиальных, дендритных клеток, макрофагов. Т-клеточный рецептор (TCR). Эндокринная функция тимуса, гуморальные факторы тимуса. Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме. Тимусзависимые зоны периферических отделов иммунной системы (селезенка, лимфатические узлы и др.).

Особенности лимфоидных скоплений, ассоциированных со слизистыми оболочками в кишечнике, легких, мочеполовой системе, коже и т.д. Роль в иммунитете селезенки, лимфатических узлов, миндалин и других тканей периферического отдела иммунной системы, их морфологические особенности. Значение локального звена в осуществлении иммунных процессов. Рециркуляция и хоминг лимфоцитов — пути рециркуляции, механизмы хоминга, роль молекул адгезии и хемокинов в распределении лимфоцитов в организме, особенности распределения наивных лимфоцитов и клеток памяти. Обновление клеток иммунной системы — срок жизни различных клеток, его изменения после контакта с антигеном, механизм элиминации старых клеток.

Т- и В-лимфоциты, их характеристика, методы идентификации. Понятие о субпопуляциях Т- и В-лимфоцитов: Т-хелперы 1 и 2 типов, Т-супрессоры, Т-киллеры, В-супрессоры, В-хелперы, основные характеристики, роль в иммунных процессах. Принципы получения лимфоцитов из крови, лимфы, лимфоидных органов. Методы культивирования лимфоцитов. Бласттрансформация лимфоцитов, постановка реакции, морфологические и биохимические изменения, значение митогенов и антигенов. Смешанная культура лимфоцитов, принцип постановки, значение генетических различий между донором и реципиентом. Доказательства иммунной природы реакции, области использования. Моноклональные антитела к лимфоцитам.

Понятие о NK- и ЛАК-лимфоцитах, природа, характеристика, идентификация, их роль в иммунных реакциях. К-клетки, феномен антителозависимой клеточной цитотоксичности.

Роль макрофагов в иммунном ответе. Характеристика и генез макрофагов, маркеры, рецепторы. Разнообразие функциональных свойств макрофагов (фагоцитоз, цитотоксичность, переработка и представление анти­гена, секреторная функция и др.). Получение макрофагальных клеток. Дендритные клетки.

Роль нейтрофилов, тучных клеток, базофилов, эозинофилов, эпителиоцитов, тромбоцитов, эритроцитов в иммунных реакциях и воспалении.

Иммуно-нейро-эндокринные связи. Влияние различных гормонов на иммунную систему (половых, кортикостероидных, тиреоидных и др.). Стресс и иммунитет. Нейротрансмиттерные системы и их роль в регуляции иммунных процессов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические рекомендации по «Экологическим основам природопользования»
Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата,...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconПримерная программа наименование дисциплины «иммунология»
Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Цели и задачи...
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания для студента Список рекомендуемой литературы...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В. И. Жукова. М.: Издательство ргсу, 2008
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами»
Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы разработаны...
Экономика и организация производства: методические указания по выполнению контрольной работы/ сост.: В. В. Беспалова, И. А. Иготти....
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы учебная дисциплина...
Общие положения учебной дисциплины цель преподавания дисциплины «Налоги и налогообложение» состоит в изучении налоговой системы Российской...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:...
Настоящее положение разработано на основе приложения к письму Минобразования России от 30. 12. 99 №16-52-290ин/16-13 «Рекомендации...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ Направление...
В методических указаниях излагаются цель и задачи выполнения контрольных работ, дана тематика с примерным кругом вопросов по всем...
Методические указания и задание для контрольной работы с. Список рекомендованной литературы с. Введение основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск