Скачать 1.51 Mb.
|
Русский язык как общеобразовательная дисциплинаПрограмма курса для факультетов УРАОСоставители: д.ф.н., доц. М.Ю. Сидорова, к.ф.н. В.С. СавельевПояснительная запискаПредлагаемая программа содержит обновленное и приближенное к условиям практической работы в вузах представление общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для студентов нефилологических специальностей. Она связана отношениями преемственности с программами «Русский язык и культура речи» (авторы М.Ю. Сидорова, Е.И. Литневская, О.В. Кукушкина, О.Н. Григорьева), рекомендованной НМС по русскому языку УМО университетов России и Министерством образования РФ, и «Русский язык как общеобразовательная дисциплина» (автор Т.В. Соколова, УРАО, 1997). В отличие от первой, настоящая программа рассчитана на семестровый курс, 4 часа в неделю, и может быть реализована преимущественно в форме лекций при минимальном количестве семинарских занятий. По сравнению со второй, данная программа освобождена от ряда теоретических сведений из области общего языкознания. Цель ее не только дать студентам традиционные знания из области культуры речи, но и сделать так, чтобы каждый студент задумался над своими конкретными коммуникативными потребностями; оценил свою компетенцию как говорящего-пишущего и слушающего-читающего; самостоятельно определил возможности совершенствования своей устной и письменной речи и сделал конкретные шаги в этом направлении; осознал внутренние механизмы, которые управляют нашей речью и делают наше общение успешным; научился извлекать максимум полезной информации из разнообразных текстов, с которыми мы встречаемся ежедневно. Соответственно, преподавателю, работающему по программе, предлагается сосредоточиться на: а) обсуждении принципов порождения и понимания русских текстов; б) объяснении особенностей русского языка как средства создания и хранения русской культуры, зеркала русской картины мира, эффективного средства общения и передачи информации в современном мире; в) расширении словарного запаса студентов и уточнении их представлений о значениях известных им русских слов. Таким образом, словарные диктанты, повторение правил пунктуации, исправление орфоэпических ошибок и другие виды учебной деятельности, прочно ассоциирующиеся в сознании учащихся со школьным курсом русского языка, становятся не самоцелью, а компонентами совместной работы преподавателя и студентов, направленной на пробуждение и развитие языкового самосознания последних. Если факультет, на котором читается курс, отводит для него два семестра, то помимо углубленного, более подробного рассмотрения включенных в основной блок программы вопросов предполагается расширение проблематики - краткое ознакомление студентов с историей русского языка (рекомендуется для гуманитарных специальностей) и общими закономерностями развития языка (рекомендуется для технических и естественных специальностей) - см. Приложение 1. Важно, что «Русский язык как общеобразовательная дисциплина» ни в коем случае не приравнивается к курсам «Профессиональная коммуникация», «Язык специальности» и подобным. Данный курс направлен на повышение общей культуры речи студентов, на выработку у них сознательного отношения к родному языку, умения не механически, а творчески организовывать свою речевую деятельность, критически подходить к разнообразнейшему языковому материалу, который их окружает в повседневной жизни. Главная задача курса – добиться того, чтобы у каждого конкретного студента возникло желание говорить (и писать) хорошо: правильно, точно, выразительно – и сформировались необходимые для этого способности. В то же время для мотивации интереса обучающихся необходима ориентация курса на их специальность. Поэтому данная программа, предназначенная для всех нефилологических специальностей, представляет собой модель, матрицу, которая наполняется иллюстративным материалом, соответствующим профилю факультета. Иными словами, тексты для анализа, примеры для обсуждения, лексика и синтаксические конструкции, демонстрирующие те или иные общие закономерности русского языка, привлекаются преподавателем из сферы будущей профессиональной деятельности студентов. Специфика языка профессии также раскрывается по отношению к общелитературной русской речи. Основной материал, необходимый для интеграции курса русского языка в общий процесс обучения по типовым университетским специальностям, содержится в курсе лекций «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» (Сидорова М.Ю., Савельев В.С., М., 2002) и хрестоматии текстов, включенных в учебник «Культура русской речи» (под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Б.Н. М., 2000). Ниже, в Приложении 2, предлагаются дополнительные варианты наполнения программы конкретным языковым материалом для факультетов УРАО. |
Рабочая программа учебной дисциплины биология человека для подготовки... Составители: ПановВ. П., д б н., проф., Сидорова М. В., к б н., проф., Панина Е. В., к б н., Семак А. Э., к с. Х н., доц | Рабочая программа учебной дисциплины гистология для подготовки бакалавров... Составители: Панов В. П.,проф., д б н, Сидорова М. В., проф., к б н., Семак А. Э., доц., к с. Х н., Панина Е. В., Золотова А. В.,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Составители: Дронов И. Е., к и н., доц., Некрасов О. Г., ст преп., Шерстюк М. В., к и н., доц | Рабочая программа учебной дисциплины «история» Составители: Дронов И. Е., к и н., доц., Некрасов О. Г., ст преп., Шерстюк М. В., к и н., доц | ||
И врачебный контроль Разработана на основе программы по лечебной физкультуре и врачебному контролю для студентов лечебных и медико-профилактических факультетов... | Рабочая программа учебной дисциплины экономика труда Бакалавр по... Составители: д э н., доц. Шубенкова Е. В.; д э н., доц. Карташова Л. В., к э н. Миргород Е. Е | ||
Чтение научной литературы Составители: д-р филол наук, проф. С. Г. Воркачев, канд филол наук, доц. Е. А. Воркачева, доц. Н. Ю. Граббе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена: Агаповой С. А., к ф н., доц., Бабак Т. П., к ф н., доц., Коршуновой А. В., к ф н., доц., Штейнгарт... | ||
Литература для подготовки к коллоквиуму Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е.... | Рабочая программа учебной дисциплины Российского государственного медицинского университета (академик ран и рамн, проф. В. С. Савельев, проф. Ю. А. Нестеренко, проф.... | ||
1. Проблема «к-гия» Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е.... | Программа подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации ... | ||
Беглецова Евгения Владимировна Проверил: к филол н., доц. Метликина... Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего... Багреева Е. Г., к ю н доц. Зульфугарзаде, к ю н. Щербаков В. А., к филолог н доц. Фаткина Н. Л., доц. Черданцев В. В | ||
Савельев Петр Иванович Члены Оргкомитета: к ф. н., доц. Болотникова... Охватывает рыбу и дикую фауну; "растение" леса и дикую флору; "вредители" сорняки; и "загрязняющие вещества" пестициды и остатки... | Программа общего курса по языку иврит Составители: к и. н доцент... Программа предназначена для востоковедных вузов и факультетов и определяет объём языкового материала практического курса (по фонетике,... |